История развития сертификации.

Ведущие, экономически развитые государства начали развивать процессы сертификации в 20 – 30-е годы. Так немецкий институт стандартов (DIN) в 1920 г. учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, который распространялся практически на все виды продукции.

Возникновение сертификации в этих странах имело целью оградить рынок от низкокачественных товаров, не отвечающих требованиям стандартов.

Наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям, что являлось техническим препятствием в реализации идеи создания пространства без внутренних границ, в котором обеспечивалось бы свободное перемещение людей, товаров, услуг.

Для решения этой проблемы в декабре 1989 г. Совет ЕС принял документ “Глобальная концепция по сертификации и испытаниям”.

Идея этого документа – формирование доверия к товарам и услугам путем сертификации по единым европейским нормам. Для практической реализации единого подхода в сертификации товаров и услуг Европейские страны основали множество организаций по сертификации и испытаниям.

В СССР, а затем и в Российской Федерации сертификация начала развиваться с 1979 г. Соответствующими постановлениями Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по испытаниям важнейших видов продукции производственно – бытового назначения.

Типовое положение об отделе технического контроля (ОТК), выпущенное в 1980г. определяло, что главными задачами ОТК являются предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и ТУ. Таким образом, система контроля на предприятии может служить прообразом системы сертификации продукции, но отличается от нее тем, что сертификация предусматривает контроль третьей стороной, а ОТК – это элемент производственной структуры предприятия.

Одним из первых документов, регламентирующих деятельность по сертификации в нашей стране, был руководящий нормативный документ РД 50 – 596 – 86 “Временное положение о сертификации продукции в СССР”. Функции национального органа по сертификации возлагались на Госстандарт. Отечественная сертификация того периода характеризовалась следующими особенностями:

система сертификации была жестко централизована – сертификаты соответствия выдавались только Госстандартом и использовалась единственная схема сертификации. Номенклатура сертифицируемой продукции ограничивалась видами экспортируемой продукции машиностроения;

система сертификации не конкурировала с такими процедурами, как аттестация по категориям качества и государственные испытания.

Ускоренному внедрению сертификации в стране способствовали две причины: переход страны на новые рыночные отношения и большой поток некачественных импортных потребительских товаров в этот период.

К началу 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. Законом Российской Федерации “О защите прав потребителя”. С мая 1992 г. в России введена вдействие система обязательной сертификации ГОСТ Р. Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон “О техническом регулировании ” от 27 декабря 2002 г. Другими законами, регулирующими деятельность по сертификации в РФ, является закон “Об обеспечении единства измерений”.

Цели и задачи сертификации

В сфере производства, обращения и потребления продукции основными целями сертификации являются:

подтверждение заявленных показателей качества продукции;

содействие потребителю в компетентном выборе продукции;

содействие производителю в реализации конкурентно способной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Для реализации этих целей в первую очередь необходимо решить задачи:

формирования и развития сети органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (инфраструктура сертификации);

формирования законодательного, нормативного и информационного обеспечения сертификации продукции (законодательная база).

Наши рекомендации