Почитание креста, изображений и изваяний
В 4 веке христиане стали поклоняться кресту. Положил начало этому обычаю император Константин, который утверждал, что видел во сне крест в небе, на котором или вокруг которого было написано: «Посредством этого ты победишь». И он сделал крест символом для своей армии в битве у Мильвийского моста, в которой он победил своего противника Максенция. Затем его мать Елена начала искать крест, на котором, как считалось, был распят Иисус. Она утверждала, что ей удалось осуществить задуманное, и она действительно нашла тот самый крест. С этого времени началась история почитания креста. Христианам было предложено почитать крест под предлогом того, что он является средством их спасения.
Все христианские церкви, за исключением протестантских, признали почитание креста частью христианской религии и объявили отвергающего это почитание вероотступником. Они делают золотые, металлические и деревянные кресты и совершают поклоны перед ними. Во время субботней службы после страстной пятницы произносят такие слова: «Мир тебе, крест, и мольба единственная, добавь блага богобоязненным и даруй грешнику прощение грехов».
А Корнилиус Вандик в своей книге «Опровержение измышлений, касающихся поклонения изображениям и изваяниям» приводит другую молитву, читаемую в субботу после страстной пятницы: «Священной Троице, кресту Господа нашего Иисуса Христа, Благословенной Деве Приснодевственной и всем святым да будет постоянная хвала, почитание и слава во всем сущем, а нам прощение всех грехов наших, во веки веков!».
Вандик говорит: «Однако римские священнослужители произносят эти слова на мертвом языке - латыни, и простые прихожане не понимают ни слова из их иноземной речи». Он также говорит: «Две трети христиан в наше время являются идолопоклонниками».
В 4 веке также появилось почитание изображений и изваяний. Мать императора Елена велела привезти ей тело пророка Даниила, а потом Луки, Андрея и Тимофея. Это произошло во время правления Константина.
В эпоху Аркадия привезли останки Самуила, в эпоху Феодосия - останки Исайи, в эпоху последующих императоров - останки Марии Магдалины и Лазаря, а потом сандалии Иисуса, плащ Илии и так далее в том же духе...
Эти останки, а также личные вещи пророков были помещены в церквях, и люди начали приходить к ним, стремясь к благодати и исцелению. Постепенно у каждой гробницы или ларца с мощами появилась своя «специальность». К каждому из них приходили для того, чтобы излечиться от определенной болезни. К могиле святого Артемия приходили мужчины, у которых были проблемы в половой сфере, а женщины приходили по тому же вопросу к могиле святой Мессонии.
В империи господствовали суеверия, мифы и легенды и было немало людей, которые пытались предсказывать будущее. Словом, атмосфера была языческая...
На Константинопольском соборе 754 года присутствовали делегации с Востока и Запада. Они обсуждали религиозные вопросы в течение полугода, после чего постановили: использование изображений и изваяний в поклонении есть возвращение к язычеству и противоречит духу и сути христианства.
Однако на втором Никейском соборе, созванном в 787 году по велению императрицы Ирины, 350 западных епископов постановили вернуть в христианство использование изображений и изваяний в церквях и даже сделали его обязательным (!). Потом Папы Григорий Второй и Григорий Третий приняли решение отлучить от церкви и объявить вероотступниками всех противников этого постановления. Константинопольский собор 842 года подтвердил постановления второго Никейского собора.
Так повлияла на церковные соборы изменчивость людей и их непостоянство. Сначала использование изображений в церквях категорически запретили, а потом вдруг передумали и сделали его обязательными. Как можно согласовать эти противоречивые постановления с утверждением христиан о непогрешимости церковных соборов вследствие того, что их участники были якобы исполнены Святым Духом?..
Известно, что первые христиане отвергали эти проявления язычества и осуждали их. Епископ Кипра однажды проходил по одной местности в Палестине и увидел занавеску с изображением Иисуса. Он разорвал ее со словами: «Подобные деяния - позор для христианского народа!».
