Слово мудрости и слово знания часто действуют вместе
Уча об этих дарах, мы обычно разделяем их и рассматриваем по отдельности; однако они часто действуют вместе.
Например, когда Господь заговорил с Иоанном на острове Патмос, это было в форме видения. Иисус явился Иоанну и рассказал ему о состоянии семи церквей в Малой Азии. Знание о тогдашнем состоянии тех семи церквей было проявлением слова знания.
Затем Господь дал Иоанну слово мудрости. Иисус дал наставление каждой церкви, что делать в будущем согласно Его плану и целям для каждой из них.
Совместное действие этих двух даров мы видим на примере рядового верующего Анании.
ДЕЯНИЯ 9:10-16
10В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 И видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
В этом отрывке мы видим действие и дара слова знания, и слова мудрости. Господь сказал Анании пойти и найти Савла и что Савл молился и видел видение. Господь даже точно назвал Анании улицу, дом и человека, к которому нужно было пойти. Всё это были факты настоящего времени. Дух Святой также раскрыл Анании, что в видении Савл увидел человека по имени Анания, который приходит и возлагает на него руки, чтобы Савл прозрел. И это было откровение, данное Анании через видение, о состоянии Павла в то время. Следовательно, это было действие слова знания.
Но Анании было дано и ещё одно откровение. Это было слово мудрости, потому что оно раскрывало план и цель Божьи, как и написано в 15-м стихе: «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями и сынами Израилевыми».
Господь дал ещё одно откровение: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё». Это не означало, что Савлу (позднее названному Павлом) предстояло быть больным ради Иисуса, но означало, что ему предстояло перенести сильное гонение и физические трудности. Так оно и случилось. Его побивали камнями почти до смерти. Пять раз Иудеи давали ему по тридцать девять ударов палками. Три раза он терпел кораблекрушение. Куда бы Павел ни шёл, против него поднимались люди, и он много пострадал за Бога. Это откровение, данное Анании относительно великих страданий Павла, также было проявлением этого сверхъестественного дара, который называется словом мудрости.
В восьмой главе Деяний мы видим ещё один пример действия этого дара слова мудрости в жизни рядового верующего. В то время Филипп всё ещё был диаконом; он был поставлен на раздачу пищи. Позднее Бог призвал его на служение Евангелиста.
ДЕЯНИЯ 8:26-29
А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
Возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
Бог раскрыл Свои план и цель Филиппу через ангела. В этом задании Бог указал Филиппу, что ему надо было сделать, - точно так же, как кто-то мог быть водимым Духом. Бог сказал ему пойти в пустынное место, и Филиппу пришлось пойти верой. Сообщение ангела было откровением, раскрывающим что-то о цели и плане Бога; не обо всём плане Божьем, но только частично - только слово. Следовательно, это было действие слова мудрости.
Естественная мудрость
Слово мудрости часто путают с житейской мудростью, которая нужна в житейских делах. Но такая мудрость не является духовным даром Святого Духа.
В начале служения Иисуса Навина Бог сказал ему, что ключом его успеха будет размышление над Словом Божьим: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).
В другом переводе читаем: «Ты сделаешься обеспеченным и сможешь поступать благоразумно в делах житейских».
Да, благодаря знанию Слова Божьего можно получать мудрость, но это не сверхъестественное проявление дара слова мудрости.
Некоторые люди думают, что мудрость Соломона была проявлением сверхъестественного слова мудрости. Но это не так. Бог дал Соломону его мудрость. Эта же самая мудрость обещана нам в Иакова 1:5: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему».
Иаков говорит здесь о житейской мудрости — мудрости знать, как поступать согласно своему званию христианина. Бог пообещал эту мудрость, которую я называю общей мудростью для житейских дел, всем, кто попросит её. Бог даёт мудрость, но всё равно это не сверхъестественное проявление слова мудрости.
Обращаясь к верующим, Иаков сказал, что если у кого недостаёт мудрости, то пусть просит у Бога. А Павел говорит в нашем отрывке: «Одному даётся слово мудрости» - одному; не всем, но одному. Подразумевается, что эти проявления не могут быть у всех. Павел завершает, говоря, что проявления сверхъестественных даров Святого Духа даются только по усмотрению Духа.
Когда Бог считает нужным раскрыть Свои намерения, цель и план человеку, Он делает это посредством сверхъестественного проявления слова мудрости. Дар слова мудрости нельзя смешивать с простой житейской мудростью, которую Он даёт всем, кто ее просит.
Текст наизусть:«Одному даётся Духом слово мудрости...» (1-е Кор. 12:8).
Урок 5
Дар слова мудрости (часть 2)
Тексты из Библии:Деяния 11:28-30; 21:10, 11
Центральная истина:Через слово мудрости Бог раскрывает Свои цель и план для будущего.
Иногда то, что мы называем пророчеством, - вовсе не дар пророчества. Если в том, что высказано, есть элемент откровения, то фактически это слово знания.
В простом даре пророчества нет откровения. Согласно 1-му Коринфянам 14:3, дар пророчества «...говорит людям в НАЗИДАНИЕ, УВЕЩАНИЕ и УТЕШЕНИЕ». Если человек действует только в простом даре пророчества, если в его служении нет проявления других даров, тогда его пророчества будут связаны с назиданием, увещанием и утешением.
С другой стороны, в жизни ветхозаветных пророков должны были действовать дары Святого Духа для того, чтобы они могли исполнить пророческое служение, потому что они предсказывали будущее. Как мы уже заметили, в простом даре пророчества нет предсказания. Поэтому предсказания пророков, хотя они давались в пророчестве, фактически были словами мудрости. Например, мы едем в машине, но мы не машина. Точно так же, иногда слово мудрости передаётся пророчеством, но на самом деле это не пророчество. Это слово мудрости.
Слово мудрости может проявляться во многих формах Слово мудрости, подобно слову знания, может быть дано через слышимый голос, видение или сон. Оно также может быть дано через речевой дар пророчества или языки и истолкование.
В Ветхом Завете Иосиф получил слово мудрости через сон, в котором были показаны план и цель Божьи на будущее.
Моисей получил откровение о законе, слыша голос, когда Бог давал ему этот закон. Этот закон был целью Божьей для Израиля; поэтому должно было проявиться слово мудрости.
Это же относится и к пророкам Ветхого Завета, которые много пророчествовали о будущем Израиля, Новом Завете, приходе Мессии и даже о событиях, которым ещё предстоит исполниться. Они передавали это через пророчество, но на самом деле они принимали слово мудрости.
На протяжении Ветхого Завета, когда пророки пророчествовали, слово мудрости и слово знания шли рука об руку. В Новом Завете мы видим в действии то же самое.
ДЕЯНИЯ 11:28-30
28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 Что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Агав пророчествовал о том, что наступает засуха, и люди поверили ему, потому что это был бескомпромиссный человек, у которого было проверенное служение (Нельзя верить всему, что говорят. У нас должно быть какое-то различение для того, чтобы судить в соответствии со Словом Божьим). Но когда Агав пророчествовал о засухе, люди начали немедленно собирать помощь жертвам засухи.
Мы снова читаем о пророке Агаве в двадцать первой главе Деяний. Павел и его спутники, включая Луку, автора Деяний, находились в доме Филиппа.
ДЕЯНИЯ 21:10,11