Государственная система стандартизации РФ


Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184—Ф3. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки, применения нормативных документов по стандартизации.

Идеология Закона исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам и устанавливает следующие принципиальные положения:
• обязательные требования к продукции и процессам производства, эксплуатации, хранению, транспортированию могут быть установлены только в технических регламентах, которые должны приниматься только федеральными законами, постановлениями Правительства и указами Президента Российской Федерации;

национальные стандарты принимают статус добровольных документов;

производителю предоставляется возможность выбора различных схем подтверждения соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям в зависимости от степени потенциальной опасности последних;

функции по сертификации не могут быть совмещены с функциями государственных контрольных и надзорных органов и органов по аккредитации;
• создается единое информационное пространство, позволяющее всем заинтересованным лицам получать информацию о ходе разработки и тексты проектов как технических регламентов, так и стандартов, а также актуализированных данных по действующим национальным и международным нормативным документам.

Закон в первую очередь определяет границы государственного воздействия на установление обязательных требований к продукции, процессам ее производства и обращения, ограничив их требованиями, связанными исключительно с вопросами безопасности, установив при этом следующие приоритеты государственных интересов:

защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Система технического регулирования представляет собой двухуровневую структуру: верхний уровень — технические регламенты, принимаемые федеральными законами или постановлениями Правительства Российской Федерации, нижний — гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Стандарты призваны помочь производителю понять и реализовать требования технических регламентов. Добровольный стандарт предлагает наиболее оптимальный путь реализации обязательных требований технического регламента. Стандарты не обязательны, но если их требования соблюдаются, производитель одновременно выполняет собственно технический регламент.

Общие организационно-технические правила системы стандартизации в Российской Федерации устанавливает государственная система стандартизации (ГСС).

ГСС изложена в следующих нормативных документах:
- ГОСТ Р 1.0—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

- ГОСТ Р 1.2—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

- ГОСТ Р 1.4—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

- ГОСТ Р 1.5—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

- ГОСТ Р 1.8—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;
- ГОСТ Р 1.9—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;

- ГОСТ Р 1.10—2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них;

- ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности;

- Р 50—605—79—93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия;

- ПР 50.1.024—2005 Основные положения и порядок проведения работ по разработке, введению и применению общероссийских классификаторов;
- Р 50—7 18—94. Правилазаполнения и представления каталожных листов;

- Р 50.1.004—2002. Подготовка для принятия и введения в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия;

- Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечении единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287;

- Положение о порядке проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2003г. № 99.

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого в 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании».

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Наши рекомендации