Статья 12. принципы стандартизации
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
!- добровольного применения стандартов;
- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;
- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Комментарии.
1. В соответствии с принципом "добровольное применение стандартов" со стороны государственных органов должны отсутствовать претензии к составу и уровню требований по показателям качества продукции и услуг, техническим решениям, а также технологическим методам.
Исключение составляют требования по безопасности, однако они устанавливаются техническими регламентами.
Цель применения стандартов состоит в содействии разработчикам, изготовителям и исполнителям создавать продукцию и оказывать услуги высокого качества, предоставлять им в этом отношении максимальную свободу действий.
Критерии качества в этих условиях формирует потребитель, востребуя или не востребуя продукцию или услуги, представленные рынке сбыта.
2. Принцип "максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц" предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспособности.
3. Следование принципу "применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения" способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг.
Однако достижение этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно. Поэтому в тексте этой части ст. 12 сделана соответствующая оговорка.
Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и региональных стандартов:
- принятие аутентичного текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений ("метод обложки").
Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
- принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.
При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.
Международное сотрудничество в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных документов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя.
Подобные документы должны содержать
- технические требования,
- методы и условия испытаний,
- точные определения величин, которые следует измерять,
- сведения о приборах, с помощью которых производятся измерения,
- данные о точности этих приборов и методах их поверки.
Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.
В области международной стандартизации (и частично, сертификации) участвует несколько международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее:
- ИСО (ISO);
- МЭК;
- МОЗМ;
- МБМВ;
- Европейская организация по качеству - European Organization for Quality (ЕОК - ЕОQ),
- Европейская комитет по стандартизации - European Committee for Standardization (ЕКС - СEN),
- Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники - European Committee for Electrotechnical Standardization (ЕКСЭЭ - CENELEC),
- Европейская экономическая комиссия ООН - United Nations Economic Commission for Europe (ЕЭК ООН - UN/ECE),
- Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций - European Telecommunications Standards Institute (ЕИСТ - ETSI) и ряд других.
Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мере, в какой это им необходимо.
Одной из самых авторитетных международных организаций в области стандартизации является ISO (в настоящее время членами ISO являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира).
Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ISO и МЭК часто действуют совместно).
Стратегическая цель ISO - содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню.
Кроме того, ISO содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами.
Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ISO, общее число которых в настоящее время превышает 12 тыс., причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов.
!Они не являются обязательными для применения государствами-членами ISO.
Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.
В Российской Федерации в настоящее время идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации.
Международные стандарты ISO обычно разрабатываются и вводятся в действие следующим образом.
Специалистами ISO выбирается за основу наиболее прогрессивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран и в качестве первой редакции стандарта ISO переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комитета по данному направлению.
Затем на основании отзывов разрабатывается вторая редакция и процесс повторяется.
Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатывается единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса.
!Стандарты ISO носят рекомендательный характер, хотя часто применяются в международных и межгосударственных контрактах в качестве обязательных.
Руководство 2 ИСО/МЭК (ISO/IЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов:
- основополагающий стандарт;
- терминологический стандарт;
- стандарт на методы испытаний;
- стандарт на продукцию;
- стандарт на процесс,
- стандарт на услугу;
- стандарт на совместимость;
- стандарт с открытыми значениями;
- положения;
- методические положения;
-описательное положение.
Кроме ISO, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК.
Организационная структура и принципы деятельности аналогичны ISO, часто они работают совместно и выпускают единые документы.
Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ISO он имеет обозначение ISO/IЕС.
Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.
Прямое применение - применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
Косвенное применение - применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.
В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом "Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации".
На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.
В настоящее время МГС СНГ признан ISO в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ: подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве.
Проект соглашения о сотрудничестве направлен в ISO.
МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг.
Стандарты и иная нормативная документация, разработанная советом, распространяется в странах СНГ.
Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04-94 "Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации" и правилами ПМГ 05-94 "Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов".
4. В соответствии с принципом о "недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона", не должны создаваться такие стандарты, которые усложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделений на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовителей, изготовителей и поставщиков.
Не должны завышаться требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.
5. Условие принципа "недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам" непосредственно следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.
6. Принцип "обеспечение условий для единообразного применения стандартов" - принцип, непосредственно вытекающий из определения понятий "стандартизация" и "стандарт".