ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ (системные)
Обозначения, наименования, примеры (по состоянию на 01.01.2010)
ГОСТ 1.Межгосударственная система стандартизации (МГС).
ГОСТ 1.1-2002 МГС. Термины и определения.
ГОСТ Р 1.Стандартизация в РФ.
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения.
ГОСТ 2.Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
ГОСТ 3. Единая система технологической документации (ЕСТД).
ГОСТ 3. 1126-88 ЕСТД. Правила выполнения графических документов на поковки.
ГОСТ 4. Система показателей качества продукции (СПКП).
ГОСТ 4. 430. СПКП. Конвертеры. Номенклатура показателей
ГОСТ 5. Требования к качеству аттестованной продукции
ГОСТ 6. Унифицированная система документация (УСД)
ГОСТ(Р) 7. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).
ГОСТ 8. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
ГОСТ 8. ГСИ. Приборы для измерения твердости металлов и сплавов. Методы и средства поверки.
ГОСТ(Р) 9.Единая система защиты изделий и материалов от коррозии, старения и биоповреждений (ЕСЗКС).
ГОСТ 9. 039-74 . ЕСЗКС. Коррозионная агрессивность атмосферы.
ГОСТ 10. Требования на продукцию, поставляемую на экспорт (ГОСТ Э)
ГОСТ(Р)12. Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ГОСТ12.2.099-84 ССБТ. Агрегаты для выплавки стали. Обязательные требования безопасности.
ГОСТ(Р)13.Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования.
ГОСТ 14. Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).
ГОСТ(Р)15.Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
ГОСТ(Р)17.Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.
ГОСТ 19.Единая система программной документации (ЕСПД).
ГОСТ 20. Эргономика, обитаемость, техническая эстетика. Оценка ущерба.
ГОСТ(Р) 21. Система проектной документации для строительства (СПДС).
ГОСТ(Р) 22.Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
ГОСТ 23.Обеспечение износостойкости изделий.
ГОСТ 24. Единая система стандартов автоматизированных систем управления (АСУ).
ГОСТ 25.Расчеты и испытания на прочность в машиностроении.
ГОСТ 25.503-97. Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Метод и испытания на сжатие
ГОСТ 26. Приборы и средства измерений и автоматизации.
ГОСТ 27.Система стандартов «Надежность в технике».
ГОСТ(Р) 29.Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения.
ГОСТ 30. Система стандартов эргономики и технической эстетики.
ГОСТ 31. Технологическая оснастка.
ГОСТ Р33. Единый Российский страховой фонд документации.
ГОСТ(Р) 34. Информационные технологии.
ГОСТ Р 40. Система сертификации ГОСТ Р.
ГОСТ 40.001-95. Правила по проведению сертификации систем качества в РФ.
ГОСТ Р 41. Правила ЕЭК ООН.
ГОСТ Р 42. Гражданская оборона (ГОСТ РВ).
ГОСТ Р 43. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности.
ГОСТ Р 51000. ГСС РФ. Система аккредитации в РФ (искл. из правил обозначения)
ПРИМЕРЫ международных систем стандартов:
ИСО серии 9000 Системы менеджмента качества.
ИСО серии 10000 Системы оценки соответствия персонала.
ИСО серии 14000 Системы экологического менеджмента.
ИСО серии 22000 Системы управления безопасностью в пищевой отрасли.
ИСО серии 27000 Системы управления информационной безопасностью.
Домашнее задание
1 Приведите примеры стандартов по методам стандартизации.
2 Найдите в перечне общетехнических стандартов системы в металлургии.
3 В чем особенность обозначений общетехнических систем стандартов?
4 Что означает индекс ГОСТ?
5 Что означает индекс ГОСТ Р?
6 Что означает прерывность номеров систем?
7 Оцените по Указателю «Национальные стандарты» количество стандартов в
выбранной системе.
3.7 ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛУГ
1 Услуга это категория продукции – по ГОСТ Р ИСО 9000.
2 Услуга– является результатом, по меньшей мере, одного действия,
обязательно осуществляемого при взаимодействии поставщика и
потребителя. она как правило нематериальна - по ГОСТ Р ИСО 9000.
3 Услуга- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя - по ГОСТ Р 50646- 94 Услуги населению. Термины и определения.
Особенности стандартизации услуг | Особенности оказания услуг |
1 Услуги – новый объект ГСС-92.Наличие количественных параметров и качественных характеристик, необходимость экспертных оценок | Разделение потребностей на: материальные: нематериальные |
2 Учет потребительских мнений соци-ологическими методами; требования охранности собственности и гарантий | Разделение объектов услуги на: личность потребителя, собственность потребителя |
3 Установление требований на условия обслуживания и методы их оценки | Воздействие на потребителя условий обслуживания |
4 Важность потребительских оценок, требование культуры обслуживания | Взаимодействие потребителя и исполнителя |
5 Установление требований к персоналу, оценка мастерства исполнителя. | Индивидуальный характер оказания услуги |
6 Одновременность оказания услуги и экспертных оценок качества услуги. | Одновременность оказания и потребления услуги |
7 Обязательность «своевременности» оказания услуги; установление типовых форм документов | Не сохраняемость услуги, запас интеллектуальной части услуги |
8 Обязательность требований к информации и условиям обслуживания | Информационная обусловленность |
9 Наличие региональной инфраструктуры | Не транспортируемость услуги |
10 Региональная стандартизация | Локальность и многообразие услуг |
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА - по ГОСТ Р 52113 – 2003 Услуги населению.
Номенклатура показателей качества.
Количественные характеристики:
· время ожидания услуги;
· время предоставления услуги;
· характеристики оборудования, инструмента, материалов;
· надежность результата услуги;
· точность исполнения услуги;
· полноту услуги;
· безопасность процессов оказания услуги;
· уровень автоматизации, механизации;
· информационные данные
К качественным характеристикам качества услуг относят:
· компетентность;
· уровень мастерства исполнителя услуг;
· доступность персонала;
· доверие персоналу;
· эффективность контактов исполнителя и клиента;
· вежливость;
· чуткость;
· комфортность условий обслуживания;
· эстетика интерьера.
К обязательным требованиям качества услуг относят:
· санитарно-гигиенические;
· социальные(диспансеризация, льготы и приоритеты);
· комплексность;
• своевременность (время ожидания, предоставления и потребления услуги,
срочность перевозки и регулярность прибытия груза, максимальный или средний интервал движения и др.);
безопасность процессов оказания услуги, результата услуги, условий обслуживания, экологическая; психологическая,связанная с этикой обслуживания; эргономическая (с учетом антропометрических, и физиологических свойств потребителя).
Характеристики культуры обслуживания:
· безопасность и экологичность при обслуживании;
· эстетика интерьера мест обслуживания;
· эргономичность мест ожидания и обслуживания;
· комфортность помещения, оборудования, мебели;
· санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выдачи) заказов;
Основные группыноменклатуры характеристик качества услуг:
· функционального назначения;
· безопасности услуги и обслуживания;
· безопасности услуги для окружающей среды (экологичности);
· экономичности; культуры обслуживания.
Домашнее задание
1 Определите критерий классификации услуг населению по ОК 002-93.
2 Перечислите сферы услуг, на которые разработаны НС.
3 В чем особенности методов оценки качества услуг?
4 Перечислите особенности услуг, как объекта стандартизации.
5 Перечислите особенности стандартизации услуг.