Основополагающие товароведные характеристики товаров
Потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики. Характеристика – совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99). Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.
Управление ассортиментом товаров – это сложный вид экономической деятельности торговых и промышленных предприятий.
Целью этой деятельности является формирование сбалансированного ассортимента, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающего различные товарные группы. Оптимальный ассортимент позволяет наиболее полно удовлетворять потребности потребителей и приносит экономическую пользу предприятию за счет увеличения объема продаж.
В роли ассортиментной характеристики товаров в таможенном деле выступает Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России).
Общий термин «товарная номенклатура» означает перечень однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Соответственно, ТН ВЭД – это перечень товаров, предназначенный для экспортно-импортных операций.
Качественная характеристика товаров
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
В настоящее время существуют и применяются стандарты, по-разному трактующие понятие качества.
1. Действующий до настоящего времени ГОСТ 15467 дает определение: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Такое определение сужает понятие сущности качества, потому что «определенные потребности в соответствии с назначением» означают нечто ограниченное. Например, колбаса должна быть съедобной, автомобиль должен ездить, у дома должны быть стены и крыша. На самом деле ни один стандарт, ни один закон не могут регламентировать такие свойства, как «вкусная колбаса», «безопасный автомобиль», «комфортный дом», поскольку это неопределенные, юридически недоказуемые характеристики, но именно подобные характеристики говорят о высоком качестве.
2. ГОСТ Р 50779.11-2000 «Статистическое управление качеством. Термины и определения» дает следующее определение: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Установленные потребности регламентируются нормативными документами, предполагаемые – потребности, которые должны быть выявлены и определены. Под объектом в данном определении подразумевается не только товар и продукция, но и деятельность, процесс, организация, система. Это позволяет проектировать каждый процесс в системе качества – персонал, средства производства, сырье, технологию, упаковку, транспортирование, хранение и др. Важным словом в этом определении является прилагательное «предполагаемые» потребности, так как оно в определенной степени отражает тот факт, что потребности – и вслед за ними качество – безграничны. Это слово характеризует цивилизованный рыночный принцип подхода к качеству.
3. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (идентичный стандарту ИСО 9000:2000) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: «Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования», причем речь идет о требованиях не только потребителя, а всех заинтересованных сторон. Таким образом, высокое качество – это высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон (производителя, продавца, потребителя).
В этом определении отсутствует слово «продукция» (или «объект»), однако это определение включает в себя все аспекты качества, в том числе и качество продукции, которая обладает совокупностью собственных характеристик и может быть объектом качества. Другими объектами качества являются деятельность, процесс, организация, система, например, персонал предприятия, средства производства, сырье, технология, упаковка, транспортирование, хранение и др.
Таким образом, при изучении качества продукции (товаров) в курсе товароведения непродовольственных товаров будем руководствоваться следующими положениями:
1. Необходимо различать понятия «качество» и «качество продукции», «управление качеством продукции» и «менеджмент качества».
2. Понятие «качество продукции» можно трактовать согласно ГОСТ Р 50779.11. Управление качеством продукции осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции: предпроектном, производственном, реализации, потребления, утилизации.
3. Термин «качество» (более всеобъемлющее понятие), то есть степень удовлетворения требований, относится к системам менеджмента качества и рассматривается экономическими дисциплинами. Менеджмент качества каждой конкретной организации (например, промышленного предприятия) основывается на принципе: единственная цель работы организации – высокое качество, то есть высокая степень удовлетворения всех заинтересованных сторон. В системе менеджмента качества предприятия качество продукции является обязательным как минимум.