Этапы жизненного цикла продукции
Товар представляет собой своего рода живой организм, развивающийся, как
известно в следующем порядке: зачатие - рождение - зрелость - старение и
смерть.
По аналогии мы различаем следующие этапы типичного жизненного цикла товаров:
этап разработки товара, этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости,
этап насыщения рынка, этап упадка.
Жизненный цикл товара можно представить в виде графика зависимости объема
продаж от времени существования (жизни) этого товара. Типовой график
представлен на рис. 1, на котором выделены основные этапы жизни товара.
Рассмотрим ниже характеристики основных этапов жизненного цикла товара.
Разработка. Это анализ возможностей производства продукции. Исследования
и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования. Рыночные
испытания.
Выведение на рынок. Это поступление товара в продажу. Новая марка товара
имеет кратковременные (монополистические) преимущества.
Рост. Это ответная реакция конкурентов. Быстро растущий рынок. Марка
товара увеличивает или сокращает свою долю. Рост потребления на душу населения.
Изменчивый, нестабильный характер.
Зрелость. Это стабилизация. Рост продаж, но все более медленными темпами,
затем приостановка и в конце концов сокращение. Значительное число покупателей
выбирают марку товара, то есть предпочтение марке становится существенным
фактором, потребление на душу населения падает.
Насыщение рынка и упадок. Весь рынок сокращается. Возникает излишек
мощностей. Возможны слияния фирм. Появляются товары-заменители.
Финансовые цели на отдельных этапах жизненного цикла.
Разработка. Безубыточность.
Выведение на рынок. Прибыль за счет продаж.
Рост. Максимальный объем прибыли.
Зрелость. Прибыль за счет сокращения издержек.
Насыщение и упадок. Сокращение затрат при уменьшении объема продаж товаров.
С помощью теории жизненного цикла можно автоматически прогнозировать
ситуацию. Если управление компании полностью доверится этой теории, то на
этапе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки, чтобы
освободившиеся средства направить на разработку товара-субститута. Без
поддержки маркетинга объем продаж товара неизбежно сократится и возникнет
необходимость форсировать продвижение на рынок товара-субститута без
надлежащей его технической проверки и рыночных испытаний, что в целом
поставит компанию перед двумя неудачами вместо одного успеха.
Отечественные системы качества
Название системы | Дата и место создания | Основная суть системы | Критерии управления | Объект управления | Область применения |
БИП (бездефектное изготовление продукции) | 1955 г. Саратов | Строгое выполнение технологических операций | Единичный: Соот-ветствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления. | Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. | Производство |
СБТ (система бездефектного труда) | 1961 г. Львов | Высокий уровень выполнения операций всеми работниками | Единичный: Соответствие качества результата труда установлен-ным требованиям. Обобщенный: Коэффициент качества труда. | Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. | Любая стадия жизненного цикла продукции. |
КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) | 1958 г. Горький | Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства. | Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям. | Качество изделия и качество труда коллектива. | Проектирова-ние +техноло-гическая под-готовка произ-водства, производство. |
НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса двигателей) | 1964 г. Ярославль | Повышение технического уровня качества изделий. | Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании. | Качество изделия и качество труда коллектива. | Весь жизненный цикл продукции. |
КСУКП (комплексная система управления качеством продукции) | 1975 г. Львов | Управление качеством на базе стандартизации. | Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники. | Качество изделия и качество труда коллектива. | Весь жизненный цикл продукции. |
КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) | 1980г. Краснодар | Управление качеством продукции и эффективностью производства | Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества. | Качество продукции, экономические показатели предприятия. | Весь жизненный цикл продукции. |
Международные стандарты ИСО серии 9000
За рубежом стандарты ИСО серии 9000 находят широкое применение при установлении торговых связей в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции поставщика. При этом соответствие системы требованиям стандартов ИСО рассматривают как определенную гарантию того, что поставщик способен выполнить требования, установленные в контракте на поставку, и обеспечить стабильное качество продукции.
В 70 – 80-х годах 20 века специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше – в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, на всех стадиях производства и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции, который был использован при разработке системы качества–совокупности организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции, и ее соответствия требованиям стандартов и контракта.
В процессе работы над системой качества были сформулированы основные принципы и понятия, которые в дальнейшем были использованы ИСО при разработке международных стандартов на системы качества.
С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества и разработка международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. В 1987 г. были опубликованы первые пять стандартов данной серии и разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества – МС ИСО 8402. В 1994г. после внесения изменений появилась вторая версия и в настоящее время готовится третья версия стандартов.
Структура МС ИСО серии 9000 показана на рис. 6.10.
В МС ИСО серии 9000 установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
МС ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания по выбору и применению других стандартов, а именно: МС ИСО 9000-1 «Руководящие указания по выбору и применению»; МС ИСО 9000-2 «Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО9003»; МС ИСО 9000-3 «Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения»; МС ИСО 9000 «Руководство по управлению программой обеспечения надежности».В целом стандарт дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий.
Критериями, которые необходимо учитывать при выборе той или иной системы, являются: степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологический фактор и другие. МС ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в МС ИСО 9001, МС ИСО 9002 и МС ИСО 9003. Стандарт содержит новое понятие представления заказчику доказательств того, что система качества и продукция поставщика соответствуют установленным требованиям.
МС ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».Стандарт оговаривает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует, чтобы была продемонстрирована способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика.
МС ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт устанавливает требования по качеству, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта. Эта модель по уровню требований к поставщику является промежуточной.
МС ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика.
загрузка...
МС ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества», состоящий из восьми частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания. В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. В области производства продукции изготовитель должен иметь полное представление о работе предприятия с тем, чтобы иметь возможность выбрать соответствующие элементы для каждого этапа производственной деятельности. Задача состоит в сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества при одновременном повышении экономического эффекта.
Особенностью предлагаемых стандартами ИСО моделей системы качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.
В России стандарты ИСО серии 9000 приняты «методом обложки».
В действующем комплексе ГОСТ Р ИСО серии 9000 –- ГОСТ Р ИСО 9001 охватывает все стадии жизненного цикла продукции, их применяют в тех случаях, когда система качества поставщика должна обеспечивать соответствие установленным требованиям на стадиях исследования и проектирования, производства, транспортирования и хранения, монтажа и эксплуатации; соответственно, ГОСТ Р ИСО 9002 – на стадиях производства, транспортирования, хранения и монтажа; ГОСТ Р ИСО 9003 – только в процессе контроля и испытаний готовой продукции. Наиболее широко используется в практике ГОСТ Р ИСО 9001, наиболее ограниченно – ГОСТ Р ИСО 9003. Последний стандарт содержит «самую доверительную модель», а поэтому применяется только при долговременных контрактах.