Разработка национальных стандартов: порядок разработки; правила обозначения; порядок информации о действующих и новых стандартах.

4.1.2.Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуще-

ствляют для достижения целей стандартизации, определенных Федераль-

ным законом «О техническом регулировании» в соответствии с принципами

стандартизации, установленными данным законом.

Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и ут-

верждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации

в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной

программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации

возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации

на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию

по стандартизации.

Для обеспечения доступности данной программы ее размещают

в информационной системе общего пользования – на официальном сайте

национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Ин-

тернет [6].

Последовательность разработки и утверждения национальных стан-

дартов показана на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Основные этапы разработки национальных стандартов

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны ос-

новываться на современных достижениях науки, техники, технологии, от-

носящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать

условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг

и не должны противоречить федеральным законам, техническим регламен-

там и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относя-

щимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требовани-

ям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Россий-

ской Федерации в качестве национальных стандартов.

Если требования действующих стандартов устарели и противоречат

требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновре-

менно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению

или пересмотру этих стандартов.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны со-

ответствовать уровню развития техники и способствовать научно-

техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза на-

учно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза дейст-

вующих стандартов

Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5 в элек-

тронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также

Организация разработки стандарта

Разработка первой редакции проекта стандарта

и ее публичное обсуждение

Разработка окончательной редакции проекта стандарта

и ее экспертиза

Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта,

его регистрация, опубликование и введение в действие

при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки

проекта стандарта.

Применение машинописного способа оформления проекта националь-

ного стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки

и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4..1..2..1..Организацияразработкинациональногостандарта

Заказчиком разработки национального стандарта может быть нацио-

нальный орган Российской Федерации по стандартизации, федеральный ор-

ган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое

или физическое лицо, заинтересованное в его разработке (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Заказчики и разработчики национальных стандартов

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо:

юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разра-

ботки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Взаимодействие

заказчика и разработчика при разработке проекта национального стандарта оп-

ределяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответст-

вующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость

представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой ста-

дии разработки.

Для разработки национального стандарта может быть создана соот-

ветствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители

различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

Если после принятия национальным органом Российской Федерации

по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинте-

ресованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить

инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандар-

та, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по

стандартизации, выполняющуюфункции по планированию работ по нацио-

Заказчик:

1. Национальный орган РФ

по стандартизации

2. Федеральный орган ис-

полнительной власти по

техническому регулирова-

нию

3. Юридическое лицо

4. Физическое лицо

5. Разработчик в инициа-

тивном порядке

Потребитель:

1. Национальный орган

РФ по стандартизации

2. Федеральный орган

исполнительной власти

по техническому регули-

рованию

3. Юридическое лицо

4. Физическое лицо

Разработ-

чик:

1. Юриди-

ческое ли-

цо

2. Физиче-

ское лицо

нальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разра-

ботки данного стандарта.

В случае необходимости или заинтересованности в разработке на-

ционального стандарта органы власти, юридические и физические лица на-

правляют соответствующие заявки или предложения в секретариат техниче-

ского комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закре-

плен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-

исследовательскую организацию, выполняющую функции головной органи-

зации по планированию работ по национальной стандартизации, или непо-

средственно в национальный орган Российской Федерации по стандарти-

зации.

В заявке (предложении) приводят обоснование технической, экономи-

ческой, социальной целесообразности разработки национального стандарта,

информацию о его связи с техническим регламентом и/или международным

стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках фи-

нансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюдже-

та), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, ис-

полнителе и соисполнителях.

В случае разработки национального стандарта в инициативном поряд-

ке заказчик-разработчик направляет запрос о рассмотрении целесообразно-

сти разработки данного стандарта.

В запросе приводят собственное обоснование целесообразности раз-

работки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандарти-

зации, а также сведения об использовании при разработке международного

или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены

любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного

стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используе-

мого международного (регионального) стандарта.

Научно-исследовательская организация по стандартизации, выпол-

няющая функции по планированию работ по национальной стандартизации,

рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных

в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесооб-

разность ее проведения на российском национальном или межгосударствен-

ном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.

