Иисус (мир ему) прощает грехи?

В Евангелиях упомянуто, что Иисус прощал грехи. Так, он простил грехи грешнице и парализованному. Христиане считают это одним из доказательств его Божественности, ибо только Бог может прощать грехи.

Иисус сказал о грешнице: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (От Луки, 7:48).

А вот история парализованного (расслабленного): «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (От Матфея, 9:3). То есть утверждает, что он Бог, прощая грехи.

Однако если мы вернемся к этим двум историям и прочитаем их полностью, мы непременно поймем, что не Иисус простил им грехи. Когда он сказал Марии Магдалине: «Прощаются тебе грехи», людей охватили сомнения: как он, человек, может прощать грехи? Однако Иисус тут же развеял их сомнения, объяснив, что вера этой женщины спасла ее. Необходимо также обратить внимание на то, что Иисус не утверждал, что это он простил грешнице ее грехи. Он лишь сообщил ей о том, что грехи ее прощены, а прощение исходит, разумеется, от Бога.

Для большей ясности приведем эту историю полностью: «...ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (От Луки, 7:46-50). Бог простил ей ее грехи за ее веру, а Иисус лишь сообщил ей о милости, которой покрыл ее Бог. При этом он дал понять присутствующим, что он не богохульствует и не утверждает, что это он прощает людям грехи.

То же самое можно сказать и об истории расслабленного. Иисус не говорил, что это он простил ему грехи. Он только сказал: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Он лишь сообщил ему о том, что его грехи прощены Богом, но не говорил при этом, что это он, Иисус, простил ему его грехи.

И когда иудеи решили, что он богохульствует, Иисус упрекнул их за их скверные мысли и объяснил им, что прощение - от Бога, и что он ничего не делал без Его позволения. Бог велел ему сообщить тому человеку о том, что его грехи прощены. И все остальные чудеса Иисус творил не иначе как с дозволения Бога. Они поняли его слова, и их сомнения развеялись: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Приведем эту историю полностью: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (От Матфея, 9:3-8).

Эту власть даровал ему - и многим другим - Бог: «И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим» (От Луки, 10:22). И если бы не дар Всевышнего, он не смог бы ничего сделать, поскольку не обладал ни силой, ни могуществом: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (От Матфея, 28:18).

Однако эта власть не принадлежала ему, а была дарована ему Богом. А если бы сам Иисус был Богом, он обладал бы этой властью изначально... У него не было такой власти, поскольку он был рабом Божьим: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (От Иоанна, 5:30). Если бы не власть, дарованная ему Богом, ни о каком прощении грехов не могло бы быть и речи.

А теперь обратимся к Евангелию от Луки: «...и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (20:2-4).

Иисус хотел сказать, что прощение грехов и другие чудеса он творит благодаря той же власти, которая была дарована Иоанну Крестителю, а это власть пророчества, и не более того.

Власть прощать грехи Бог дал не только Иисусу, но и его ученикам, и они смогли прощать грехи, связанные с их личными правами: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (От Матфея, 6:14-15).

А если верить Иоанну, то им дано было право прощать любые грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (От Иоанна, 20:23). Следовательно, они не отличаются от Иисуса, однако христиане, как ни странно, не обожествляют никого из них...

Церковь унаследовала от Петра и остальных учеников Христа эту славу и эту власть, и теперь священники прощают грешников путем исповеди или индульгенций. Свои действия они обосновывают той самой властью, унаследованной от Петра: «...и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (От Матфея, 16:19). И если Петр или Папа - наследник его славы - простит человека, то его грех считается прощенным, однако это не свидетельствует о Божественности Петра, Папы или священника.

И эта власть дана не только Петру и его наследникам, но и всем ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (От Матфея, 18:18-20).

Иисус не мог прощать грехи сам, по своему желанию. Он попросил у Бога прощения для иудеев, а если бы сам он мог прощать, то не стал бы просить об этом Господа: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (От Луки, 23:34).

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЛИ ЧУДЕСА, ЯВЛЕННЫЕ ИИСУСОМ (МИР ЕМУ) О ЕГО БОЖЕСТВЕННОСТИ?

В Евангелиях упоминаются многочисленные чудеса, сотворенные Иисусом. Христиане считают их одним из доказательств его Божественности. К этим чудесам относится его рождение без отца, оживление им мертвых, исцеление больных, знание им многого из сокровенного и так далее.

