Процентильная нормализация суммарных баллов
Экстра-версия Xj | Час- тота fj | Накоп-ленная частота Fj | Скор. накопл. част. F*j | Процен-тильный ранг PRj | s | zj |
-2,06 | 0,88 | |||||
-1,40 | 2,2 | |||||
6,5 | -1,13 | 2,74 | ||||
-0,64 | 3,72 | |||||
-0,05 | 4,9 | |||||
35,5 | 0,56 | 6,12 | ||||
1,08 | 6,16 | |||||
47,5 | 1,64 | 8,28 | ||||
49,5 | 2,33 | 9.66 |
Б. Подсчитать накопленные частоты (Fj).
В. Вычислить скорректированные накопленные частоты (F*j), по приведенной ниже формул:
F*j = Fj - 0,5fj.
где PRj - процентильные ранги,
Fj - накопленная частота
n - число испытуемых.
Г. По таблице функции нормального распределения (см. Приложение 1) определить значения s, соответствующие вычисленным процентильным рангам.
Д. Выразить полученные результаты в стандартной шкале стенайнов, воспользовавшись следующей формулой:
zj = 2×sj + 5
Е. Значения zj округлить до целых единиц и вписать в таблицу.
2. Произвести линейную стандартизацию суммарных баллов.
А. Вычислить среднее арифметическое по “сырым” баллам :
= (S xj × fj)/n
= (4 ×2 + 5 ×2 + 6 ×5 +7 ×8 +8 ×14 +9 ×9 +10 ×6 +11 ×3+12 ×1) / 50 = 402/50 = 8,04.
Б. Найти разности xi - .
В. Вычислить стандартное отклонение по формуле:
Sx = [S (xj - )2/(n - 1)]1/2
Sx = [(16 ×2+9 ×2+4 ×5+1 ×8+0 ×14+1 ×9+4 ×6+9 ×3+16 ×1)/(50-1)]1/2 = (154/49)1/2 = 3,141/2 = 1,77.
Г. Перевести “сырые” баллы в стандартную шкалу стеанайнов по формуле:
z`j= 2(хj - )/Sx + 5
Д. Округлить полученные результаты и вписать в таблицу (см. табл. 19).
Таблица 19
Линейная стандартизация шкалы
Экстра-версия Xj | Xj - ![]() | (Xj - ![]() | Xj - ![]() | z`j | Округленные значения | ||
zj | z`j | ||||||
-4 | -2,26 | 0,48 | |||||
-3 | -1,69 | 2,62 | |||||
-2 | -1,13 | 2,74 | |||||
-1 | -0,85 | 3,3 | |||||
0,85 | 6,7 | ||||||
1,13 | 7,26 | ||||||
1,69 | 8,38 | ||||||
2,26 | 9,52 | ||||||
Анализ результатов и выводы
Сравнить значения zj и z`j.
В нашем примере в 5 парах значения zj и z`j не совпадают друг с другом.
Сделать вывод о нормальности распределения частот суммарных баллов и репрезентативности выборки. Если сравниваемые пары значений совпадают, то делается вывод о нормальности эмпирического распределения и репрезентативности выборки. В нашем случае выводы состоят в следующем.
1. Распределение частот суммарных баллов отличается от нормального.
2. Выборка испытуемых нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности.
Лабораторная работа № 12
Проверка устойчивости распределения
с помощью критерия хи-квадрат
Вводные замечания. Традиционный способ доказательства устойчивости сводится к выяснению степени приближения эмпирического распределения к какому-либо теоретическому. Если эмпирическое распределение не приближается к теоретическому, несмотря на значительное увеличение численности выборки, то приходится прибегать к более общему индуктивному методу доказательства.
Цель:определить устойчивость распределения тестовых оценок первичной формы опросника сравнением эмпирического и теоретического распределений.
Материал:оцениваемый тест, таблица по математической статистике, результаты тестирования испытуемых по проверяемому опроснику, калькулятор.
Ход работы
1. Случайным образом составить выборку стандартизации.
2. Провести обследование испытуемых с помощью оцениваемого теста.
3. Полученные результаты внести в таблицу для вычисления теоретических частот (см. табл. 120).
А. Вычислить среднее арифметическое по формуле:
.
Б. Вычислить для каждого хi разность
В. Вычислить среднее квадратичное отклонение Sx
Г. Вычислить .
Таблица 20