Характеристика принципов стандартизации.

2.4.Принципыстандартизации

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на опре-

деленных исходных положениях-принципах. Принципы стандартизации от-

ражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосно-

вывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют

условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации

[5, 16].

1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их

единообразного применения.Национальный стандарт применяется на добро-

вольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и

(или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, вы-

5.Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каж-

дого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как по-

требительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний

укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Системность предполагает совместимость всех элементов сложной

системы.

6.Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно,

стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве

страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику

и процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к про-

исходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов,

внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен

моральному старению, он должен опережать развитие общества.

Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспек-

тивных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, мето-

дам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем уче-

та на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, про-

грессивных национальных стандартов других стран.

7.Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать эко-

номический или социальный эффект. Непосредственный экономический эф-

фект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежно-

сти, технической и информационной совместимости. Стандарты, направлен-

ные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, окружающей сре-

ды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., на-

правленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика,

10 руб. прибыли.

Целесообразность разработки национальных стандартов определяется

их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью

при применении, которые могут быть, в свою очередь, обусловлены приняти-

ем технических регламентов. До принятия решения о разработке националь-

ного стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской

Федерации действующего международного и регионального стандарта, рас-

пространяющегося на соответствующий объект стандартизации.

8.Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку

гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стан-

дартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение иден-

тичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но приня-

тых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и междуна-

родными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты,

которые не создают препятствий в международной торговле.2. ОБЩАЯ

9.Четкость формулировок положений стандарта. Возможность дву-

смысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качест-

во готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабри-

катов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продук-

ции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее ка-

чество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов

на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфаб-

рикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организа-

ции производства и способы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стан-

дартизации.

11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанав-

ливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые

могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие

безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совмес-

тимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как

правило, техническими средствами измерения (приборами, методами хими-

ческого анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуще-

ствляться также с помощью социологических и экспертных методов. В каче-

стве объективного доказательства используются сертификаты соответствия,

заключения надзорных органов.

В Концепции развития национальной системы стандартизации, одоб-

ренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля

2006 г. № 266-р, понятие принципов стандартизации расширяется. Дополни-

тельно к ним относят:

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской

Федерации;

обеспечение условий для единообразного применения национальных

стандартов;

обоснованность разработки национальных стандартов;

открытость процессов разработки национальных стандартов;

обеспечение доступности национальных стандартов и информации о

них для пользователей;

однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требо-

ваний, включаемых в национальные стандарты;

прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;

применение требований национальных стандартов в контрактах, за-

ключаемых между изготовителем и потребителем

Функции стандартизации.

Задачи стандартизации.

2.5.Функции и задачи стандартизации

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандар-

тизация выполняет определенные функции [16].

1.Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия

объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие доку-

ментов). Она сводится к упрощению иограничению. Житейский опыт гово-

рит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую

предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

2.Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности по-

требителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение

усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия циви-

лизации, охрана жизни или здоровья животных и растений. Реализация этой

функции позволяет достигнуть целей, отмеченных выше.

3.Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью ма-

териальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается

в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4.Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие

людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования

документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.)

систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодо-

ление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономи-

ческому сотрудничеству.

5.Цивилизующая функция направлена на повышение качества про-

дукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости

требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ

в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит

продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты от-

ражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.

6.Информационная функция. Стандартизация обеспечивает матери-

альное производство, науку и технику и другие сферы нормативными доку-

ментами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами про-

дукции как носителями ценной технической и управленческой информации.

Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной фор-

мой информации о качестве товара как главного условия договора (контрак-

та). В свете ФЗ весьма важным признается предупреждение действий, вво-

дящих в заблуждение приобретателей.

7.Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требований

(правил, значений параметров, условий для выполнения) применительно к объ-

екту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и техническим регламентом)

требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например

сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок.

8.Доказательная функция проявляется в том, что гармонизированные

с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регла-

мента. В практике технического регулирования Евросоюза в приложение 2.

к конкретной директиве включают перечень гармонизированных стандартов

(с указанием их пунктов и разделов), требования которых составляют доказа-

тельную базу технического закона. По мнению специалистов Госстандарта

России, 25 % стандартов от общего фонда российских национальных стан-

дартов, сформированного в 2002 г., вполне могут быть использованы в каче-

стве доказательной базы принимаемых ТР. В ЕС соблюдение требований

гармонизированных европейских стандартов (ЕN) является гарантией вы-

полнения технических законов (директив). Доказательная база представляет

достаточно обширный перечень стандартов, приводимый в каждой директи-

ве. Например, в директиве на электрооборудование перечень включает

708 стандартов, из них на электромагнитную совместимость – 151.

Основными задачами стандартизации являются:

обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителя-

ми, продавцами и потребителями (заказчиками);

установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству про-

дукции в интересах потребителя и государства, в томчисле обеспечивающих ее

безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

установление требований по совместимости (конструктивной, электри-

ческой, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также

взаимозаменяемости продукции;

согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее эле-

ментов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

унификация на основе установления и применения параметрических

и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифициро-

ванных блочно-модульных составных частей изделий;

установление метрологических норм, правил, положений и требований;

нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа,

измерений), сертификации и оценки качества продукции;

установление требований к технологическим процессам, в том числе

в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспе-

чения применения малоотходных технологий;

создание и ведение систем классификации и кодирования технико-

экономической информации;

нормативное обеспечение межгосударственных и государственных со-

циально-экономических и научно-технических программ (проектов) и ин-

фраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей

среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);

создание системы каталогизации для обеспечения потребителей ин-

формацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

содействие реализации законодательства Российской Федерации мето-

дами и средствами стандартизации.

Нельзя не согласиться с мнением, что ни одна наука не может разви-

ваться без элементов стандартизации. По аналогии с высказыванием

И. Канта о том, что «... в каждой естественной специальной науке можно

найти собственно столько науки, сколько в ней математики», можно сказать,

что любая деятельность настолько упорядочена и соответственно эффектив-

на, насколько она стандартизирована.

Наши рекомендации