Характеристика принципов стандартизации.
2.4.Принципыстандартизации
Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на опре-
деленных исходных положениях-принципах. Принципы стандартизации от-
ражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосно-
вывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют
условия эффективной реализации и тенденции развития.
Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации
[5, 16].
1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их
единообразного применения.Национальный стандарт применяется на добро-
вольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и
(или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, вы-
5.Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каж-
дого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как по-
требительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний
укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.
Системность предполагает совместимость всех элементов сложной
системы.
6.Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно,
стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве
страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику
и процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к про-
исходящим переменам.
Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов,
внесением в них изменений, отменой НД.
Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен
моральному старению, он должен опережать развитие общества.
Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспек-
тивных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, мето-
дам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем уче-
та на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, про-
грессивных национальных стандартов других стран.
7.Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать эко-
номический или социальный эффект. Непосредственный экономический эф-
фект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежно-
сти, технической и информационной совместимости. Стандарты, направлен-
ные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, окружающей сре-
ды, обеспечивают социальный эффект.
В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., на-
правленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика,
10 руб. прибыли.
Целесообразность разработки национальных стандартов определяется
их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью
при применении, которые могут быть, в свою очередь, обусловлены приняти-
ем технических регламентов. До принятия решения о разработке националь-
ного стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской
Федерации действующего международного и регионального стандарта, рас-
пространяющегося на соответствующий объект стандартизации.
8.Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку
гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стан-
дартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение иден-
тичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но приня-
тых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и междуна-
родными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты,
которые не создают препятствий в международной торговле.2. ОБЩАЯ
9.Четкость формулировок положений стандарта. Возможность дву-
смысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качест-
во готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабри-
катов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продук-
ции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее ка-
чество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов
на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфаб-
рикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организа-
ции производства и способы контроля.
Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стан-
дартизации.
11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанав-
ливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые
могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие
безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совмес-
тимость и взаимозаменяемость.
Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как
правило, техническими средствами измерения (приборами, методами хими-
ческого анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуще-
ствляться также с помощью социологических и экспертных методов. В каче-
стве объективного доказательства используются сертификаты соответствия,
заключения надзорных органов.
В Концепции развития национальной системы стандартизации, одоб-
ренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля
2006 г. № 266-р, понятие принципов стандартизации расширяется. Дополни-
тельно к ним относят:
обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской
Федерации;
обеспечение условий для единообразного применения национальных
стандартов;
обоснованность разработки национальных стандартов;
открытость процессов разработки национальных стандартов;
обеспечение доступности национальных стандартов и информации о
них для пользователей;
однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требо-
ваний, включаемых в национальные стандарты;
прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
применение требований национальных стандартов в контрактах, за-
ключаемых между изготовителем и потребителем
Функции стандартизации.
Задачи стандартизации.
2.5.Функции и задачи стандартизации
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандар-
тизация выполняет определенные функции [16].
1.Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия
объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие доку-
ментов). Она сводится к упрощению иограничению. Житейский опыт гово-
рит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую
предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
2.Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности по-
требителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение
усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия циви-
лизации, охрана жизни или здоровья животных и растений. Реализация этой
функции позволяет достигнуть целей, отмеченных выше.
3.Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью ма-
териальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается
в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
4.Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие
людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования
документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.)
систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодо-
ление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономи-
ческому сотрудничеству.
5.Цивилизующая функция направлена на повышение качества про-
дукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости
требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ
в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит
продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты от-
ражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
6.Информационная функция. Стандартизация обеспечивает матери-
альное производство, науку и технику и другие сферы нормативными доку-
ментами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами про-
дукции как носителями ценной технической и управленческой информации.
Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной фор-
мой информации о качестве товара как главного условия договора (контрак-
та). В свете ФЗ весьма важным признается предупреждение действий, вво-
дящих в заблуждение приобретателей.
7.Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требований
(правил, значений параметров, условий для выполнения) применительно к объ-
екту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и техническим регламентом)
требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например
сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок.
8.Доказательная функция проявляется в том, что гармонизированные
с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регла-
мента. В практике технического регулирования Евросоюза в приложение 2.
к конкретной директиве включают перечень гармонизированных стандартов
(с указанием их пунктов и разделов), требования которых составляют доказа-
тельную базу технического закона. По мнению специалистов Госстандарта
России, 25 % стандартов от общего фонда российских национальных стан-
дартов, сформированного в 2002 г., вполне могут быть использованы в каче-
стве доказательной базы принимаемых ТР. В ЕС соблюдение требований
гармонизированных европейских стандартов (ЕN) является гарантией вы-
полнения технических законов (директив). Доказательная база представляет
достаточно обширный перечень стандартов, приводимый в каждой директи-
ве. Например, в директиве на электрооборудование перечень включает
708 стандартов, из них на электромагнитную совместимость – 151.
Основными задачами стандартизации являются:
обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителя-
ми, продавцами и потребителями (заказчиками);
установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству про-
дукции в интересах потребителя и государства, в томчисле обеспечивающих ее
безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
установление требований по совместимости (конструктивной, электри-
ческой, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также
взаимозаменяемости продукции;
согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее эле-
ментов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
унификация на основе установления и применения параметрических
и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифициро-
ванных блочно-модульных составных частей изделий;
установление метрологических норм, правил, положений и требований;
нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа,
измерений), сертификации и оценки качества продукции;
установление требований к технологическим процессам, в том числе
в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспе-
чения применения малоотходных технологий;
создание и ведение систем классификации и кодирования технико-
экономической информации;
нормативное обеспечение межгосударственных и государственных со-
циально-экономических и научно-технических программ (проектов) и ин-
фраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей
среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);
создание системы каталогизации для обеспечения потребителей ин-
формацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
содействие реализации законодательства Российской Федерации мето-
дами и средствами стандартизации.
Нельзя не согласиться с мнением, что ни одна наука не может разви-
ваться без элементов стандартизации. По аналогии с высказыванием
И. Канта о том, что «... в каждой естественной специальной науке можно
найти собственно столько науки, сколько в ней математики», можно сказать,
что любая деятельность настолько упорядочена и соответственно эффектив-
на, насколько она стандартизирована.