Разработка национальных стандартов: порядок разработки; правила обозначения; порядок информации о действующих и новых стандартах.
4.1.2.Правила разработки и утверждения национальных стандартов.
Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуще-
ствляют для достижения целей стандартизации, определенных Федераль-
ным законом «О техническом регулировании» в соответствии с принципами
стандартизации, установленными данным законом.
Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и ут-
верждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации
в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной
программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации
возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации
на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию
по стандартизации.
Для обеспечения доступности данной программы ее размещают
в информационной системе общего пользования – на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Ин-
тернет [6].
Последовательность разработки и утверждения национальных стан-
дартов показана на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Основные этапы разработки национальных стандартов
Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны ос-
новываться на современных достижениях науки, техники, технологии, от-
носящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать
условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг
и не должны противоречить федеральным законам, техническим регламен-
там и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относя-
щимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требовани-
ям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Россий-
ской Федерации в качестве национальных стандартов.
Если требования действующих стандартов устарели и противоречат
требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновре-
менно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению
или пересмотру этих стандартов.
Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны со-
ответствовать уровню развития техники и способствовать научно-
техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза на-
учно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза дейст-
вующих стандартов
Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5 в элек-
тронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также
Организация разработки стандарта
Разработка первой редакции проекта стандарта
и ее публичное обсуждение
Разработка окончательной редакции проекта стандарта
и ее экспертиза
Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта,
его регистрация, опубликование и введение в действие
при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки
проекта стандарта.
Применение машинописного способа оформления проекта националь-
ного стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки
и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
4..1..2..1..Организацияразработкинациональногостандарта
Заказчиком разработки национального стандарта может быть нацио-
нальный орган Российской Федерации по стандартизации, федеральный ор-
ган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое
или физическое лицо, заинтересованное в его разработке (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Заказчики и разработчики национальных стандартов
Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо:
юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разра-
ботки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Взаимодействие
заказчика и разработчика при разработке проекта национального стандарта оп-
ределяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответст-
вующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость
представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой ста-
дии разработки.
Для разработки национального стандарта может быть создана соот-
ветствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители
различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
Если после принятия национальным органом Российской Федерации
по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинте-
ресованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить
инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандар-
та, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по
стандартизации, выполняющуюфункции по планированию работ по нацио-
Заказчик:
1. Национальный орган РФ
по стандартизации
2. Федеральный орган ис-
полнительной власти по
техническому регулирова-
нию
3. Юридическое лицо
4. Физическое лицо
5. Разработчик в инициа-
тивном порядке
Потребитель:
1. Национальный орган
РФ по стандартизации
2. Федеральный орган
исполнительной власти
по техническому регули-
рованию
3. Юридическое лицо
4. Физическое лицо
Разработ-
чик:
1. Юриди-
ческое ли-
цо
2. Физиче-
ское лицо
нальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разра-
ботки данного стандарта.
В случае необходимости или заинтересованности в разработке на-
ционального стандарта органы власти, юридические и физические лица на-
правляют соответствующие заявки или предложения в секретариат техниче-
ского комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закре-
плен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-
исследовательскую организацию, выполняющую функции головной органи-
зации по планированию работ по национальной стандартизации, или непо-
средственно в национальный орган Российской Федерации по стандарти-
зации.
В заявке (предложении) приводят обоснование технической, экономи-
ческой, социальной целесообразности разработки национального стандарта,
информацию о его связи с техническим регламентом и/или международным
стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках фи-
нансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюдже-
та), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, ис-
полнителе и соисполнителях.
В случае разработки национального стандарта в инициативном поряд-
ке заказчик-разработчик направляет запрос о рассмотрении целесообразно-
сти разработки данного стандарта.
В запросе приводят собственное обоснование целесообразности раз-
работки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандарти-
зации, а также сведения об использовании при разработке международного
или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены
любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного
стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используе-
мого международного (регионального) стандарта.
Научно-исследовательская организация по стандартизации, выпол-
няющая функции по планированию работ по национальной стандартизации,
рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных
в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесооб-
разность ее проведения на российском национальном или межгосударствен-
ном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.
