Ответственность за нарушение стандартов
Требования стандартов в их обязательной части обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, если на этот стандарт имеется ссылка в конструкторской документации, в техническом регламенте, в общем регламенте или в директиве правительства. Соблюдение стандарта -единственный путь к достижению соответствия товара требованиям регламента.
Альтернативные требования стандарта помогают в поисках исследования и разработки, конструкторской организации производства, в проведении исследований, проведении сертификации (установка соответствия требованиям заказчика), но альтернативные требования не обязательны к исполнению.
Согласно закону РФ о стандартизации, ответственность за нарушение стандартов и регламентов несут юридические и физические лица, органы государственного управления в лице управляющих и глав администраций. В зависимости от последствий нарушения стандарта законом предусматривается:
1. Административная ответственность, в соответствии с административным кодексом РФ, штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда.
2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству; определяется на основе положений гражданского кодекса РФ (выговор, денежные санкции, вплоть до освобождения занимаемой должности).
3. Уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. уголовная ответственность за обман потребителя в отношении качества товара, установленного договором, особенно если эта продукция не отвечает требованиям
безопасности, экологической чистоты, может вызвать массовую эпидемию
или отравление. Мера уголовной ответственности устанавливается судом в
соответствии с процессуальным кодексом РФ (от 2 до 5 лет лишения
свободы).
Примечание: По продукции производственного назначения уголовная ответственность не установлена (если по вине этой продукции не произошла техногенная катастрофа).
3.3. Структура системы менеджмента качества
стандартов предприятия ОАО РЖД
Основные процедуры (рис. 22) системы менеджмента качества документированы в виде СТП, которые:
- описывают процессы и устанавливают процедуры конкретных действий;
- относятся к третьему уровню документального оформления системы;
- содержат формы документов второго уровня;
- содержат ссылки на документы четвертого уровня.
Рис. 22. Структурная схема документального оформления системы менеджмента качества
Основным стандартом системы является Руководство по качеству. Предусмотрено, что все СТП должны:
- разрабатываться подготовленным персоналом;
- согласовываться, проверяться, утверждаться;
- идентифицироваться и регистрироваться.
Состав, содержание, разработка и актуализация СТП должны соответствовать положениям ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5, ГОСТ Р 1.10 и иным документам Государственной системы стандартизации (ГСС).
Должно обеспечиваться:
- наличие действующих СТП в местах их применения;
- доступность для исполнителей и контролирующего персонала;
- внесение изменений по результатам корректирующих действий;
- изъятие из всех пунктов рассылки и недопущение применения утративших силу или устаревших СТП;
- идентификация утративших силу или устаревших стандартов в случае, если они сохраняются для юридических или иных целей.
Не реже одного раза в год осуществляется проверка документального оформления системы или ее элементов, в том числе анализ соответствия СТП политике и целям предприятия в области качества и стандартам ГОСТ Р ИСО серии 9000. По результатам проверок планируются, утверждаются и осуществляются корректирующие действия.
Результаты работ регистрируются и анализируются в целях ориентации на потребителя, оценки результативности и эффективности элемента системы постоянного улучшения.
Содержание и оформление стандартов
СТП системы менеджмента качества должны конкретизировать требования ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004 применительно к специфике производства ремонта вагонов, утвержденной политике и целям предприятия в области качества.
Построение, изложение, оформление и содержание СТП должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.4 и ГОСТ Р 1.5.
СТП не должны противоречить:
- межгосударственным, государственным и отраслевым стандартам, область действия которых распространяется на продукцию предприятия;
- межгосударственным и государственным стандартам, область применения которых распространяется на элементы менеджмента качества;
- требованиям документов, в соответствии с которыми предприятию делегированы полномочия органов государственного или отраслевого управления (при их наличии).
Стандарты предприятия, как правило, должны содержать структурные элементы:
- титульный лист;
- предисловие;
- содержание;
- область применения;
- определения;
- характеристики процесса;
- описание процесса;
- требования к организации, выполнению и документированию работ;
- обеспечение процесса;
- менеджмент процесса;
- взаимосвязь с нормативными документами;
- взаимосвязь с другими стандартами предприятия;
- лист подписей исполнителей;
- список литературы;
- приложения;
- лист регистрации изменений.
Структура стандартов предприятия может уточняться в зависимости от области их применения и в случае, если стандарт устанавливает требования, но не описывает процесс.
Настоящий стандарт является образцом для оформления всех остальных СТП, описывающих процессы системы менеджмента качества.
Организация разработки стандарта предприятия (СТП).СТП разрабатываются на основании утвержденных руководством предприятия планов и технического задания на разработку.
Инициаторами внесения в план работ по созданию, изменению, пересмотру, аннулированию СТП могут быть: руководители предприятия; структурные подразделения предприятия.
