Стандартизация. Объекты стандартизации. Принципы стандартизации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Объектами стандартизации являются продукция, процессы, работы, услуги, для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.д.

Принципами стандартизации являются следующие:

• Добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения (изготовителем) об их использовании.

• Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и технологическим особенностям

• Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавли­вающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу).

• Системность стандартизации. Системность - это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Системность предполагает совмес­тимость всех элементов сложной системы.

• Динамичность и опережающее развитие стандарта.

• Недопустимость создания препятствий к производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

• Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов по стандартизации должно давать экономический или социальный эффект.

• Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

• Принцип гармонизации. Этот принцип предполагает максимальную согласованность с международными стандартами.

• Однозначность формулировок положений стандарта.

• Комплектность стандартизации взаимосвязанных объектов.

• Объективность проверки требований стандартов.

• Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

• Обоснованность разработки национальных стандартов.

• Открытость процессов разработки национальных стандартов.

• Обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей.

27. Методы стандартизации.

МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Методы стандартизации - это приемы стандартизации, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Упорядочение объектов стандартизации - как универсальный метод, состоит из отдельных методов: систематизации и кодирования, селекции, симплификации, типизации.

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании объектов стандартизации. Необходимо расположить их в определенной последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользователя. Логическим продолжением систе­матизации является кодирование.

Кодирование представляет собой образование по определенным правилам и присвоение кода объекту стандартизации, позволяющее заменить несколькими символами наименование этого объекта. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов.

Селекция объектов стандартизации - это отбор таких конкретных объектов из существующего многообразия, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения.

Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно.

Типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов - конструкций, технологических правил, форм документации.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении наиболее оптимального сочетания параметров качества и экономичности продукции.

Унификация - деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения.

Агрегатирование - метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе их геометрической и функцио­нальной взаимозаменяемости.

Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

28 Правовые основы стандартизации.

Как уже говорилось, правовые основы стандартизации обеспечиваются Федеральным законом № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Действие этого закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов:

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»;

- Закон «Об обеспечении единства измерений»;

- Закон «О защите прав потребителей»,

а также с рядом подзаконных актов и соответствующими указами Президента.

29 Система стандартизации в Российской Федерации.

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации Федерального закона «О техническом регули­ровании» принят и начал действовать с 1 июля 2005 г. комплекс стандартов под наименованием «Стандартизация в Российской Федерации». В его составе девять национальных стандартов, в том числе ключевой документ - осново­полагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-2004, определяющий основные положения системы стандартизации в стране. Ниже приведен перечень этих стандартов.

Этот комплекс заменил ранее действовавший комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации» (ГСС РФ).

Система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона о техническом регулировании началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1- й этап - начальный (2002 г.) - состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г. к моменту принятия нового закона. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России.

2- й этап - переходный (2003-2010 гг.) - преобразование Государственной системы стандартизации (ГСС) в Национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с обязательного на добровольный.

3- й этап - окончание формирования Национальной системы стандартизации - системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

30 Основные нормативные документы по стандартизации в Российской Федерации.

Нормативный документ в области стандартизации - это документ, устанавливающий правила, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности и их результатов, доступный широкому кругу пользователей.

Основным нормативным документом по стандартизации в России является Федеральный закон «О техническом регулировании», о также Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом «О техническом регулировании», относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

32 Органы и службы по стандартизации в Российской Федерации.

ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Органы и службы по стандартизации - это организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство Российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) (вместо Госстандарта России).

В ведении Ростехрегулирования находятся 86 федеральных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).

В структуру Ростехрегулирования входят семь межрегиональных территориальных управлений, а именно:

• Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Москва).

• Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Санкт- Петербург).

• Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Ростов-на-Дону).

• Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Нижний Новгород).

• Уральское межрегиональное территориальное управление (место рас­положения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург).

• Сибирское межрегиональное территориальное управление (место рас­положения центрального аппарата территориального органа - г. Новосибирск).

• Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Хабаровск).

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и под­разделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий, организаций.

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Ростехрегулирования (23 научно-исследовательских организации) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Ростехрегулирования относятся:

• НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт) - головной институт в области Национальной системы стандартизации.

• ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции.

• ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении.

• ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную нормативную документацию, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Для организации и проведения работ по актуализации и гармонизации действующих нормативных документов, а также для разработки новых создаются и действуют специальные технические комитеты по стандартизации (ТК).

33 Важнейшие функции Росстандарта.

