Структура российской системы аккредитации
СОВЕТ ПО АККРЕДИТАЦИИ В РФ |
В добровольной (законодательно нерегулируемой) сфере |
В обязательной (законодательно регулируемой) сфере |
ОРГАНЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ |
Другие федеральные органы исполнительной власти (Ростехрегулирование, Минпромэнерго РФ) |
Госстандарт России |
Юридические лица, отвечающие установленным требованиям |
ОБЪЕКТЫ АККРЕДИТАЦИИ |
-Испытательные лаборатории -Измерительные лаборатории -Метрологические службы юридических лиц -Органы по сертификации -Организации подготовки экспертов -Контролирующие организации |
-Испытательные лаборатории -Органы по сертификации -Организации подготовки экспертов -Контролирующие организации |
-Испытательные лаборатории -Органы по сертификации -Организации подготовки экспертов |
Этапы процесса аккредитации
ПОДАЧА ЗАЯВКИ -Запрос об аккредитации -Предварительное обсуждение -Заявка на аккредитацию -Регистрация заявки -Анализ заявки -Заключение договора |
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ -Назначение экспертов -Формирование экспертной комиссии -Анализ заявочных документов в органе по аккредитации -Проведение экспертизы на месте -Составление отчёта |
РЕШЕНИЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ -Проверка результатов экспертизы и решение об аккредитации -Оформление аттестата аккредитации -Регистрация в реестре |
ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ Периодические проверки соблюдения требований аккредитации |
ЛЕКЦИЯ 10
1. Сертификация услуг
2. Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.
3. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм подтверждения соответствия.
СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ
Услуги подвергаются исключительно добровольной сертификации.
Сертификация услуг производится аккредитованным органом по сертификации (ОС) по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям нормативных документов, определяемых заявителем.
В России сертификацией услуг занимается Система сертификации ГОССТАНДАРТА России, сокращенно - Система сертификации ГОСТ Р - национальная государственная Система сертификации Российской Федерации.
Структура Системы сертификации ГОСТ Р:
· Руководящий орган Системы – консультационно-внедренческая фирма «Интерстандарт»;
· Научно-методический центр Системы – Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС);
· Центральные органы добровольной сертификации однородных видов услуг;
· Органы по сертификации услуг;
· Испытательные лаборатории (центры).
Руководящий орган Системы (КВФ «Интерстандарт») выполняет следующие функции:
· Определяет центральные органы добровольной сертификации;
· Утверждает организационно-методические документы добровольной сертификации;
· Координирует и контролирует деятельность участников Системы;
ВНИИИС как научно-методический центр Системы выполняет следующие функции:
· Проводит экспертизу документов добровольной сертификации услуг;
· Разрабатывает предложения по совершенствованию Системы;
· Разрабатывает основополагающие организационно-методические документы Системы.
Центральный орган добровольной сертификации однородных видов услуг выполняет следующие функции:
· Организует и координирует работу ОС и ИЛ;
· Проводит сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации услуг.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют оценку соответствия услуг установленным требованиям и/или выдают протоколы испытаний.
Органы по сертификации выполняют следующие функции:
· Привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры);
· Выдают сертификаты соответствия и ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;
· Информируют органы государственного контроля (надзора) об услугах, представленных на сертификацию, но не прошедших ее;
· Приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;
· Устанавливают стоимость работ по сертификации.
Сертификация услуг осуществляется в следующей последовательности:
1. Подача заявки на сертификацию.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Выбор схемы сертификации.
4. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.
5. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
6. Выдача сертификата.
7. Инспекционный контроль
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг | |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг | |
Анализ состояния производства | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль состояния производства | |
Оценка организации (предприятия) | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль соответствия установленным требованиям | |
Оценка системы качества | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль системы качества |
Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (мастера по ремонту, официанта, продавца и т.п.). При оценке и контроле мастерства проверяют соответствия требованиям стандартов, устанавливающих требования к обслуживающему персоналу.
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
· Полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу;
· Метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг;
· Безопасность и стабильность процесса;
· Профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
Схему 4 применяют при сертификации крупных предприятий сферы услуг. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг – на соответствие требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (тип предприятия общественного питания или торговли, категория гостиницы).
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и т.д.). Оценка системы качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
СИСТЕМА КАЧЕСТВА основывается на понятии «жизненный цикл продукции» - это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.
Жизненный цикл продукции состоит из нескольких этапов:
1. На этапе маркетинговых исследований осуществляется изучение рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции.
2. На этапе проектирования и разработки продукции на основании выявленных по результатам маркетинга потребительские требований разрабатываются технические требования. Итогом проектирования являются техническое задание (задание технических характеристик нового изделия), техническая документация (конструкторская и технологическая) и опытный образец.
3. На этапе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.
4. Этап производства или предоставления услуг.
5. Проверка продукции - включает в себя контроль, измерения и испытания на всех этапах, приемочный контроль готовой продукции.
6. Упаковывание и хранение продукции - должно способствовать сохранению качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.
7. Распределение и реализация заключается в закупке товаров оптовыми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям.
8. Эксплуатация (использования и потребления) продукции.
9. Утилизация продукции.
Деятельность в области качества охватывает все вышеперечисленные этапы.
Современная система качества базируется на двух подходах – техническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на соблюдении требований стандартов на продукцию (стандарты технической подготовки производства; стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации).
Управленческий подход базируется на соблюдении требований стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента – скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией.