Государственная система стандартизации (ГСС РФ).
ГСС РФ – комплекс взаимосвязанных стандартов, определяющий все основные стороны практической деятельности по стандартизации в РФ.
Нормативные документы (НД) по стандартизации:
1. ГОСТ Р 1.0 – 92 «ГСС РФ. Основные положения».
2. ГОСТ Р 1.2 – 97 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов».
3. ГОСТ Р 1.4 – 93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических обществ и других общественных организаций (СТО). Общие положения».
4. ГОСТ Р 1.5 – 93 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
5. ГОСТ Р 1.10 – 95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации от них».
6. ПР 50.1.001 – 93 «Правила согласования и утверждения технических условий».
Органы и службы по стандартизации.
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии, сертификации (ГОССТАНДАРТ РФ)состоит из технических и организационных комитетов. Технический комитет в зависимости от направленности может делиться на подкомитеты. ГОССТАНДАРТ имеет:
19 НИИ, 3 учебных заведения, 13 опытных заводов, издательство стандартов, 2 типографии, центры стандартизации, метрологии, сертификации.
Научно-исследовательские институты занимаются разработками по единству измерений; центры стандартизации, метрологии, сертификации – практической работой; учебные заведения – подготовкой кадров для работы в НИИ и центрах метрологии, стандартизации, сертификации.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждаются национальным органом по стандартизации. Службы по стандартизации на предприятиях подчиняется техническому директору(главному инженеру). Стандарт предприятия утверждает его руководитель.
Нормативные документы по метрологии, стандартизации, сертификации.
Продуктом по стандартизации являются нормативные документы(НД), устанавливающие общие принципы, нормы, правила, характеристики и т. д.
К нормативным документам относятся:
1. Стандарты;
2. Технические условия (ТУ);
3. Технический регламент (в соответствие с законом обязательный нормативный документ);
4. Правила (ПР);
5. Рекомендации;
6. Нормы;
7. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления, характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг.
Технические условия – устанавливают требования к конкретной продукции.
Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированный в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом президента или постановлением правительства РФ и устанавливает обязательные требования для применения к объектам технического регулирования (продукция, в том числе здания, сооружения; процессы производства, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация).
Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Пример: ПР 50.2.009 – 94 ГСИ «Проверка средств измерений. Организация и порядок проведения».
Рекомендации – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки, методы выполнения этих работ.
Пример: Р 50.1.006 – 95 «Государственный надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов и сертифицированной промышленной продукции. Госстандарт России.
Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Пример: «Нормы радиационной безопасности» Госсанэпиднадзор РФ Москва 1996.
ЕСКК ТЭИ – единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Основные положения по ЕСКК ТЭИ установлены правилами по стандартизации: ПР 50-733-93, ПР 50-734-93.
Категории стандартов.
В зависимости от области действия или применения стандартов различают:
1. Международные стандарты (приняты международной организацией). Например: ИСО (ISO) – ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». Проекты международных стандартов разрабатываются в 7технических комитетах.
МСЭ – международный союз электросвязи. Статус рекомендательный.
2. Региональные международные стандарты (приняты международной межправительственной региональной организацией по стандартизации). Например: в Европе – стандарты CEN. Статус обязательный для стран ЕС. Документом СЕNявляется технический отчет, который не содержит технических требований.
3. ГОСТы – государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов.
4. Национальный стандарт ГОСТ Р (принят ГОССТАНДАРТОМ РФ или ГОССТРОЕМ РФ).
При принятии международных стандартов в РФ, но с дополнительными требованиями к продукции, вводится обозначение стандарта, например,
ГОСТР 50231 -92 (ИСО7173-89). Принятие текста международного стандарта в качестве нормативного документа в России без изменения вводится обозначение стандарта, например, ГОСТ Р ИСО 9591-93.
5. Отраслевой стандарт (ОСТ - ведомственный стандарт)). Не путать с общесоюзным стандартом.
6. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).
7. Стандарты предприятий, организаций (СТП) обязательные для конкретного предприятия.
Комплексы стандартов.
Название систем | Аббревиатура | Шифр | Категория |
Государственная система стандартизации РФ | ГСС | 1. | ГОСТ Р |
Единая система конструкторских документов | ЕСКД | 2. | ГОСТ |
Единая система технологической документации | ЕСТД | 3. | ГОСТ |
Система сертификации ГОСТ Р | ------ | 40. | ГОСТ Р |
Виды стандартов.
ГСС устанавливает следующие виды стандартов:
1. Основополагающие стандарты – нормативные документы, содержащие общие или руководящие положения для определённой области. Пример: 1) ГОСТ Р 1.0 – 92 «ГСС. Основные положения»; 2) ЕСКД; 3) ЕСТПП; 4) ЕСТД, 5)Единицы измерения.