Функции Госстандарта России В число важнейших Госстандарту России в области стандартизации вменены следующие функции: 1) осуществление роли заказчика и участие в разработке государственных стандартов, устанавливающих основополагающие, общетехнические и обязательные требования; 2) рассмотрение, принятие и регистрация государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения. Гармонизация отечественных стандартов с международными; 3) организация работы по прямому использованию международных стандартов в качестве государственных РФ; 4) осуществление руководства и участие в работах по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации в стране; 5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы; 6) проведение государственного надзора за состоянием и применением измерительной техники; 7) участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации; 8) издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, информационное обеспечение работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

34 Международное сотрудничество в области стандартизации.

Главная цель сотрудничества - увязка национальных стандартов с международными, региональными стандартами в целях повышения научно- технического уровня российских стандартов и конкурентоспособности продукции.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве, а также по линии международных и региональных организаций по стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации ИСО.

Она была создана в 1946 г. двадцатью пятью организациями по стандартизации. СССР был в числе основателей, постоянным членом руководящих органов. Дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР.

ИСО определяет свои задачи как содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире, с целью обеспечения международного обмена товарами, услугами, а также развитие сотрудничества в интеллекту­альной, научно-технической и экономической областях.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением - рабочим органом - является комитет и подкомитеты.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

• СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации).

• ПЛАКО (техническое бюро).

• КАСКО (комитет по оценке соответствия).

• ИНФКО (комитет по научно-технической информации).

• ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам).

• КОПОЖО (комитет по защите интересов потребителей).

• РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Существуют и другие международные и региональные организации; основные из них:

• МЭК- международная электротехническая комиссия.

• МОЗМ - международная организация законодательной метрологии.

• СЕН- Европейский комитет по стандартизации

• СЕНЭЛЕК - Европейская организация по стандартизации на электро­техническую продукцию.

• ЕОК - Европейская организация по качеству.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СНГВ марте 1992 г. подписано «Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии, сертификации» стран СНГ. В нем заложены основы системы межгосударственной стандартизации СНГ. Согласно этому документу странами - участниками были признаны действующими ГОСТы (Государственные стандарты бывшего СССР) в качестве межгосударственных стандартов, эталонная база бывшего СССР как совместное достояние, необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

35 Порядок применения международных и региональных стандартов в российской Федерации.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран при наличии соответствующих соглашений с этими странами могут применяться на территории РФ в качестве национальных стандартов.

Допускаются следующие варианты правил применения:

• Принятие оригинального текста международного (регионального) стандарта в качестве национального стандарта ГОСТ Р без каких-либо изменений и дополнений (идентичный). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного национального стандарта.

• Принятие текста международного (регионального) стандарта с дополне­ниями, отражающими особенности российских требований к объекту стандар­тизации (модифицированного стандарта). При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответ­ствующего международного (регионального) стандарта.

• Возможны и другие варианты, например, использование (заимствование) отдельных положений международного стандарта и введение их в российский национальный стандарт, или прямое применение международного стандарта.

В случае прямого применения международного стандарта его междуна­родное обозначение сохраняется.

36 Обозначение национальных и приравненных к ним международных (региональных) стандартов.

ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ) СТАНДАРТОВ

Обозначение национального стандарта состоит из индекса ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) или года регистрации.

Пример: ГОСТ Р 50628-2000.

Если национальный стандарт Российской Федерации входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических национальных стандартов РФ, то при этом в обозначение стандарта включают одноразрядный или двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Примеры: ГОСТР 1.12-2004; ГОСТР 22.0-94.

Обозначение межгосударственного стандарта, принятого Межгосу­дарственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стан СНГ, сопровождается аббревиатурой ГОСТ.

Обозначение национального стандарта, идентичного международному (региональному) без изменений и дополнений формируют из индекса ГОСТ Р, обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года принятия международного стандарта) и отделенного от него тире года утверждения национального стандарта Российской Федерации.

Примеры:

1) Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный между­народному стандарту ИСО 10264:1990 обозначают:

ГОСТ Р ИСО 10264-2003.

2) Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный между­народному стандарту МЭК 61097-10:1999, обозначают:

ГОСТ Р МЭК 61097-10-2004.

Обозначение национального стандарта, модифицированного по отношению к международному (региональному) стандарту. Модифицированному стандарту присваивают полное обозначение национального стандарта РФ, а под ним в скобках приводят обозначение примененного международного (регионального стандарта).

Примеры:

1) ГОСТ Р 51885-2002 2) ГОСТ Р 52377-2004

(ИСО 7001:1990). (МЭК 60634-3:1998).

37 Подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия.