Наставник Михаил упоминает в своей книге «Ответ евангелистов на измышления традиционалистов» о том, что он разрывал подобные позорные языческие изображения. Он говорил: «Они изображали этого святого в виде существ, которых не создавал Бог. Например, они изображали человека с собачьей головой, называя его святым Христофором. При этом они поклонялись ему, возносили ему курения и просили его об исцелении. Приличествует ли христианину верить в наличие разума и логики, а тем более святости у собаки?.. Где же она, непогрешимость их церквей?!».
Наставник Михаил также упоминает о том, что они изображали Отца, Сына и Святого Духа и делали их изваяния, а потом поклонялись им.
Выдающийся ученый и знаток христианства Рахматуллах аль-Хинди вопрошает: «Почему христиане не поклоняются ослам? Ведь Иисус въехал в Иерусалим на осле, и крест, на котором его якобы распяли, менее достоин поклонения и почитания, чем, скажем, осел, потому что осел - живое существо, тогда как крест - дерево, неодушевленный предмет, лишенный жизни.
Если же христиане почитают крест потому, что он, как они утверждают, явился средством их спасения, то тогда, по логике, нужно почитать и предателя Иуду Искариота, потому что если бы он не предал Иисуса в руки римских солдат, его бы не распяли и не было бы искупления грехов. К тому же, Иуда был человеком подобно Иисусу, да еще и исполненным Святого Духа (да своего предательства). Почему же это средство (Иуда) проклято, а то (крест) благословенно и благодатно?..»
От христиан порой можно услышать, что они почитают крест потому что на него якобы пролилась кровь Иисуса. Однако кровь его, согласно их же утверждениям, пролилась и на терновый венец, который был возложен на его голову. Почему же христиане не почитают этот венец?
Как мы видим, язычество, проникшее в христианство, выражалось не только в поклонении Иисусу и Святому Духу, но имело много других разновидностей. Христиане со временем начали делать то, за что в различных книгах Библии обещано суровое наказание. Удивительно, но церковь проигнорировала эту угрозу, когда издавала постановления, противоречащие законам, зафиксированным в Пятикнижии Моисея. Вспомним хотя бы: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исход, 20:4-5).
Пятикнижие Моисея угрожает проклятием тому, кто создает изваяния: «...проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (Второзаконие, 27:14-15).
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой уделил их всем народам под всем небом... Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядаю-щий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете...» (Второзаконие, 4:15-24).
Тайная вечеря
Все христианские церкви верят в Тайную вечерю. Они называют ее евхаристией (причащение) и литургией (служба). Обосновывают они это предписание христианства словами Иисуса, который ужинал вместе со своими учениками незадолго до распятия, и, подав ученикам хлеб, сказал: «Это мое тело», а подав им вино, сказал: «Это моя кровь».
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (От Марка, 14:22-24).
А Иоанн упоминает о том, что в самом начале своего служения сказал: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (От Иоанна, 6:50-54).
Христиане утверждают, что Иисус предписал своим ученикам повторять этот ужин: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (От Луки, 22:20).
Следует отметить, что апостол Иоанн не приводит историю об обновлении ужина в своем Евангелии, несмотря на ее важность, а в Евангелии от Луки слова: «...сие творите в Мое воспоминание» были добавлены позже, и ныне они исключены из иезуитского экземпляра Библии, а также из того списка, на основе которого она составлена. Составители этих списков считали упомянутый текст фальсифицированным.
Толкователь Евангелия от Луки Джордж Кирд говорит: «Этот текст был включен в Евангелие в ранний период. Один из переписчиков взял его из Евангелия от Марка (14:24) и 1-го Послания к Коринфянам (11:24-25) ».
Христианские церкви разошлись во мнениях относительно евхаристии. Евангелисты, например, отвергают положение о приобщении к плоти и крови Христа через хлеб и вино. Реформатор Цвингли считал евхаристию просто обрядом, напоминающим о смерти Иисуса[69]. А лютеране утверждают, что Иисус посещает эту церемонию тайным образом, однако они также отвергли идею приобщения к его плоти и крови посредством евхаристии.
Что же касается остальных православных и католических церквей, то они верят в приобщение[70]. Это положение было утверждено Лютеранским собором 1215 года, который возглавил Папа Иннокентий Третий. Православная церковь открыто утвердила это положение уже после появления реформаторов в 16 веке.
Исследователи приводят высказывания протестантов о том, что эта идея противоречит человеческому разуму и восприятию, и что она является нововведением, поскольку ничего подобного не передается от отцов церкви.
