Сравнительная характеристика форм предтестовых заааний

В заключение хотелось бы поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех форм предтестовых заданий, чтобы облегчить авторам выбор формы при разработке теста. В процессе разработки у автора всегда возникает вопрос: остановиться ли на какой-нибудь одной форме заданий либо принять решение о совмещении различных форм в одном тесте? А если остановиться на одной, то какой из четырех форм отдать предпочтение?

Выбор автора во многом определяется спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало здесь зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста.

Легко организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста в том случае, когда все задания имеют закрытую форму. Результаты выполнения заданий на дополнение с ограниченным, а тем более с открытым ответом требуют ручной обработки. Как правило, для оценки результатов их выполнения приходится привлекать экспертов, а это требует дополнительных материальных затрат и времени на проверку.

Конечно, в каждом тесте можно использовать несколько форм, однако желательно, чтобы этих форм было как можно меньше. Более того, при создании теста имеет смысл выбрать одну наиболее подходящую форму и выдерживать ее от первого до последнего задания. Требование единства формы соблюдается, как правило, в профессионально сделанных тестах. Особенно важно это требование при создании тестов для итоговой аттестации, когда ученику необходимо выполнить задания по большому объему содержания, а преподавателю обработать результаты тестирования по большой выборке учеников. Обилие форм в тесте затрудняет работу ученика и значительно усложняет статистическую обработку эмпирических результатов выполнения теста. К сожалению, требование моноформности не всегда выполнимо, поскольку не все знания и умения ученика можно проверить с помощью моноформного теста. Поэтому часто приходится идти на совмещение форм, что при прочих равных условиях всегда негативно отражается на точности измерений, обеспечиваемой тестом.

При создании теста правильный выбор формы не менее важен, чем продуманный отбор содержания теста. Если форма выбрана неудачно, то в некоторых заданиях учащийся может найти не предусмотренный преподавателем более легкий путь решения поставленной задачи. Ошибки такого рода устранить наиболее трудно, поскольку даже после многократного использования теста в группе учащиеся вряд ли станут сообщать об этих ошибках преподавателю и, конечно, воспользуются недосмотром разработчика теста. Для отдельных заданий вопрос правильного выбора формы приобретает особую сложность, так как часто случается, что ни одна из форм не является в полной мере удачной для создаваемого задания теста. Например, определенные трудности встречаются при выборе удачной тестовой формы для такого, казалось бы, тривиального задания, как решение уравнения.

Задание 1

Найти корень уравнения— 6 = 0.

При выполнении задания в его традиционной постановке необходимо сделать замену переменных, решить квадратное уравнение относительно новой переменной и, отбросив посторонний корень х = 4, найти единственное решением х = 9.

Проверка этих же умений учащегося становится довольно затруднительной, а иногда и попросту невозможной, если при создании тестового задания форма выбрана неудачно. Например, в закрытой форме задание может иметь вид:

Задание 2

Корень уравнения х - корень (х)— 6 = 0 будет

Для выполнения задания в закрытой форме учащемуся не нужно делать замену переменных, решать квадратное уравнение и отбрасывать посторонний корень. Хотя проверку именно этих умений, скорее всего, планировал преподаватель при разработке данного задания теста. Ученику достаточно подставить каждое из предложенных значений х в уравнение и выбрать то из них, которое обращает данное уравнение в верное числовое тождество. Конечно, большинство тестируемых пойдет именно по такому пути и не будет решать уравнение с помощью замены переменных.

Неудачный выбор формы отражается негативно и на мере правдоподобности дистракторов, снижая ее в отдельных случаях до нуля. Например, в приведенном задании бесполезно ожидать, что учащиеся выберут посторонний корень в качестве правильного ответа к уравнению. Действительно, простая подстановка значения х = 4 в уравнение обратит его в неверное числовое тождество. Таким образом, в данном примере неудачный выбор формы не позволяет выявить наиболее распространенные, типичные ошибки, встречающиеся при решении уравнения, а, скорее, помогает учащемуся избежать их и отбросить неправильный ответ.

Неудачен не только выбор формы, но и формулировка третьего ответа. Единственное число в основной части задания исключает из рассмотрения третий ответ, содержащий два возможных корня уравнения. По-видимому, наилучшей для данного задания будет открытая форма, хотя и в этом случае задание может иметь определенные недостатки. Например, при формулировании задания в виде

ДОПОЛНИТЕ

Задание 3

Корень уравнения х - корень (х)- 6 = 0 равен

единственное число значительно облегчает задачу и практически полностью исключает посторонний корень х=4 из ответов учащегося. Поэтому более удачным будет задание

Задание 4

В уравнении х - корень (х)-6 = 0 равен

Здесь для выполнения задания ученик вынужден будет сделать замену, решить квадратное уравнение и отбросить посторонний корень, записав единственно правильный ответ на месте прочерка. Причем нередко на месте прочерка ученики записывают два значения х, включая в число правильных ответов и посторонний корень уравнения.

При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других, поэтому здесь нет и не может быть единых рекомендаций. Многое здесь зависит от искусства преподавателя, от его опыта и умения разрабатывать задания теста, от тех технологических задач, которые стоят перед автором на момент начала работы над тестом. Поэтому приводимые далее выводы носят исключительно рекомендательный характер. Их следует принимать во внимание при выборе формы заданий теста, но ни в коем случае не сводить к ним весь анализ ситуации целеполагания, не ограничиваться ими при вынесении окончательного решения о выборе основополагающей формы заданий теста.

