Новые инструменты управления качеством.Контрольный листок.
Контрольный листок — это форма для систематического сбора данных и ав- томатического их упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования собранной информации. Контрольный листок — это бумажный бланк, на котором заранее напечатаны названия и диапазоны контролируемых показателей, с тем чтобы можно было легко и точно записать данные измерений и упорядочить их для дальнейшего использования. Этот инструмент (контрольный листок) служит средством для сбора и упорядочения первичных данных. Он используется для получения ответа на вопрос «Как часто встречаются изучаемые события?». Применяются следующие виды контрольных листков: • контрольный листок для регистрации измеряемого параметра в ходе про- изводственного процесса; • контрольный листок для регистрации видов несоответствий; • контрольный листок для оценки воспроизводимости и работоспособнос- ти технологического процесса и т. п. Предусматриваются следующие этапы выполнения сбора данных с исполь- зованием контрольных листков: 1. Формулирование соответствующих вопросов относительно конкретных требований по качеству. 2. Выбор необходимых методов анализа данных и подтверждение их эффек- тивности. 3. Правильное обозначение точек сбора данных в технологическом процессе. 4. Назначение добросовестного рабочего для сбора данных. 5. Оценка способностей и возможностей рабочего по своевременному сбору данных. 6. Разработка формы бланков для сбора данных (формы контрольных ли- стков). 7. Подготовка инструкции по выполнению сбора данных. 8. Тщательная проверка разработанных бланков и инструкций. 9. Инструктаж и обучение рабочих. 10. Периодические проверки осуществления процесса сбора данных и полу чаемых результатов. Форма контрольного листка разрабатывается в соответствии с конкретной ситуацией. В любом случае в нем указываются: • объект изучения (например, наименование и/или чертеж изделия или детали); • таблица регистрации данных о контролируемом параметре (например, линейный размер изделия или детали); • место контроля (цех, участок); • должность и фамилия работника, регистрирующего данные; • дата сбора данных; • продолжительность наблюдения и наименование контрольного прибора (если он применяется в ходе наблюдения). В регистрационной таблице в соответствующей графе проставляются точки, черточки, крестики и другие условные знаки, соответствующие количеству Глава 3 Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством наблюдаемых событий.
1. Структура Комитета по техническому регулированию и метрологии в РК….
2. Нормативно-правовые акты по техническому регулированию и метрологии в РК…Закон Республики Казахстан
«О техническом регулировании»,Закон Республики Казахстан
«Об обеспечении единства измерений»,Закон Республики Казахстан
«Об аккредитации в области оценки соответствия»,Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан,Отраслевая программа по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества в Республике Казахстан.
3. Цели в области технического регулирования в рамках ГПИИР…Ограничение отечественного рынка от опасной и некачественной (нестандартной) продукции, которая достигается путем установления в технических регламентах высоких требований к безопасности и качеству продукции.Создание условий для производства продукции соответствующей мировым стандартам, внедрения систем менеджмента и технологического перевооружения
4. Проблемы пищевых продуктов. Продукты растительного происхождения… использование неразрешенных красителей, консервантов, антиокислителей или их применение в повышенных дозах;
- применение новых нетрадиционных технологий производства продуктов питания или отдельных пищевых веществ, в том числе полученных путем химического и микробиологического синтеза;
- загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами, используемыми для борьбы с вредителями растений;
- нарушение гигиенических правил использования удобрений (в растениеводстве), оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства, коммунальных и других сточных вод, осадков очистных сооружений и др.;
- использование в животноводстве и птицеводстве неразрешенных кормовых добавок, консервантов, стимуляторов роста, профилактических и лечебных медикаментов или применение разрешенных добавок в повышенных дозах;
- миграция в продукты питания токсических веществ из пищевого оборудования, посуды, инвентаря, тары, упаковок вследствие использования неразрешенных полимерных, резиновых и металлических материалов;
- образование в пищевых продуктах эндогенных токсических соединений в процессе теплового воздействия (например, кипячения, жарения, облучения), других способов технологической обработки;
- несоблюдение санитарных требований в технологии производства и хранения пищевых продуктов, что приводит к образованию бактериальных токсинов (микотоксины, ботулотоксины и т.д.);
- поступление в продукты питания токсических веществ, в том числе радионуклидов, из окружающей среды – атмосферного воздуха, почвы, водоемов.
5. Схема цикла качества («Петля качества»). Основные направлениях хозяйствования… Под петлей качества в соответствии с международнымистандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 5) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
6. Оценка уровня качества продукции. Программа испытаний. Последовательность подготовки и проведения испытаний…
7. Диаграмма причин и результатов. Вычерчивание… Диаграмма представляет собой средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать. При вычерчивании причинно-следственной диаграммы Исикавы самые значимые параметры и факторы располагают (см. рис. 3.6) наиболее близко к голове «рыбьего скелета». Построение начинают с того, что к центральной горизонтальной стрелке, изображающей объект анализа, подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы (группы факторов), влияющие на объект анализа. Далее к каждой первичной стрелке подводят стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят стрелки третьего порядка и т. д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, представляет собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая — как следствие.
8. Пояснить формулы 4 М. Привести примеры…«4М» = material (материал) + machine (машина) + man (человек) + method (метод ),
9. Пояснить формулы 5 М.Привести примеры…«5М» = «4М» + milieu (среда)
менеджер (человек);
-машина;
-метод;
-материал;
-медиум (среда).
В отдельных случаях главные факторы могут определяться и иначе в зависимости от особенностей производства. В частности, не исключены ситуации, когда главных факторов может быть и меньше, а иногда их число может быть и больше пяти.
Пример:
Пусть исследуется причина порчи продукции при перевозке ее автотранспортом. Тогда главными факторами, которые обуславливают дефект – порчу продукции - будут:
-менеджер ( водитель, сопровождающие лица);
-машина (автомобиль);
-метод транспортировки (манера управления, способы упаковки продукции, скорость транспортировки);
-материал (горюче-смазочные или упаковочные материалы);
-медиум (состояние дорог, погодные условия сроки поставки).
10. Пояснить формулы 6 М. Привести примеры…«6М» = «5М» + monitoring (контроль)