С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта

заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат технического

комитета, за которым закреплен данный объект стандартизации.

4..1..2..2..Разработка первой редакции проекта национального стандарта

и ее публичное обсуждение

Схема разработки и обсуждения первой редакции проекта националь-

ного стандарта представлена на рис.

Рис. 4.4. Схема разработки и обсуждения первой редакции стандарта

Сначала разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта

и пояснительную записку к ней.

1. При разработке проекта национального стандарта разработчик ис-

пользует или учитывает:

требования действующих или разрабатываемых в Российской Федера-

ции технических регламентов;

результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских,

опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объек-

ту и/или аспекту стандартизации;

международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомен-

дации и другие документы по международной (региональной) стандартиза-

ции, а также региональные технические регламенты;

прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты

других стран;

иную информацию о современных достижениях отечественной и за-

рубежной науки, техники и технологии;

предложения органов власти, юридических и физических лиц, заин-

тересованных в разработке стандарта.

При использовании документов,относящихся к объектам патентного

или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства

Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят

в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.

Разработка и обсуждение первой редакции проекта стандарта

1. Проект стандарта 2. Пояснительная записка

3. Уведомление о разработке проекта стандарта

4. Размещение проекта стандарта в информационной системе

5. Рассмотрение проекта стандарта заинтересованными лицами

6. Доработка проекта стандарта с учетом замечаний

7. Публичное обсуждение проекта стандарта

8. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта

9. Размещение проекта стандарта и замечаний в информационной системе

зации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, соци-

альным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует

уровню развития науки и техники;

если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного

международного соглашения;

еслиего содержание противоречит содержанию вновь разрабатывае-

мого или другого обновляемого национального стандарта Российской Фе-

дерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в дейст-

вие в качестве национального стандарта) или если эти стандартыдубли-

руют друг друга.

В последнем случае при организации обновления действующего на-

ционального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексно-

сти работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения

в действие распространяющихся наних стандартов.

Обновление действующего национального стандарта может быть

осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту,

а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных не-

точностей) – путем внесения поправки в стандарт.

При необходимости обновления национального стандарта члены ТК, за-

интересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юриди-

ческие и физические лица направляют соответствующие предложения (с ар-

гументированным обоснованием и предложением пофинансированию данной

работы) в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартиза-

ции, или в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтвер-

ждающие их обоснованность или содержащие гарантийные обязательства по

полному или частичному финансированию работы, а также текст изменения,

который целесообразно внести в данный стандарт.

Секретариат ТК (национальный орган Российской Федерации по

стандартизации) рассматривает, анализирует и обобщает полученные пред-

ложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуаль-

ность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пере-

смотра) и определяет возможные источники финансирования этой работы.

Если в течение пяти лет после утверждения (принятия) национального

стандарта в секретариат ТК не поступали предложения по его обновлению,

то секретариат ТК самостоятельно проводит проверку содержания данного

стандарта или направляет членам ТК запрос о представлении предложений,

позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его от-

мены.

Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необ-

ходимости его обновления, которое может быть направлено:

наобеспечение соблюдения требований разрабатываемых техниче-

ских регламентов;

устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами за-

конодательства Российской Федерации;

приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными между-

народными соглашениями;

гармонизацию стандарта на международном и/илирегиональном

уровне;

распространение передового опыта, повышение качества продукции

(работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и техно-

логии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;

более полное достижение целей национальной стандартизации;

устранение противоречий или дублирования с вновь разработанны-

ми, пересмотренными и измененными национальными стандартами Россий-

скойФедерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее

территории в качестве национальных стандартов;

исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударст-

венные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации

прекращено в одностороннем порядке.

При проведении работ по обновлению стандарта следует оценить

необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляе-

мым стандартом других национальных стандартов Российской Федерации

и межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых да-

ны нормативные ссылки на данный стандарт).

Если в процессе анализавыявлена необходимость обновления взаимо-

связанного стандарта,закрепленного за другим ТК, то соответствующее

предложение направляют в секретариат этого ТК, атакже в национальный

орган Российской Федерации по стандартизации.