2. Стандарты на продукцию и услуги – устанавливают требования к группам однородной продукции (услугам) или конкретной продукции.
3. Стандарты на работы (процессы) – устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах ЖЦП.
4. Стандарты на методы контроля (испытания) – устанавливают требования к проведению контроля, испытаниям и т. д.
Принципы стандартизации.
1. Принципы добровольности использования стандартов.
2. Принципы гармонизации (частичное введение требований международного стандарта).
3. Стандарты не должны противоречить техническим регламентам.
4. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
5. Принцип максимального учёта при разработке законных интересов заинтересованных лиц.
Главным принципом при комплексной и опережающей стандартизации является принцип обеспечения функциональной взаимозаменяемости стандартизируемых изделий.
Методы стандартизации.
1. Симплификация (ограничение) – метод простого ограничения номенклатуры выпускаемых изделий, не предусматривающее вмешательство конструктора (снятие с производства), т.е. заключающая в простом сокращении применяемых при разработке изделий и др. до количества технически и экономически целесообразной достаточности
2. Унификация (приведение к единообразию) – (от латинского unio – единство, facere – делать) сокращение разнообразия путём конструктивных вмешательств.
Это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов, услуг, значений параметров и размеров, заключающийся в сведении к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, деталей и т.д.
3. Типизация – приведение к типовому виду (деталей, технологических процессов, конструкций). Типизация устанавливаеттиповые конструкцииузлов, деталей и технологических решений.
4. Агрегатирование – создание новых машин на основе унифицированных узлов, изделий и т. д., модульных конструкций.
Народное хозяйство |
Неоправданное многообразие |
Учёт применяемости |
Систематизация |
Типизация |
Ограничение |
Унификация |
Агрегатирование |
С Т А Н Д А Р Т И З А Ц И Я |
Примером по систематизации продукции могут служить общероссийские классификаторы различной товарной продукции.
Сертификация.
Важной составной частью международной стандартизации является сертификация. Законом РФ «О защите прав потребителей» впервые было использовано понятие о сертификации как обязательная процедура в свете выполнения решений этого закона.
Сертификация – это деятельность, направленная на устранение технических препятствий в промышленном сотрудничестве и заключается в подтверждении «сертификата соответствия», т.е. того, что изделие соответствует установленным требованиям и нормам международных стандартов.
Сертификация – это гарантия потребителю, что изделие имеет заданное качество и оформляется документом (сертификатом), изданным в соответствие с правилами систем сертификации.
Сертификация не является технико-экономическим мероприятием, направленного на всестороннюю оценку технического уровня и качества.
Основой сертификации является выбор критериев, по которым можно судить о соответствии характеристик изделия интересам потребителя, требованиям законов стран-импортёров, а также объективность результатов работ по сертификации и предусматривает взаимную сопоставимость различных систем, воспроизводимость результатов испытаний изделий.
Контрольно-регулирующую функцию в России выполняет система сертификации продукции.
Сертификация продукции является одним из основных инструментов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может нормально функционировать без четко установленных законов, правил, норм. Государственная регламентация рыночных отношений защищает интересы общества, производителей, потребителей.
Сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс соответствуют заданным требованиям.
Таким образом, сертификация - это средство предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенное им изделие отвечает требованиям действующих нормативных документов, относящихся именно к этой услуге.
Основные понятия в области оценки соответствия.
Сертификация является частным случаем оценки соответствия.
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия нормативным требованиям услуг, продукции производства, системы качества.
Соответствие – соблюдение установленных требований к продукции, процессу или услуге.
Оценка соответствия – любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования к объекту выполняются.
Оценка соответствия может производиться в виде:
1. Государственного контроля (надзора);
2. Аккредитации;
3. Испытания;
4. Регистрации;
5. Приёмки и ввода в эксплуатацию;
6. Подтверждения соответствия.
Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия.
Процесс аккредитации проходит в 4 этапа.
К основным требованиям, предъявляемым к испытательным лабораториям при аккредитации, не относится финансовая подотчетность.
Аккредитация осуществляется на основе следующих принципах:
- добровольность, открытость, допустимость;
- компетентность;
- обеспечение равных условий.
Цели аккредитации:
- повышение качества работ и укрепления доверия к испытательным лабораториям;
- обеспечение конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
- признание результатов испытаний и сертификата соответствия на национальном, европейском и мировом уровне.
Аккредитация метрологических служб и юридических лиц действительна в течении не более 5 лет.
Результат: оценка компетентности (аттестат), и лицензия (разрешение).
Подтверждение соответствия – определённый порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг по требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.