Исследователи нашли источник этой странной идеи. Она языческого происхождения. Подобные представления были у нескольких языческих общин, в том числе и у персов, которые считали, что Митра благословил хлеб и вино во время ужина.
Еще до христианства некоторые язычники собирались в одну из суббот на праздник любви, что делают ныне и христиане. Ужин завершался чтением Священной Книги, а по завершении всех ритуалов мужчины и женщины целовали друг друга в знак любви.
Заключение
Мы, наконец, достигли конца нашего долгого пути, который мы проделали в поисках ответа на вопрос: Единый Бог или Троица?
Исследовав множество текстов, мы пришли к выводу о том, что Иисус (мир ему) был одним из величайших пророков Бога, и он никогда не претендовал на Божественность и Господство. Напротив, он неустанно поклонялся Господу и призывал людей на Его путь.
Мы выяснили, что все доказательства Божественности Иисуса, приводимые христианами, несостоятельны, и для того чтобы их опровергнуть достаточно лишь немного поразмышлять над текстами Библии, которые однозначно утверждают человеческую природу и пророческую миссию Иисуса.
Во время наших исследований мы узнали источник, из которого Павел, желавший исказить религию Иисуса, почерпнул эти языческие убеждения. Он превратил христианство в языческую религию, представив ее людям в новом облачении, которое он сам соткал для нее.
Апостолов и учеников Иисуса поглотило пламя римских гонений. А потом началась новая эпоха - эпоха Ислама и его великого пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует.
Благодарю читателя за то, что все это время он сопровождал меня на страницах этой книги, и пользуюсь случаем пригласить его к прочтению новой книги серии «Путь Истины и света» под названием «Действительно ли Иисус (мир ему) искупил наши грехи, приняв крестную смерть?».
О Аллах, укажи нам на истину в том, относительно чего мы разногласим. Поистине, Ты ведешь прямым путем, кого пожелаешь. О Аллах, аминь!
Оглавление
Единый Бог или Троица?. 1
Введение. 1
ИИСУС (МИР ЕМУ) В УБЕЖДЕНИЯХ МУСУЛЬМАН.. 2
УБЕЖДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ХРИСТИАНСТВЕ.. 7
1 - Православие. 7
Ипостаси у православных. 8
2 - Католицизм.. 9
Ипостаси у католиков. 9
3 - Протестантизм.. 10
ХРИСТИАНСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ) 14
Введение к обсуждению доказательств Божественности Иисуса, приводимых христианами. 14
Тексты, приписывающие Иисусу Божественность и Господство. 17
Имена не указывают на Божественность их обладателей. 18
ТЕКСТЫ, НАЗЫВАЮЩИЕ ИИСУСА (МИР ЕМУ) СЫНОМ БОГА.. 19
Иисус (мир ему) назван также «сыном человеческим». 19
УБога много сынов... Являются ли все они богами?. 20
Что в действительности означает словосочетание «сын Бога»?. 21
Первенство (первородство) Иисуса (мир ему) среди всех «сынов Бога». 22
Сын, спустившийся с небес. 23
ТЕКСТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ВОПЛОЩЕНИИ БОГА В ИИСУСЕ (МИР ЕМУ) 25
«Бог в творениях» - метафора. 25
1) Слова Иисуса: «Я и Отец - одно». 26
2) Слова Иисуса: «Видевший Меня видел Отца». 29
3) Иисус - образ Бога?. 31
4) Земной поклон Иисусу (мир ему) 32
ТЕКСТЫ, ПРИПИСЫВАЮЩИЕ ИИСУСУ (МИР ЕМУ) СВОЙСТВА БОГА.. 34
Изначальность Иисуса (мир ему) 34
Альфа и Омега. 38
Предисловие к Евангелию от Иоанна. 38
ТЕКСТЫ, ПРИПИСЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ БОГА ИИСУСУ (МИР ЕМУ) 42
Бог творил через Иисуса (мир ему)?. 42
Иисус (мир ему) - Судия?. 44
Иисус (мир ему) прощает грехи?. 45
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЛИ ЧУДЕСА, ЯВЛЕННЫЕ ИИСУСОМ (МИР ЕМУ) О ЕГО БОЖЕСТВЕННОСТИ?. 48
Чудеса - дар Божий. 48