Основаниями для разработки СТП могут быть:
- принятое руководством решение о разработке системы менеджмента качества;
- введение новых или внесение изменений в действующие нормативные документы;
- изменение политики и (или) целей предприятия в области качества;
- подготовка к сертификации продукции или системы менеджмента качества;
- результаты внутренних или внешних проверок;
- необходимость проведения корректирующих или предупреждающих действий;
- целесообразность более подробной детализации процедур менеджмента качества.
Объектами стандартизации в форме СТП могут быть любые процессы, процедуры или правила, которые требуют документирования, но:
- не установлены нормативными документами более высокого статуса;
- не установлены конструкторской и технологической документацией;
- установлены в указанных документах, но требуют уточнения и конкретизации.
Разработчик СТП определяется руководством при согласовании и утверждении плана стандартизации и технического задания на разработку конкретного документа. Стандарт может разрабатываться собственными силами, а также с привлечением на договорной основе компетентных сторонних организаций.
Если СТП разрабатывается собственными силами, разработчиком, как правило, назначается подразделение, которое является ответственным за элемент (процесс, процедуру) менеджмента качества, для которого разрабатывается стандарт.
Допускается разработка сложных и ответственных СТП, область действия которых распространяется на несколько элементов (процессов, процедур) системы, рабочими группами специалистов, которые формируются на основании приказа по предприятию.
В разработке СТП в обязательном порядке должно участвовать подразделение, исполняющее на предприятии функции службы стандартизации. Степень участия определяется техническим заданием.
Специалисты, включенные в состав группы, в своей работе должны руководствоваться:
- типовым положением о рабочей группе;
- предшествующим положительным опытом в соответствующей области деятельности;
- требованием максимального использования уже имеющейся документации.
Разработка стандартов.При разработке и согласовании СТП следует руководствоваться положениями ГОСТ Р 1.2.
Необходимость составления сводки отзывов по первой редакции стандарта определяется разработчиком с учетом: количества адресов согласования; количества полученных замечаний и предложений; состава и содержания полученных замечаний и предложений; наличия замечаний и предложений, противоречащих друг другу или документам более высокого статуса.
Замечания и предложения по редакциям стандарта излагаются в следующем порядке:
- по стандарту в целом;
- по разделам стандарта;
- по пунктам стандарта;
- по приложениям.
Предложения по внесению новых, исключению или изменению требований (положений), предусмотренных в редакции стандарта, должны быть обоснованы.
Имеющиеся замечания по редакции стандарта должны быть изложены в позитивной форме, в письменном виде; аргументированы с точки зрения целесообразности предлагаемых изменений; подписаны автором (соисполнителем) с расшифровкой подписи и простановкой даты.
Если разработчик проекта стандарта не согласен с поступившими замечаниями, в том числе в связи с тем, что их внесение может привести к отклонениям от требований действующих нормативных документов, он организует рассмотрение спорного вопроса у ответственного руководителя с участием автора замечания и (или) иных заинтересованных сторон.
Принятое по результатам рассмотрения решение является окончательным. Оно документируется протоколом.
После внесения необходимых изменений и уточнений в текст и приложения окончательная редакция стандарта подписывается в следующей последовательности:
- разработчик;
- соисполнители разработки;
- согласующие стороны;
- ответственный руководитель.
Подписи проставляются в «Листе подписей исполнителей», который является обязательным структурным элементов каждого стандарта предприятия.
Утверждение и внедрение стандартов.При утверждении и внедрении СТП следует руководствоваться положениями ГОСТ Р 1.2.
Стандарт может утверждаться: начальником депо; должностным лицом, официально уполномоченным исполнять его обязанности.
Перед утверждением стандарта руководитель должен проанализировать документ в целях достижения достаточной уверенности в том, что он:
- соответствует своему назначению;
- не противоречит ранее принятым решениям;
- соответствует политике и целям предприятия в области качества;
- согласован и подписан всеми заинтересованными сторонами.
При возникновении сомнений до утверждения стандарта руководитель может:
- затребовать дополнительную информацию от разработчика;
- проконсультироваться с другими руководителями предприятия;
- назначить проведение независимой экспертизы.
Если по результатам этих действий принимается положительное решение, документ утверждается. При отрицательном решении он возвращается разработчику для корректировки.
Утверждение стандарта может быть оформлено:
- приказом по депо;
- простановкой утверждающей подписи на титульном листе стандарта.
Приказ об утверждении СТП визируется, подписывается, регистрируется, доводится до исполнителей.
Утвержденные стандарты подлежат внедрению. Стандарт считается внедренным, если фактическое положение дел соответствует изложенным в нем требованиям.
Необходимость разработки плана мероприятий по внедрению стандарта определяется ответственным руководителем по предложениям:
- подразделений, ответственных за работы, на которые распространяется стандарт;
- разработчика стандарта;
- подразделений-соисполнителей.