Чудеса - дар Божий

В Коране также упоминается о чудесах, явленных Иисусом (мир ему), и утверждается, что все эти чудеса он совершал по воле Всевышнего и с Его дозволения. Всевышний знакомит нас в Коране со словами Иисуса (мир ему): «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха (Бога). Я исцелю слепогои прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха (Бога). Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы веруете»(Сура 3 «Семейство Имрана», аят 49).

В Библии Иисус также подтверждает, что все явленные им чудеса - от Бога, и не приписывает ни одно из них лично себе: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (От Матфея, 12:28).

Иисус также сказал: «Я перстом Божиим изгоняю бесов...» (От Луки, 11:20).

А теперь вспомним историю Лазаря. Иисус пришел, чтобы воскресить его: «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (От Иоанна, 11:40-41).

Иисус поблагодарил Господа за то, что Он принял его смиренную мольбу, внял ему и воскресил через него Лазаря.

Иисус также обратился к Богу с мольбой, когда хотел накормить большое скопление людей всего пятью хлебами: «Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (От Матфея, 14:19).

Вспомним также историю исцеления глухого: «...и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: еффафа, то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (От Марка, 7:34-35).

Иисус сказал о творимых им чудесах: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (От Матфея, 28:18).

То есть все, что он творит, его чудесные способности - дар Бога. А если бы он сам был Богом, он творил бы чудеса от себя и не нуждался бы в том, кто наделил бы его подобными способностями и чудесным даром.

Сам Иисус ясно сказал, что не обладает ни силой, ни могуществом, и не сможет ничего делать, если Бог не будет поддерживать его и помогать ему: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (от Иоанна, 5:30).

Иисус также сказал: «...дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (От Иоанна, 10:25).

Люди, которым довелось стать свидетелями вершимых Иисусом чудес, поняли, что это чудеса, которые Бог дарует Своим пророкам, и никто из них не считал его Богом из-за явленных им чудес. Вспомним историю исцеленного отрока: «...но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию» (От Луки, 9: 43). То есть все поняли, что чудо - от Бога, а не от самого Иисуса.

Вспомним также согбенную женщину, которую исцелил Иисус: «И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (От Луки, 13:13). Как мы видим, исцеленная славила Бога, а не Иисуса.

То же самое произошло, когда Иисус исцелил расслабленного: «И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (От Матфея, 9:8).

Исцеленный Иисусом слепой также не считал Иисуса Богом: «Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус...» (От Иоанна, 9:10-11).

И когда море успокоилось и волны стихли по его велению, никому из видевших это не пришло в голову, что Иисус - Бог, несмотря на то, что чудо было поистине великим: «Люди же, удивляясь, говорили: что за человек это, что и ветры и море повинуются Ему?» (От Матфея, 8:27).

Когда сестра Лазаря Марфа пожелала, чтобы Иисус воскресил ее брата, она продемонстрировала уверенность в том, что чудеса от Бога, и именно Он поддерживает Иисуса этими чудесами: «Но и теперь знаю, что чего Ты по­просишь у Бога, даст Тебе Бог» (От Иоанна, 11:22).

Петр, самый известный из апостолов, сказал, обращаясь к народу: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями...» (Деяния, 2:22).

Никодим, учитель Закона, также понял секрет чудес, явленных Иисусом. Он понял, что на самом деле они от Бога, Который поддерживает посредством них Иисуса: «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (От Иоанна, 3:2).

В Евангелии говорится, что явленные Иисусом чудеса - дар Божий, и что Иисус, готовясь совершить очередное чудо, опасался, что у него может не получиться. Например, перед воскрешением Лазаря он боялся, что не сможет сделать это: «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно...» (От Иоанна, 11:37-38).

А в некоторых случаях фарисеи требовали от него явить чудо, однако Иисус не мог сделать этого или не делал: «Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону» (От Марка, 8:11-13).

Когда к Иисусу пришло множество иудеев с требованием явить чудо, он оставил без внимания их требование: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (От Матфея, 12:38-39).

К тому же, если явленные Иисусом чудеса подтверждают его Божественность, то почему он велел скрывать их? Ведь они указывают на его истинную сущность: «...и сказал ему: смотри, никому ничего не говори» (От Марка, 1:44).

Исцелив слепых, Иисус «строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (От Матфея, 9:31).

А другому исцеленному им слепому Иисус сказал: «...не заходи в селение и не рассказывай никому в селении» (От Марка, 8:26).

То же произошло и в другой раз: «Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем» (От Матфея, 12:14-16).

Иисус велел скрывать совершаемые им чудеса, чтобы они не отвлекали людей от содержания его призыва. А если бы они свидетельствовали о его Божественности, он должен был бы, напротив, привлечь к ним внимание людей.

Наши рекомендации