Библия утверждает, что чудеса не являются доказательством не только Божественности, но и пророчества. 50
Соучастники чудотворца Иисуса (мир ему) 50
Непорочное зачатие. 51
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЛИ ЧУДЕСА, ЯВЛЕННЫЕ ИИСУСОМ (МИР ЕМУ) О ЕГО БОЖЕСТВЕННОСТИ?. 52
Оживление мертвых. 52
Исцеление больных. 53
Знание сокровенного. 54
Власть над злыми духами. 56
Другие чудеса. 56
ТЕКСТЫ БИБЛИИ, ОПРОВЕРГАЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ) 60
УТВЕРЖДЕНИЕ О ПОСТЕПЕННОМ ЯВЛЕНИИ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ) 72
Зачем Богу воплощаться?. 73
ИИСУС ЕСТЬ БОГ?. 78
АЯТЫ СВЯЩЕННОГО КОРАНА, КОТОРЫЕ ХРИСТИАНЕ СЧИТАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ) 83
БОЖЕСТВЕННОСТЬ СВЯТОГО ДУХА.. 87
Опровержение доводов христиан в пользу Божественности Святого Духа. 89
ОБОСНОВАНИЕ ДОГМАТА О ТРОИЦЕ.. 92
Тексты Ветхого Завета и догмат о Троице. 92
Анализ приведенных текстов. 92
Тексты Нового Завета и догмат о Троице. 94
Текст о трех свидетелях. 95
Конец Евангелия от Матфея. 95
КРИТИКА ДОГМАТА О ТРОИЦЕ.. 98
Свидетельства Единобожия в Ветхом Завете. 98
Свидетельства Единобожия в Новом Завете. 99
Троица — тайна, которую невозможно постичь разумом.. 100
ПОЯВЛЕНИЕ ДОГМАТА О ТРОИЦЕ В ХРИСТИАНСТВЕ.. 102
Никейский собор. 102
Константинопольский собор. 105
Единобожие в истории христианства. 105
Единобожие до Никейского собора. 105
Единобожие после Никейского собора. 109
Арианство. 109
Несторианство. 110
Единобожие после Реформации. 111
КАК ПОЯВИЛОСЬ УТВЕРЖДЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ)?. 115
РОЛЬ ПАВЛА В ФОРМИРОВАНИИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ.. 115
Павел и обожествление Иисуса. 116
Павел и Троица. 119
ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ИИСУСА И ТРОИЦА — ДВА ДОГМАТА, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ ДРЕВНИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ.. 121
Боговоплощение в древних языческих верованиях. 121
Воплощение ради спасения и избавления от грехов. 122
Воплотившийся бог - творец. 122
Изначалъность и вечность воплотившихся богов. 123
Дни рождения богов, поклонение и обряды.. 124
ТРОИЦА В ДРЕВНЕЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЯХ.. 125
Языческие обряды католиков. 127
Обожествление Девы Марии у католиков. 127
Почитание креста, изображений и изваяний. 128
Тайная вечеря. 131
Заключение. 133
Оглавление. 134
[1] Поскольку мусульмане называют Бога Аллахом, мы будем употреблять это слово при цитировании Священного Корана и изложении взглядов мусульман, а во всех остальных случаях будем использовать слово «Бог», которое используется в христианской традиции. Прим. пер.
[2] То есть это несовместимо с Его совершенством и святостью.
[3] Об этом упоминается не только в Коране, но и в Библии: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (От Матфея, 15:24).
[4] Джизья - налог, взимаемый с немусульман (людей Писания), живущих на территории мусульман и находящихся под их покровительством. Этот налог взимается только с мужчин в обмен на освобождение от участия в боевых действиях во время войн и защиту от внешнего врага.
[5] В 325 г. Афанасий сопровождал Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию.
В 326 г. после смерти Александра Афанасий был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако после вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 г., арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался признать равноправное сосуществование арианской и православной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церковную общину.
В 335 г. Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти Константина в 337 г.