При выработке решения о необходимости мероприятий по внедрению учитываются:
- объем и новизна установленных в стандарте требований;
- необходимость проведения корректирующих действий;
- необходимость выделения и объем средств для реализации корректирующих действий.
Учет и хранение стандартов.Учет контрольных экземпляров и всех копий СТП осуществляет инженер по качеству, который ведет реестр.
Контрольные экземпляры СТП идентифицируются путем проставления обозначения на титульном листе: «контрольный».
Остальные экземпляры СТП идентифицируются путем проставления обозначения на титульном листе: «второй»; «третий» и т.д. по номеру соответствующего экземпляра.
Инженер по качеству один раз в 3 года должен составлять и доводить до всех структурных подразделений и должностных лиц указатель действующих СТП.
Контрольные экземпляры СТП хранятся у инженера по качеству в соответствии с порядком, установленным для хранения фонда государственных стандартов.
Свободный доступ к контрольным экземплярам стандартов имеют только: инженер по качеству; разработчики соответствующих стандартов.
Работа с контрольными экземплярами (при необходимости) сотрудников иных подразделений допускается только в тех помещениях, где они хранятся.
Рабочие экземпляры СТП хранятся в подразделениях и у должностных лиц, указанных в реестре стандартов предприятия; разделе «менеджмент процесса» каждого стандарта предприятия.
СТП должны храниться в течение всего срока их действия, до отмены или замены. По истечении этого срока учтенные экземпляры должны быть изъяты из места хранения и аннулированы.
Исключение могут составлять случаи, когда дальнейшее хранение отмененного (замененного) стандарта требуется для технических, юридических или иных целей. Решение об этом принимает ответственный руководитель на основании докладной записки службы стандартизации. При этом должны быть установлены:
- места хранения отмененных (замененных) стандартов;
- ответственные за хранение;
- сроки хранения.
Отмененные СТП идентифицируются путем перечеркивания титульного листа по диагонали с проставлением на нем надписей:
- «заменен на ... (обозначение и наименование документа)»;
- «отменен с ... (дата отмены)».
Пользование стандартами.Для повседневной работы используются учтенные экземпляры СТП, которые имеются у должностных лиц и в подразделениях.
Если для проведения конкретных работ требуются иные стандарты, отсутствующие у данного пользователя, они должны выдаваться ему техотделом.
Для этого предназначены вторые экземпляры стандартов, которые:
- хранятся в техотделе;
- выдаются подразделениям и должностным лицам для временного пользования;
- регистрируются при их выдаче пользователям;
- регистрируются при их возвращении на место хранения.
Учет пользования вторыми экземплярами ведется ответственным персоналом техотдела в журнале.
После возвращения документа запись в журнале аннулируется в присутствии пользователя (перечеркивается тонкой линией, таким образом, чтобы обеспечивалась возможность прочитать зачеркнутую запись).
При необходимости, если вторых экземпляров недостаточно, при учете стандартов предприятия может предусматриваться:
- использование имеющихся экземпляров, зарезервированных в техотделе;
- тиражирование СТП.
При тиражировании стандартов предприятия должны соблюдаться следующие условия:
- получено разрешение ответственного руководителя;
- копирование осуществляется техотделом;
- копия снимается с контрольного экземпляра;
Изменения, пересмотр, отмена.Внесение изменений в СТП осуществляется их разработчиком. Изменения стандартов оформляются в соответствии с ГОСТ Р 1.5.
Основаниями для внесения изменений могут быть:
- результаты внутренних и внешних проверок;
- необходимость проведения корректирующих или предупреждающих действий;
- целесообразность более подробной детализации процедур менеджмента качества;
- введение новых или внесение изменений в действующие нормативные документы;
- необходимость корректировки установленных требований;
- нарушение взаимосвязи объектов стандартизации;
- изменение политики и (или) целей предприятия в области качества.
Изменения в экземпляры СТП вносятся их разработчиком на основании утвержденного первым руководителем предприятия извещения об изменении. Разработка извещения об изменении, его утверждение, идентификация, регистрация осуществляются в соответствии с аналогичными процедурами разработки стандарта. Сведения об изменениях стандарта вносятся техотделом в лист регистрации изменений, который прилагается к каждому стандарту.
Пересмотр СТП осуществляется их разработчиком при наличии большого количества изменений в тексте стандарта. Необходимость пересмотра в каждом конкретном случае определяется ответственным руководителем на основании предложений, которые могут представить:
- разработчик стандарта;
- техотдел.
Отмена СТП осуществляется в том же порядке, что и их утверждение, на основании приказа начальника депо. Проект приказа оформляет техотдел.
Основаниями для отмены могут быть результаты внутренних и внешних проверок; введение новых или внесение изменений в действующие нормативные документы; нарушение взаимосвязи объектов стандартизации; изменение политики и (или) целей предприятия в области качества; недостаточная эффективность или убытки от реализации положений стандарта.