С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта
заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат технического
комитета, за которым закреплен данный объект стандартизации.
4..1..2..2..Разработка первой редакции проекта национального стандарта
и ее публичное обсуждение
Схема разработки и обсуждения первой редакции проекта националь-
ного стандарта представлена на рис.
Рис. 4.4. Схема разработки и обсуждения первой редакции стандарта
Сначала разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта
и пояснительную записку к ней.
1. При разработке проекта национального стандарта разработчик ис-
пользует или учитывает:
требования действующих или разрабатываемых в Российской Федера-
ции технических регламентов;
результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объек-
ту и/или аспекту стандартизации;
международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомен-
дации и другие документы по международной (региональной) стандартиза-
ции, а также региональные технические регламенты;
прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты
других стран;
иную информацию о современных достижениях отечественной и за-
рубежной науки, техники и технологии;
предложения органов власти, юридических и физических лиц, заин-
тересованных в разработке стандарта.
При использовании документов,относящихся к объектам патентного
или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства
Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят
в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.
Разработка и обсуждение первой редакции проекта стандарта
1. Проект стандарта 2. Пояснительная записка
3. Уведомление о разработке проекта стандарта
4. Размещение проекта стандарта в информационной системе
5. Рассмотрение проекта стандарта заинтересованными лицами
6. Доработка проекта стандарта с учетом замечаний
7. Публичное обсуждение проекта стандарта
8. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта
9. Размещение проекта стандарта и замечаний в информационной системе
зации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, соци-
альным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует
уровню развития науки и техники;
если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного
международного соглашения;
еслиего содержание противоречит содержанию вновь разрабатывае-
мого или другого обновляемого национального стандарта Российской Фе-
дерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в дейст-
вие в качестве национального стандарта) или если эти стандартыдубли-
руют друг друга.
В последнем случае при организации обновления действующего на-
ционального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексно-
сти работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения
в действие распространяющихся наних стандартов.
Обновление действующего национального стандарта может быть
осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту,
а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных не-
точностей) – путем внесения поправки в стандарт.
При необходимости обновления национального стандарта члены ТК, за-
интересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юриди-
ческие и физические лица направляют соответствующие предложения (с ар-
гументированным обоснованием и предложением пофинансированию данной
работы) в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартиза-
ции, или в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтвер-
ждающие их обоснованность или содержащие гарантийные обязательства по
полному или частичному финансированию работы, а также текст изменения,
который целесообразно внести в данный стандарт.
Секретариат ТК (национальный орган Российской Федерации по
стандартизации) рассматривает, анализирует и обобщает полученные пред-
ложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуаль-
ность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пере-
смотра) и определяет возможные источники финансирования этой работы.
Если в течение пяти лет после утверждения (принятия) национального
стандарта в секретариат ТК не поступали предложения по его обновлению,
то секретариат ТК самостоятельно проводит проверку содержания данного
стандарта или направляет членам ТК запрос о представлении предложений,
позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его от-
мены.
Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необ-
ходимости его обновления, которое может быть направлено:
наобеспечение соблюдения требований разрабатываемых техниче-
ских регламентов;
устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами за-
конодательства Российской Федерации;
приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными между-
народными соглашениями;
гармонизацию стандарта на международном и/илирегиональном
уровне;
распространение передового опыта, повышение качества продукции
(работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и техно-
логии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;
более полное достижение целей национальной стандартизации;
устранение противоречий или дублирования с вновь разработанны-
ми, пересмотренными и измененными национальными стандартами Россий-
скойФедерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее
территории в качестве национальных стандартов;
исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударст-
венные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации
прекращено в одностороннем порядке.
При проведении работ по обновлению стандарта следует оценить
необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляе-
мым стандартом других национальных стандартов Российской Федерации
и межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых да-
ны нормативные ссылки на данный стандарт).
Если в процессе анализавыявлена необходимость обновления взаимо-
связанного стандарта,закрепленного за другим ТК, то соответствующее
предложение направляют в секретариат этого ТК, атакже в национальный
орган Российской Федерации по стандартизации.