Повторно изгнан из Александрии в 340 г., после смерти александрийского епископа Григория в 345 г. вернулся на александрийскую кафедру. Осуждён Миланским собором 356 г., после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 г. Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию.
В 365 г. после смерти Юлиана, к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней.
[6] Ахмад Хиджази ас-Сака. Аль-лика байна-ль-ислям ва ан-насраниййа. С. 69.
[7] Мухаммад Маджди Марджан. Аллаху вахид ам салюс. С. 45-47.
[8] Габриэль Абду-ль-масих. Ар-рай ас-сарих фи табиат ва машиат аль-масих. С. 60.
[9] По христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Прим. пер.
[10] Мухаммад Дыйау-р-Рахман аль-Азами. Аль-йахудиййа ва аль-масихиййа. С. 406-407.
[11] Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии и в странах Латинской Америки. Среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, странах Прибалтики (главным образом в Литве).
[12] Ибрахим Халиль Ахмад. Мухадарат фи мукаранат аль-адйан. С. 11.
[13] Камус аль-китаб аль-мукаддас. С. 232.
[14] См.: Евангелие от Матфея (16:19).
[15] Рауф Шаляби. Йа ахля-ль-китаби таалю иля калиматин сава. 261-262.
[16] Реформация (от лат. Reformation - преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенством вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить свою власть и захватить земельные владения церкви.
[17] Вальденсы - приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце 12 века в Лионе. Основатель - Пьер Вальдо. Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась во многих западноевропейских государствах, в основном среди ремесленников и крестьян.
[18] Катары (от греч. Katharos - чистый), приверженцы ереси 11-13 веков, распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции) преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство.
[19] Апостолики (Апостольские братья) - крестьянско-плебейская секта второй половины 13 - начала 14 веков в Северной Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (около 1260 года), с 1300 года возглавлял Дольчино.
[20] Мартин Лютер, Martin Luther, (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене; умер 18 февраля 1546 года там же) - священнослужитель, основатель христианской протестантской церкви, вождь Реформации. Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышлений было покаяние и отпущение грехов. С 1510 он все больше утверждался в мысли, что спасение грешников только в их вере. Продажа католической церковью индульгенций - свидетельств об отпущении грехов - противоречила этому убеждению. 31 октября 1517 года Лютер выдвинул "95 тезисов" против индульгенций. Эта проповедь представляет собой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лживости торгующих ими иерархов католической церкви. С момента опубликования "95 тезисов" начинается Реформация - образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В ответ Лютер публично сжег буллу об отречении. К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал революционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лютер с учениками перевел Библию с латыни на родной язык. Стараясь сделать Писание доступным "даже для верующей дочери мельника", Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпляров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком. Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием "протестантские". Наследие Лютера - лютеранская церковь - даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн. её последователей.
[21] Ульрих Цвингли (1484 — 1531). Ульрих Цвингли получил образование в школах Базеля и Берна (Швейцария), а также в Вене (Австрия). Детство его было счастливым; в то время он не слишком задумывался над вопросом греха. Не чувствуя особого морального рвения, он становится приходским священником в римо-католической церкви. Став пастором «Великой монастырской церкви» в Цюрихе, Цвингли увидел себя в роли ветхозаветного пророка и начал проповедовать против антибиблейских обычаев римо-католической церкви. В 1522 году он открыто порвал, с Римом после того, как изучил труды Мартина Лютера. В этом же году этот разрыв стал окончательным и полным, когда Лютер впервые заменил в своей церкви католическую мессу протестантским причастием. Позже он удалил из церкви иконы, мощи и орган и сделал центром церковной службы проповедь. Цвингли расходился с Лютером во взглядах на причастие, считая, что Вечеря Господня - это лишь таинство напоминания. Гражданские власти поддерживали Цвингли. Под его влиянием реформация начала распространяться по Швейцарии. Цвингли принимал участие в вооруженных действиях против католических государств и погиб в бою с мечом в руках, защищая Библию от традиций.
[22] Жан Кальвин (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 1.4 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В 1532 г. получил в Орлеане докторскую степень. В 1536 г. отправился в швейцарский город Базель, но в пути задержался и обосновался в Женеве. В том же году вынужден был бежать из Женевы, где к власти пришли его противники. С 1538 по 1541 г. служил священником в Страсбурге. В 1541 г. женевский магистрат попросил Кальвина вернуться в город. Кальвин приехал в Женеву, где оставался до самой смерти. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, за время его жизни в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Кальвин умер 27 мая 1564 г. в Женеве.