Тот факт, что продукция (объект технического регулирования) соответствует установленным требованиям, закрепленным в нормативных документах, должен быть документально подтвержден.

Различают обязательное и добровольное подтверждение соответствия.

В свою очередь, обязательное подтверждение соответствия подразделяется на декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Стандартизация. Объекты стандартизации. Принципы стандартизации. - student2.ru Рис. 2. Структурная схема подтверждения соответствия

Если продукция прошла процедуру обязательной сертификации, то на эту продукцию выдается сертификат соответствия. Сертификат соответствия выдает «третья сторона».

В предусмотренных законодательством случаях изготовитель может сам документально подтвердить соответствие своей продукции обязательным тре­бованиям нормативных документов. Эта процедура называется «декларирование соответствия», а документ, который ее подтверждает, называется «декларация о соответствии» или «заявление поставщика о соответствии».

Третья сторона - это независимая компетентная организация, осущест­вляющая оценку качества продукции по отношению к участникам сделки.

Первой стороной принято считать заявителя (изготовителя, исполнителя услуги, продавца). Второй стороной считается покупатель, потребитель.

Третья сторона для подтверждения своей компетенции и объективности проходит процедуру аккредитации, то есть официального признания ее возмож­ностей осуществлять соответствующий вид контроля или испытаний.

Объектами сертификации являются продукция, работы, услуги.

Таким образом, обязательное подтверждение соответствия может быть осуществлено самим заявителем (в форме декларации о соответствии) либо независимой компетентной организацией, аккредитованной на право осуществлять эту деятельность (в форме обязательной сертификации).

Обязательное подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, то есть законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Закона «О защите прав потребителей», перечни товаров (работ, услуг), подлежащие обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Ростех- регулирования «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия» (в перспективе объекты обязательного подтверждения соответствия будут устанавливаться техническими регламентами).

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.

Обязательная сертификация осуществляется, как правило, по параметрам безопасности продукции, тогда как потребителя интересуют и другие показатели качества. Поэтому Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» предус­мотрена также и добровольная сертификация. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию.

Если мало смотри вопрос №22

38 Законодательная база подтверждения соответствия.

Первым нормативным актом, направленным на создание системы серти­фикации в нашей стране, является Закоц РФ «О защите прав потребителей», изданный в феврале 1992 г. На оснований этого закона обязательной сертифи­кации подлежат:

- товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предот­вращение причинения вреда имуществу потребителей;

- средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в

продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда потребителю или окружающей среде.

Требования к организации и проведению измерений, испытаний и контроля, которые составляют объективную основу оценки соответствия, устанавли­ваются в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

Федеральный закон «О техническом регулировании» (вступивший в силу 1 июля 2003 г.) является в настоящий момент основой законодательной базы в области подтверждения соответствия (напоминаем, что Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» не являются документами по сертификации, так как они утратили силу со дня вступления в действие Федерального закона «О техническом регулировании»),

В статье 3 Закона «О техническом регулировании» предусмотрен принцип организации работ по аккредитации в Российской Федерации в единой системе и по единым правилам.

Статья 31 Закона «О техническом регулировании» определяет, что аккредитация органов по сертификации осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение этой статьи Правительством РФ принят нормативный документ, который называется «Порядок аккредитации в Российской Федерации в области технического регулирования».

1 мая 2007 г. принят Федеральный закон № 65 «О внесении изменений в Федеральный закон « О техническом регулировании». Изменения обусловлены недочетами Закона «О техническом регулировании», в том числе в области оценки соответствия, в переходный период.

39 Системы и схемы сертификации.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» дано определение понятию «система сертификации». Приведем его здесь еще раз.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом.

Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Понятие «система сертификации» применимо как к обязательной, так и к добровольной сертификации.

Схема сертификации - определенная совокупность и последовательность действий, выполняемая третьей стороной (органом по сертификации или испытательной лабораторией), официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем (на одну и ту же продукцию).

Схемы обязательной сертификации могут устанавливаться только техническим регламентом (а в переходный период следует руководствоваться действующими нормативно-правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р).

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

В качестве способов доказательства в системе сертификации ГОСТ Р могут использоваться: испытание, проверка производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. Причем, в зависимости от предложенной схемы сертификации, в нее могут входить все перечисленные мероприятия или только некоторые из них.

Инспекционный контроль предусмотрен в большинстве схем. Его проводят уже после выдачи сертификата.

Система сертификации ГОСТ Р

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом.

Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Понятие «система сертификации» применимо как к обязательной, так и к добровольной сертификации.

Сертификация в рамках системы должна проводиться по единым для всех субъектов правилам. Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам.

Наши рекомендации