Страшное Божие наказание постигает народ
Если он убивает Пророка
(Старец Николай (Гурьянов)
А теперь вернемся мысленно ровно на сто лет назад… Чтобы глубже осознать, что с нами случилось. Вернемся в Петроград, стольный гордый град, отдавший на заклание Царскую Семью и гнавший, терзавший, и, наконец, умучивший святого праведника, посланного Самим Богом сибирского богомольца Григория, пришедшего спасти от погибели все наше русское святое, не причинившего никому зла… Силы, духовно разлагавшие русский народ, были теми же силами, что стремились опорочить Царского Друга в глазах русского человека и убить его. Им это удалось, но последствия этого жертвоприношения ужасны. Россия несет епитимию… Наказание… Страшное Божие наказание постигает народ, если он убивает Пророка.
Хрупкая фигура Друга Царева оказалась плотиной, сдерживавшей великие потоки крови, которые затем смешались с кровию его врагов и гонителей, и смыли их самих с лица Русской Земли. Бог послал такого человека, как Григорий, в Россию накануне страшных потрясений, чтобы спасти от беды. Предостерегал и останавливал зло, посылая Своего избранника в обезумевший мир. Даже в языческий город Ниневию послал Пророка Иону, дабы возвестить о грядущем наказании. Жители Ниневии покаялись, и Бог помиловал их. Однако в большинстве других случаев, когда Бог посылал пророков, их не слушали, но гнали и убивали, а после смерти – злословили.
Вот и Григория так… Он был послан Богом для укрепления Царской Семьи в наитруднейшее для России время. Мог остановить кровь Наследника Цесаревича Алексия, что было неподвластно никаким врачам. Это имело глубокое мистическое значение. Григорий был призван Господом предотвратить грядущее кровопролитие. Если бы к его Вести прислушались! Как к Вести Пророка Ионы…
«Григорий Ефимович был пылающий Светильник, - делает вывод исследователь его подвига Олег Жиганков. – Он был воплощением изложенной в Евангелии Правды Божией, - недаром враги называли его «Книжкой»… Григорий учил Царей и Народ от Слова Божия, от Священного Писания. Он жил Им… И все, чему он хотел научить людей, - это слушать и слышать Слово Божие, Евангелие, - и следовать Ему. Он горячо молился, чтобы русский народ взял в руки Евангелие, а не мечи. Если бы его тогда послушали… Или хотя бы сейчас…
Из многих воспоминаний знаем прореченное Григорием: «Я скоро умру в ужаснейших страданиях. Но что делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для моих дорогих Государей и Святой Руси»… Писательнице Тэффи (Н. Лохвицкой), открыл: «Хотят убить… Одного не понимают, меня убьют, и Рассеи конец. Вместе нас похоронят. Беда, темно, просвету нету. Вздохнуть не могу. Боль в груди. Убить хотят. А того не ведают, ежели меня один раз убьют, Рассею один раз разделят, ежели два раза, то два раза разделят. А если бесы трижды меня убивать станут, так трижды разделят. Воронье…
Тяжко Божие наказание. Сердце ноет. Спать не могу. Сожгут они меня, безбожники. Чую, сожгут, мертвого сожгут. Они не знают: Распутина убьют, Рассеи конец. Не попусти безумным торжествовать. Они не меня будут жечь. Огонь по всей Рассеи пройдет. Мне плохо. Всем плохо будет, горько будет…
Вспомни, вспомни потом. Трижды Рассеа пожарами займется. Я дым от пожарищ нутром чую, гарью пахнет. Куда не пойду, всюду гарь. Убьют меня, а месяца так через пяток и полыхнет. Все тонет в крови, велика погибель, без конца печаль» (Из интервью с писательницей Тэффи. Архив Губонина М.И.)
«Немного терпения, немного милосердия…
Бог благословит Россию…»
Настал последний день…16 декабря 1916 года. Григорий Ефимович вернулся от Всенощной на Пророка Даниила из Казанского Собора, где истово, слезно молился, предвидя все, что грядет… Грядет на Россию… На весь мир… Приведем последние слова, сказанные святым Старцем своим духовным чадам, которые сохранились в их памяти:
«Когда меня они убьют, а они меня точно убьют. […]
Он ласково улыбнулся, но на глазах у него были слезы.
– Я вас всех люблю во Христе и хотел бы никогда с вами не разлучаться, но может быть, скоро придется мне вас покинуть. […] Бог правит всей нашей жизнию и все, что бывает, то по Воле Его. Вот вы мне все говорите: будь осторожным, но разве осторожность кого от смерти спасла? Истинный христианин не должен страшиться смерти, а идти навстречу ей, когда она приходит: раньше или позже, что делать! Но тот, кто хочет меня убить, должен быть хитер, как я, иначе не дерзнет, побоится не только людей, но и Бога, потому что я Его слуга, и Он отмстит за смерть мою... Убивающий – ничто, это, может быть, очень несчастный человек, ему когда-нибудь Бог простит... Но те, кто его подстрекают на убийство, уговаривают убить, работают во тьме, внушают ненависть – вот истинные преступники, они в ответе за все беды России! Если они меня теперь убьют – конец Царствованию Николая Второго!
Преступление против Слова Божия тяжко карается. […] Воля Божия, которая всем правит, а не куколки на ниточках, которые думают, что они все творят, они сами часто не знают, что делать, чтобы совершить то, что хотят!»… Служителей той силы, которая управляла убийцами, Григорий Ефимович называл «братьями зла». «Только бы десять лет мне пожить еще! – говорил он. – Все можно было бы спасти... Царевич войдет в совершенные лета, здоровье Его улучшится, Он в Свой черед станет Императором... Война останется как страшный сон. Только немного терпения, немного милосердия, чтобы все стали счастливы! Бог благословит Россию... Я уеду на Афон молить Пресвятую Богородицу спасти и сохранить нас». (Фомин С.В. Весь ветром подбит. М.2015. C.326).
О запрете почитать Мученика Григория
Часто в церковном обществе ссылаются на запрет почитания Григория Ефимовича Архиерейским Собором 2004 года. Замечательно выразил отношение православного народа к этим «запретам» О.А. Платонов в статье «Старец Григорий и церковные либералы»(http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/11/04/starec_grigorij_i_cerkovnye_liberaly
Деяния этого Собора противоречат не только процедурно-каноническим нормам, но и духовным основам Православной Церкви, одно из фундаментальных самоопределений которой – «Соборная». Соборность Церкви традиционно понимается как представительство отнюдь не только епископата, а всей церковной полноты. В своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «В последнее время появилось довольно много, с позволения сказать, икон Царя Иоанна Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей, причем прекрасно изданных. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей православия и самодержавия пытается самочинно, «с черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить не очень осведомленных людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет».
Когда я прочла эти гневные строки праведному Батюшке Николаю (Гурьянову), он спросил, волнуясь: «Это кто так говорит?» — Ответила: «Патриарх». — «Патриарх?! Прости его, Господи и помилуй!» — с сокрушением молвил Батюшка. — «Как же так?! Ведь Патриарху такие слова даже думать нельзя, а не только произносить… Прости его, Господи… Что-то такое кривенькое у них. Так нельзя!»
Батюшка Николай о тех, кто злословил, клеветал, гнал и продолжает гнать Г.Е.Распутина, сказал: «Помоги, Господи, им нести свое наказание»… И добавил: «Грешно быть с чернителями заодно… Бог не простит».
После отрицательного решения Собора Архиереев в 2000 году (затем, и в 2004), отец Николай предпринял все возможное для прославления церковным народом Великомученика Григория: благословил написать и издать Житие, составлять Службу и Акафист, писать иконы, ставить Храмы в его святую память - великого русского Пророка Григория… На все это отец Николай получил извещение от Самого Господа и Царственных Святых…
Ибо уже поздно… Сейчас гораздо позже, чем мы думаем…
Дар Старца Николая (Гурьянова)
Свидетельствовать об Истине
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего безсильнее лжи, хотя бы она прикрывалась безчисленными покровами»… Батюшка Николай не боялся обличать изуверское беззаконие. Я не встречала на своем пути иного человека, который бы имел такую свободу души и внутреннюю независимость от ложных условностей. Незлобивый от природы, он никогда не позволял неправде господствовать над собой, был честен и мужественен, неподвластен тьме и заблуждениям. Благодатное сердце его ведало Христа, и он ни на минуту не сомневался, что Григорий Ефимович свят, Мученик пред Небом. И низкий ему поклон, что не унес он это знание с собою в Вечность, оставив нас в глухом помрачении.
Отец Николай подарил нам духовное сокровище, которое стяжал молитвенным трудом, стяжал ведение истины в отношении Григория и смог донести и до наших сердец, найдя много душ, которые с благодарностию приняли это сокровище. Ведь многие гнушались Григорием не от злобы, а от неведения, по злому навету, исходящему от жестоких и гневных людей, питающих вражду ко всему Царскому и Русскому и не желающих потрудиться самую малость, чтобы прикоснуться к правде.
Никакой «рассудочный» душевный анализ некоторых священнослужителей и их предположения о том, что Батюшка Николай «плохо знал историю», «не был осведомлен с основными историческими событиями» и мог заблуждаться по причине «преклонного возраста» и старческой доброты и наивности, не могут быть взяты во внимание, ибо в Православии иной закон — Благодати.