[23] Рахматуллах аль-Хинди. Изхар аль-хакк. Т. 3. 718-724.
[24] То же самое в Синодальном переводе Библии на русский язык.
[25] А также в Синодальном переводе Библии на русский язык.
[26] Ибрахим Са'ид. Шарх бишарат Люка. С. 504.
[27] Аль-масихиййа нашатуха ва татаввуруха. С. 50.
[28] Сулейман Муфассир. Иса расуль аль-Ислям. С. 44-47.
[29] Ахмад Дидат. Муназарат аль-'аср. С. 135-137.
[30] Камиль Сафан. Масихиййа биля масих. С. 62.
[31] Абду-ль-Карим аль-Хатыб. Аль-масих фи-ль-Куран ва ат-таурат ва аль-инджиль. С. 343.
[32] Ар-рай ас-сарих фи табиат ва машиат аль-масих. С. 59.
Ахмад Абду-ль-Ваххаб. Таифат аль-муваххидина мин аль-масихиййина абара-ль-курун. С. 38-39,45.
[34] То есть это несовместимо с Его совершенством и святостью.
[35] Ахмад Хиджази ас-Сака. Аканим ан-насара. С. 42-44.
[36] Ибрахим Халиль Ахмад. Аль-гуфран байна-ль-ислям ва аль-масихиййа. С. 95.
[37] Мухаммад Абу Захра. Аль-мухадарат фи ан-насраниййа. С. 121.
[38] Мухаммад Васфи. Аль-масих аляйхи-с-салям байна-ль-хакыкат ва аль-авхам. С. 106-107. Ахмад Дидат. Пятьдесят тысяч ошибок в Библии. С. 12.
[39] Хусни аль-Атйар. Акаид ан-насара аль-муваххидин байна-ль-ислям ва аль-масихиййа. С. 230.
[40] Мухаммад Васфи. Аль-масих аляйхи-с-салям байна-ль-хакыкат ва аль-авхам. С. 139.
[41] Евсевий Никомедийский (? — 341) — константинопольский епископ (339—341). Был епископом Берита, затем Никомедии. Имел значительное влияние на Констанцию, жену императора Лициния, сестру императора Константина Великого. На Вселенском Никейском соборе в 325 году выступал защитником Ария, с которым был дружен в юности, а позже вместе с епископом Евсевием Кесарийским был главой примирительной партии, члены которой по имени обоих Евсевиев получили название евсевиан. По завершении собора Евсевий Никомедийский отказался отречься от арианской ереси и был вместе с сообщниками отправлен императором в ссылку в Галлию. В 328 году Евсевий, Арий и другие ариане были возвращены из ссылки Константином, исполнившим предсмертную просьбу своей сестры Констанции. Возглавлял борьбу ариан против защитника православия, александрийского архиепископа Афанасия Великого и добился его низложения и ссылки. Вместе с другими епископами принимал участие в крещении императора Константина Великого, в 337 году умершего на его канонической территории в предместье Никомедии. По приказу императора Констанция II руководил Антиохийским собором 341 года, на котором в Восточной Римской империи умеренное арианство было признано официальным учением.
[42] Афанасию приписывают создание Афанасьевского символа веры: «Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь кафолическую христианскую веру. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель. Кафолическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и кафолическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей, рожденным в должное время. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло идут в вечный огонь. Это — кафолическая вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения».
Однако имеются веские доказательства того, что этот символ был сформулирован намного позже, и автором его был вовсе не Афанасий.
Принятый на Первом Никейском соборе (325 год) Символ веры — формула вероисповедания, в которой провозгласилась божественность Бога-Сына, названного «единосущным Отцу», а после краткого третьего компонента формулы («веруем в Духа Святого») следовала анафема арианству.
Текст Никейского Символа Веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую руку Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь».
В 381 году он был расширен и дополнен Вторым Вселенским собором в Константинополе, после чего стал называться Никео-Константинопольским: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которо