Секретариат ТК, в который поступило это предложение, анализиру-
ет его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта
(в виде изменения или пересмотра), возможность финансирования этой ра-
боты и сообщает свое мнение в национальный орган Российской Федера-
ции по стандартизации.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рас-
сматривает предложения различных ТК и принимает решение, направлен-
ное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до сек-
ретариатов соответствующих ТК.
При необходимости национальный орган Российской Федерации по
стандартизации может организовать проведение анализа определенной
части фонда действующих национальных стандартовс целью его обновле-
ния путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов.
К этой работе привлекается уполномоченная научная организация по стан-
дартизации по закрепленной тематике.
26.Характеристика стандартов организаций: объекты, требования, порядок разработки.
4.2.Стандарты организаций
Организация – это юридическое лицо, которое имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имуще-
ство и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущест-
венныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также
имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в уста-
новленном порядке [9]. Примеры организаций: компания, корпорация, фир-
ма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие
розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация
из них.
Статус различных организаций определен соответствующим правовым
актом, например, коммерческие [10], общественные [11], научные организа-
ции [12], саморегулируемые организации [13], объединения юридических
лиц [14].
4.2.1.Разработка и применение стандартов организации
Применение стандартов.
Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в дан-
ной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также
на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внут-
ренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на
стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенны-
ми договорами (контрактами).
В частности, объектами стандартизации внутри организации могут
быть:
составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или
изготавливаемой продукции;
процессы организации и управления производством;
процессы менеджмента;
технологическая оснастка и инструмент;
технологические процессы, а также общие технологические нормы
и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья гра-
ждан, окружающей среды и имущества;
методы, методики проектирования, проведения испытаний, измерений
и/или анализа;
услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяе-
мых в организации;
процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.
Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения со-
блюдения требований технических регламентов и применения в данной ор-
ганизации национальных российских стандартов, международных, регио-
нальных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стан-
дартов других стран, а также стандартов других организаций.
Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в ре-
зультате научных исследований принципиально новые виды продукции, про-
цессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные техноло-
гии, принципы организации и управления производством и другими видами
деятельности, а также с целью распространения и использования результатов
этого начальник юридического отдела визирует проект приказа и возвращает
документы в Управление.
Управление представляет для визирования заместителю руководителя
Федерального агентства, а затем для подписи руководителю Федерального
агентства проект приказа Федерального агентства вместе с первым экземпля-
ром проекта правил (рекомендаций), пояснительной запиской к нему и за-
ключением на проект документа.
После подписания приказа Федерального агентства об утверждении
правил (рекомендаций) начальник Управления ставит свою визу на штампе
о принятии документа и направляет в организацию-разработчик полный
комплект ранее поступивших документов, а также подписанный приказ Фе-
дерального агентства и заключение на проект документа.
4.3.4.Регистрация документа, его издание и введение в действие
Регистрации принятого документа предшествуют работы по формиро-
ванию и оформлению дела этого документа, которые выполняет организа-
ция-разработчик в соответствии с [10]. Регистрацию принятых правил (реко-
мендаций) в Российской Федерации осуществляет ВНИИКИ.
При регистрации правил (рекомендаций) стандартизации им присваи-
вают обозначение, состоящее из следующих реквизитов:
индекса «ПР», означающего правила, или индекса «Р», означающего
рекомендации:
отделенного от него интервалом кода Федерального агентства «50» (по
Р 50.1.034);
отделенного от него точкой условного цифрового обозначения кода на-
правления деятельности правил или рекомендаций (так, например, цифра 1
означает стандартизацию);
отделенного от него точкой трехзначного регистрационного номера до-
кумента;
отделенных от него тире четырех цифр года принятия документа.
Пример: ПР 50.1.002–2000 – обозначение правил стандартизации
При пересмотре правил (рекомендаций) стандартизации сохраняют
обозначение действующего ранее документа, меняя только цифры, означаю-
щие год его принятия.
Публикацию информации об утвержденных и введенных в действие в
Российской Федерации правилах (рекомендациях),а также издание этих до-
кументов осуществляет ИПК Издательство стандартов в соответствии с ре-
комендациями, приведенными в [10].