Некогда отцы наши задались вопросом: какая добродетель выше всех? Стали называть — каждый то, что предпочитал из своего подвижнического опыта: один назвал пост и воздержание, другой — молитву, третий — молчание, плач, покаяние, иной милостыню…
«Но Антоний Великий назвал главным духовное рассуждение, без которого все остальные подвиги не только не принесут пользу, но и неисцелимо повредят. Все самое лучшее и самое правильное без духовного рассуждения превращается в коварнейшее зло, отравляет душу более всякого тяжкого греха. Но что такое «духовная рассудительность»? Называют ее еще «разум Христов» или «око ума», а отец Серафим (Роуз) очень удачно зовет «православием сердца». Можно сказать, что это есть новое, как бы шестое чувство, духовное зрение, которым человек видит духовную сторону вещей, «корни» вещей, событий, протянутые в духовный мир — за пределы обычных рассудочных понятий. Посевается это «чувство» в душе христианина при Таинстве Миропомазания, а раскрывается и проясняется по мере его личного духовного подвига и роста»(Архим. Лазарь (Абашидзе). Меч обоюдоострый. Благодатный огонь №4. 2000. С. 33).
У отца Николая было духовное зрение, чистое око ума, разум Христов и православие сердца, — а оно, замечает архимандрит Лазарь (Абашидзе), в отличие от душевного разумения и знания, «видит и вглубь, и вширь, и в прошлое, и в будущее, просто видит — необъяснимо, недоказуемо, помимо логики, без анализа и испытания. Бог открывает это знание — в духе человека, в сердце». Батюшка стяжал Благодать Святого Духа и был просвещен Ею, это доподлинно известно, а мы не имеем той духовной высоты, чтобы дерзко «оспаривать» ведомое и извещенное от Духа Старцу: на нем был дух древних отцов и подвижников, и пламя его молитвы пробилось сквозь толщу тьмы и лжи. Он пребывал во Свете…
Но что могут свидетельствовать о Свете современные исследователи-миссионеры, которые не имеют ни молитвы, ни благодати, ни дерзновения, ни веры, ни любви к Богу?! Если они вооружены тусклыми фонариками материализма и едва видят очертания предметов… Разве им открыта суть вещей, как отцам, прежним старцам?! Не имея силы ушедших отцов, они только и повторяют как «заклинание» — «послушание священноначалию», и совершенно отсутствует в их призывах желание знать главное: Волю Божию… И послушание Истине, то есть Христу, отсутствует в их наставлениях. А молитвы и подвиги отцов для них лишь «старческая немощь»!
Отцы же наши были всегда с Богом и слышали Его прикровенное Слово. Батюшка Николай донес до Церкви благословение Божие — исповедал святость незабвенного Григория и очистил ото лжи, заповедав это и нам, его пастве. Ныне множество народа стали наследниками его благословения — чтить и любить Царского Друга Григория как свято чтили и любили его Августейшие Страдальцы, прославленные Вселенской Церковию, знавшие силу его молитвы и подвиг. Одухотворенный странник, молитвенник-чудотворец, человек Божий и пророк, искренний настоящий Друг и духовный отец — именно так воспринимали личность Григория Ефимовича Царственные Святые. Григорий любил Их больше жизни и отдал ее, не колеблясь, за своих «обожаемых Монархов». Он ушел, выполнив предреченное Богом — стал жертвой чистой великого святостию Русского Народа за Царя.
Скорбная, плачущая, тихо молящаяся Русь Прикровенная, Царский Китеж, отдала лучшего из сынов. Они были самыми близкими его сердцу, и именно Их слово об отце Григории является для всей церковной полноты словом решающим. Вновь и вновь приводим заключение безпристрастного следователя ЧСК Руднева В. М., в результате всестороннего расследования убедившегося в том, что все обвинения, возводимые на Григория Ефимовича — клевета.
«Источник влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств, и вместе с тем Их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Россию перед Богом» (Руднев В. М. Правда о Царской Семье и «темных силах». С.14).
«Григорий Ефимович – Глыба!»
(Смирнов В.Л.)
После чудесного явления Иконы Григория в отчем доме в Покровском 17 декабря 2016 года прошло немного времени. И вот, 4 января 2017 года, получила от основателей музея Владимира и Марины Смирновых весточку, от которой сердце затрепетало: «Матушка Николая! Вы не представляете, что сегодня было! В 9.00 утра подошло [к музею] 3 автобуса по 45-48 человек. [Мы] вынесли все диваны, вешалки, стулья. Двери открыты… [А на улице за 30 градусов мороза!] После погона [Государя]Николая [Александровича] Марина показала Икону [Мученика] Григория… Все стояли молча с минуту… Одна женщина встала на колени и заплакала… Я в первый раз для себя с удивлениемпонял: ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ – ГЛЫБА! Стояли пожилые мужики, школьники… И это было единение народа…Фотографировать рука не поднялась».
Это ли не свидетельство народной любви к человеку, отмеченному Богом, особо одаренному, владеющему духовными дарами, какие не даны обыкновенным смертным?! Это ли не любовь к оболганному, затравленному и умученному «братьями зла» русскому святому?! Это ли не начало снятия епитимии за допущенное убиение Божия Пророка, Царского Пророка Григория Русского?! Именно о таком церковном почитании Мученика Григория – реальном факте народной жизни - и говорил благодатный Старец Николай. «Любовь ко Святым — любовь к Богу, - говорил отче. - Праведников подобает твердо защищать, и ложьна них - обличать. Надо любить Святых».
Схимонахиня Николая (Гроян)