Секретариат ТК, в который поступило это предложение, анализиру-

ет его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта

(в виде изменения или пересмотра), возможность финансирования этой ра-

боты и сообщает свое мнение в национальный орган Российской Федера-

ции по стандартизации.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рас-

сматривает предложения различных ТК и принимает решение, направлен-

ное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до сек-

ретариатов соответствующих ТК.

При необходимости национальный орган Российской Федерации по

стандартизации может организовать проведение анализа определенной

части фонда действующих национальных стандартовс целью его обновле-

ния путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов.

К этой работе привлекается уполномоченная научная организация по стан-

дартизации по закрепленной тематике.

26.Характеристика стандартов организаций: объекты, требования, порядок разработки.

4.2.Стандарты организаций

Организация – это юридическое лицо, которое имеет в собственности,

хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имуще-

ство и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего

имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущест-

венныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также

имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в уста-

новленном порядке [9]. Примеры организаций: компания, корпорация, фир-

ма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие

розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация

из них.

Статус различных организаций определен соответствующим правовым

актом, например, коммерческие [10], общественные [11], научные организа-

ции [12], саморегулируемые организации [13], объединения юридических

лиц [14].

4.2.1.Разработка и применение стандартов организации

Применение стандартов.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в дан-

ной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также

на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внут-

ренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на

стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенны-

ми договорами (контрактами).

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут

быть:

составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или

изготавливаемой продукции;

процессы организации и управления производством;

процессы менеджмента;

технологическая оснастка и инструмент;

технологические процессы, а также общие технологические нормы

и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья гра-

ждан, окружающей среды и имущества;

методы, методики проектирования, проведения испытаний, измерений

и/или анализа;

услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяе-

мых в организации;

процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения со-

блюдения требований технических регламентов и применения в данной ор-

ганизации национальных российских стандартов, международных, регио-

нальных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стан-

дартов других стран, а также стандартов других организаций.

Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в ре-

зультате научных исследований принципиально новые виды продукции, про-

цессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные техноло-

гии, принципы организации и управления производством и другими видами

деятельности, а также с целью распространения и использования результатов

этого начальник юридического отдела визирует проект приказа и возвращает

документы в Управление.

Управление представляет для визирования заместителю руководителя

Федерального агентства, а затем для подписи руководителю Федерального

агентства проект приказа Федерального агентства вместе с первым экземпля-

ром проекта правил (рекомендаций), пояснительной запиской к нему и за-

ключением на проект документа.

После подписания приказа Федерального агентства об утверждении

правил (рекомендаций) начальник Управления ставит свою визу на штампе

о принятии документа и направляет в организацию-разработчик полный

комплект ранее поступивших документов, а также подписанный приказ Фе-

дерального агентства и заключение на проект документа.

4.3.4.Регистрация документа, его издание и введение в действие

Регистрации принятого документа предшествуют работы по формиро-

ванию и оформлению дела этого документа, которые выполняет организа-

ция-разработчик в соответствии с [10]. Регистрацию принятых правил (реко-

мендаций) в Российской Федерации осуществляет ВНИИКИ.

При регистрации правил (рекомендаций) стандартизации им присваи-

вают обозначение, состоящее из следующих реквизитов:

индекса «ПР», означающего правила, или индекса «Р», означающего

рекомендации:

отделенного от него интервалом кода Федерального агентства «50» (по

Р 50.1.034);

отделенного от него точкой условного цифрового обозначения кода на-

правления деятельности правил или рекомендаций (так, например, цифра 1

означает стандартизацию);

отделенного от него точкой трехзначного регистрационного номера до-

кумента;

отделенных от него тире четырех цифр года принятия документа.

Пример: ПР 50.1.002–2000 – обозначение правил стандартизации

При пересмотре правил (рекомендаций) стандартизации сохраняют

обозначение действующего ранее документа, меняя только цифры, означаю-

щие год его принятия.

Публикацию информации об утвержденных и введенных в действие в

Российской Федерации правилах (рекомендациях),а также издание этих до-

кументов осуществляет ИПК Издательство стандартов в соответствии с ре-

комендациями, приведенными в [10].

Наши рекомендации