Без сомнения, на этапе выбора формы контролирующих заданий в центре внимания находятся оцениваемые умения ученика. Определив круг оцениваемых умений, следует отдать предпочтение той форме, которая напрямую позволяет оценить уровень учебных достижений по каждому из запланированных к проверке умений. Если оценка умений носит опосредованный характер, то это необходимо принимать во внимание при интерпретации результатов выполнения теста. Например, при проверке умения грамотно писать лучше всего попросить ученика самостоятельно написать что-либо. Если такой возможности нет, то проверка грамотности приобретает опосредованный характер. Скажем, ее можно облечь в форму заданий с выбором правильного ответа. В таком случае при интерпретации результатов учащихся педагогу необходимо помнить о том, что умение грамотно писать самому не идентично умению находить сделанные кем-то ошибки.

В целом же можно отметить, что ряд фрагментов содержания либо ряд знаний и умений можно отобразить в различных формах заданий теста. Часто предпочтение одной какой-либо форме отдать довольно трудно, так как каждая обладает своими достоинствами и недостатками. Для облегчения проблемы выбора результаты сопоставительного анализа различных форм сведены в табл. 4.1.

Конечно, как уже отмечалось ранее, с точки зрения тестолога, лучше, когда тест моноформен. Хотя можно встретить противоположное суждение, рекомендующее авторам использовать как можно больше форм при разработке теста. Сторонники последней точки зрения полагают, что изменение формы способствует повышению мотивации учеников при выполнении заданий теста. По их мнению, разнообразные формы заданий делают выполнение теста менее утомительным и монотонным для учеников, способствуя тем самым повышению интереса к работе над тестом.

Это утверждение выглядит вполне убедительно. Оно действительно правомерно в процессе повседневной коррекции знаний учеников и их обучения с помощью тестов. Однако при итоговом контроле, когда на первый план выходят вопросы достижения точности и сопоставимости оценок, желательно делать тест из заданий одной формы. В противном случае приходится использовать специальные методы выравнивания вкладов заданий разных форм в итоговый балл учеников при подведении итогов по тесту. Какую бы форму ни выбрал разработчик, всегда следует помнить, что первоначальное число заданий должно в полтора-два раза превышать планируемое, так как часть заданий после первой же эмпирической проверки приходится удалить. Удаление может быть вызвано самыми различными причинами.

Таблица 4.1. Сравнительная характеристика технологических свойств различных

Тестовых форм

Технологические характеристики форм Задания с выбором ответов (закрытые, на соответствие) Задания на дополнение с ограничением ответа Задания на дополнение со свободным ответом
Проверка знания фактологического материала Годятся Годятся Годятся, но обычно не используются из-за трудностей оценки результата
Проверка умений применения знаний по образцу (репродуктивный уровень) Годятся Годятся, но обладают ограниченными возможностями по охвату умений Годятся
Проверка умений применения знаний в незнакомой ситуации (продуктивный уровень) Не годятся Не годятся Годятся
Простота в конструировании Нет Есть Есть
Исключение эффекта угадывания Нет Есть Есть
Простота при оценке результата выполнения Есть Нет Нет (оценка крайне сложна)
Объективность в оценке результата выполнения Есть Иногда есть, иногда нет (в зависимости от качества разработанного задания) Нет (оценка результатов крайне субъективна)
Исключение фактора ошибок испытуемых при написании ответов Есть Нет Нет (на оценку результата всегда влияет умение испытуемого правильно выразить в письменной форме свой ответ)
Возможность оригинального ответа Нет Нет Есть

Некоторые задания неудачно сформулированы и потому допускают двусмысленное толкование либо просто не понятны для учеников. Другие задания оказываются плохо «работающими»: сильные ученики выполняют их неправильно, а слабо подготовленные добиваются в них успеха. Третьи задания не устраивают разработчика по трудности, нарушают выбранную стратегию расположения заданий в тесте. И наконец, удаление заданий может быть вызвано желанием разработчика повысить эффективность теста. В том случае, когда подбор заданий по трудности не соответствует особенностям подготовки тестируемой выборки учеников, появляется много заданий, которые делают все либо не делает никто из испытуемых группы.

Оставшиеся после предварительной чистки задания собирают в тест, который предъявляют в очередной раз репрезентативной группе учеников для сбора эмпирических данных, вопросы обработки которых рассматриваются далее в гл. 5.

Выводы

1.Выбор формы предтестовых заданий определяется спецификой контролируемого содержания и целями создания теста.

2.Каждая форма заданий имеет свои достоинства и недостатки, свою сферу применения.

3.Разработка предтестовых заданий проводится сообразно стандартизованным требованиям, содержание которых зависит от специфики тестовой формы.

4.Задания с выбором ответов наиболее удобны при итоговом контроле в силу ряда технологических преимуществ, повышающих эффективность процессов применения итогового теста и оценки результатов учеников.

5.Задания на дополнение предпочтительны при обучающем контроле.

6.Современные тенденции в разработке итоговых тестов связаны с отходом от моноформности и широким использованием заданий на дополнение, поскольку многообразие проверяемых знаний и умений требует введения различных форм в тесте.

Совмещение различных форм в одном тесте значительно затрудняет подведение итоговых результатов тестирования. Приходится применять дополнительные меры для достижения объективности и сопоставимости тестовых баллов учащихся.

ВОПРОСЫ И ЗАААНИЯ

ОБВЕДИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

1. Тестовые задания с двумя ответами эффективнее использовать в контроле:

1) текущем

2) тематическом 3)итоговом

4)входном

2. Тестовые задания с пятью ответами эффективнее использовать в контроле:

1) текущем

2)тематическом

3)итоговом

4)входном

Наши рекомендации