Контроллинг — это управление управлением
Собственно термин “контроллинг” (от англ. to control — контролировать, управлять) принят в Германии, откуда он и пришёл в Россию. В Великобритании и США он практически не используется. Там укоренился термин “управленческий учёт — managerial accounting. В экономическом менеджменте России пока используются оба этих термина. Однако термин “контроллинг” более информационно ёмкий, так как включает в себя не только чисто учётные функции, но и весь спектр управления процессом (включая АСУ ТП и АСУП) достижения конечных целей и результатов фирмы.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение ряда следующих функций:
- координации управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
- информационной и консультационной поддержки принятия управленческих решений;
- создания условий для функционирования общей информационной системы управления предприятием;
- обеспечения рациональности управленческого процесса.
Если принять во внимание перечисленные цели и функции контроллинга, то можно сказать, что он является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, в корпорации, холдинге, осуществляющем обратную связь в контуре управления.
Занимая особое место в системе управления предприятием, контроллинг способствует информационному обеспечению принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей, объективного оценивания сильных и слабых сторон предприятия, а также во избежание банкротства и кризисных ситуаций.
Можно утверждать, что эффективная деятельность современного предприятия возможна только при наличии единой корпоративной (комплексной) системы, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством. Такие системы стали рассматриваться как средство достижения основных целей бизнеса: улучшения качества выпускаемой продукции, увеличении объёма производства, занятия устойчивых позиций на рынке и победы в конкурентной борьбе.
Требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе, не зависят от формы собственности и сферы деятельности предприятия, а её программные модули должны соответствовать бизнес-процессам, функции автоматизированных рабочих мест (АРМ) — должностным обязанностям сотрудников. При выборе программно-аппаратных платформ и отдельных бизнес-приложений должны применяться непротиворечивые, согласующиеся технологии, соблюдаться единая технология эксплуатации и обслуживания системы.
Помимо этих ключевых требований есть ряд общих технических требований для любой информационной системы:
- быстродействие, т.е. достаточно малое время реакции системы (единицы секунды) при вводе, поиске и обработке информации;
- надёжная защита от несанкционированного доступа к данным и регистрации действий персонала;
- удобный пользовательский интерфейс рабочих мест;
- возможность масштабирования и развития системы;
- интеграция с модулями системы передачи данных;
- возможность конвертации данных из использовавшихся в прошлом приложений в новую систему;
- высокая надёжность работы.
Методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд общих положений, которые будут рассмотрены далее.
Технология построения системы “как надо”,
без попыток программирования действующих сейчас алгоритмов
Практика создания систем по модели “как есть” показала, что автоматизация без реинжиниринга бизнес-процессов и модернизации существующей системы управления не приносит желаемых результатов и неэффективна. Ведь использование в работе программных приложений — это не просто сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учёта и отчётности.
Технология построения систем с подходом “сверху — вниз”
Если решение об автоматизации принято и одобрено высшим руководством, то внедрение программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения. Только при внедрении сверху вниз и активном содействии руководства можно изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ без незапланированных издержек.