Региональные организации по ст-ии (СЕН, СЕНЭЛЕК).
СЕН Европейский комитет по ст-ии существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по ст-ии 18 европейских государств. СЕН — закрытая организация. Основная цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов. СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, газовые баллоны, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы и др. Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Высший орган СЕН — Генеральная ассамблея. Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальных организаций по ст-ии для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему ст-ии всех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности для стран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах—членах ЕС.
СЕНЭЛЕК создан в 1971 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕС. Члены СЕНЭЛЕК — 17 стран Европы. Все они представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК. Во главе организации — Генеральная ассамблея.
28. Ст-ия в СНГ: Ст-ия, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с "Соглашением о проведении согласованной политики в области ст-ии, метрологии и сертификации", которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный Совет стран—участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по ст-ии этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по ст-ии стран СНГ. Работа по ст-ии ведется в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по ст-ии. Среди первоочередных перспективных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по ст-ии, сертификации и метрологии;
29. Национальные институты стандартов в США и Британии.Национальным органом по ст-ии в США явл. американский национальный институт ст-ов и технологии (NIST). NIST - неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной ст-ии в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций - разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального. NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST - содействие решению проблем, имеющее общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).
На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно - технических и инженерных обществ.
Возглавляет институт Совет директоров.
Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. Основные функции BSI - координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и приятие стандартов.
Высший законодательный орган — Генеральная конференция .Высший исполнительный орган — Управляющий совет,руководит работой института и контролирует все направления деятельности .Разрабатывают национальные стандарты технические комитеты. Процедура разработки нормативного документа начинается с получения заказов на создание стандарта. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при положительном решении поручает соответствующему тех. комитету разработать проект стандарта. Если объект ст-ии представляет интерес для правительства (например, в аспекте создания технического регламента), то в качестве консультанта в работе комитета участвует уполномоченный представитель от правительства.Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соотв. комитет по ст-ам, кот. имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение на публикацию подписывает представитель курирующего отраслевого совета и Управляющего совета, то ст-т считается принятым.