Модель психологической компетентности педагога
(компетентность – совокупность профессиональных знаний и умений в данной области)
Работа с детьми | Работа с родителями | Саморазвитие педагога | ||
Знания из общей, возрастной, семейной, практической и т.д. психологии | ||||
Знание норм возрастного развития дошкольников – чтобы понять, правильно ли развивается ребенок | Знание норм семейных взаимоотношений, в частности, способов позитивного взаимодействия с детьми, доступных родителям | Самопознание – знание своих личностных и коммуникативных особенностей Представление об идеале педагога | ||
На основе знаний о нормах развития и семейных взаимоотношений нужно уметь сделать правильные выводы о реальном положении вещей – диагностика…. | ||||
…уровня развития ребенка, чтобы 1) вовремя обнаружить отклонения и обратиться к психологу за подтверждением 2) выявить одаренность ребенка 3) выявить оптимальный уровень развития ребенка (например, при диагностике готовности к школе, в некоторых образовательных программах) 4) проверить эффективность каких-либо новых средств образования в ходе исследовательской работы | …оптимальности стиля детско-родительских отношений с целью его дальнейшего улучшения / коррекции | …или самодиагностика особенностей личности с целью реализовать свой потенциал или скорректировать какое-либо качество или поведение | ||
На основе данных диагностики проводится профилактика, коррекция (в оптимальном случае - в сотрудничестве с психологом) и стимулирование полноценного психического развития ребенка | ||||
· Знание отклонений в развитии ребенка, чтобы их предупреждать и корректировать · Умение использовать методы профилактики, коррекции отклонений, методы стимулирования развития | · Знание возможных недочетов во взаимоотношениях родителей и детей · Владение методами коррекции и стимулирования позитивного развития детско-родительских взаимоотношений | · Владение способами саморазвития · Знание возможных ошибок во взаимодействии с детьми и родителями и их профилактика · Умение избегать профессиональных психических отклонений | ||
Тема 2. Использование психологической диагностики педагогами ДОУ (2 часа)
План
1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ.
2. Факторы риска.
3. Классификация психодиагностических методик, понятие стандартизации, надежности и валидности методик.
4. Правила психологического обследования в условиях дошкольных учреждений.
5. Диагностика параметров развития ребенка.
1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ
Предметомпсихологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Содержание психодиагностической деятельности дифференцируется:
· по направлениям (объектам) психологических воздействий (по типам клиентов): дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги.
· по параметрам психодиагностических воздействий (т.е., что диагностирует педагог-психолог).
Параметры психодиагностических воздействий:
1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста: например, личностно-эмоциональные особенности, специальные способности и т.д.
2. Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми: например, стиль взаимоотношений в группе (взрослый – ребенок).
3. Показатели особенностей семейных взаимоотношений.
Задачи психологической диагностики:
· задача решения конкретной проблемы ребенка (диагностика проводится по запросу (например, по запросу родителя);
· задача психопрофилактики (фронтальная диагностика всех детей);
· экспериментальная задача (или плановая) в процессе введения инновационной программы.
Факторы риска
Цель при анализе результатов обследования, – создание психологического портрета ребенка.
Первое требование – разграничение нормы и патологии (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, разные виды психических отклонений).
Существует две основные формы отставания в развитии:
· отставание, связанное с нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики;
· временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
Педагог не обладает необходимой квалификацией, и при подозрении о патопсихологическом характере нарушений или предположении о достаточно серьезном отклонении в развитии должен тактично рекомендовать родителям обратиться к специалисту (в первую очередь, к психологу ДОУ).
Педагог должен знать о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения:
· выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые соответствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
· склонность ребенка к косметической лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
· инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
· импульсивность поведения, эмоциональную заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания или замечания, энурез, побеги как реакции ответного типа.
В этом случае диагностика необходима.