Порядок проведения сертификации компетентности персонала
Общие требования к порядку проведения сертификации профессиональной компетентности персонала, осуществляющего конкретные виды работ (услуг) в определенной области деятельности в организациях или индивидуально, установлены в ТКП 5.1.06—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации компетентности персонала. Основные положения.
Сертификацию персонала проводят органы по сертификации, аккредитованные в Системе аккредитации Республики Беларусь в определенной области деятельности.
Квалификация и уровень квалификации соискателей устанавливаются посредством квалификационного экзамена — процедуры оценки теоретических знаний и практических навыков соискателя, проводимой органом по сертификации персонала или экзаменационным центром.
Квалификационный экзамен проводится органом по сертификации или экзаменационным центром в соответствии с установленными правилами. Экзаменационный центр может входить в состав органа по сертификации или других организаций, находиться на производственных площадях работодателя. Экзаменационный центр должен быть признан органом по сертификации и удовлетворять следующим требованиям:
• располагать помещениями, оборудованием, средствами, необходимыми для проведения квалификационных экзаменов;
• иметь квалифицированный персонал и актуализированную информацию о квалификации сотрудников;
• использовать только документы, включая экзаменационные вопросники, утвержденные органом по сертификации;
• использовать для практических экзаменов только образцы контролируемых изделий или задания по изготовлению контрольных образцов, утвержденные органом по сертификации;
• работать под контролем органа по сертификации;
• регистрировать и хранить документацию, касающуюся квалификационных экзаменов.
Взаимоотношения между органом по сертификации и экзаменационным центром должны быть документально оформлены.
Кроме того, должны быть установлены требования к подготовке соискателей (в Порядке проведения сертификации персонала определенной области деятельности или ТНПА). У органа по сертификации персонала должна быть информация об учебных центрах по подготовке (обучению, повышению квалификации) специалистов, по их программам, продолжительности обучения.
Сертификация персонала в международных системах, к которым присоединилась Республика Беларусь, осуществляется по правилам и требованиям этих систем, если их требования не противоречат законодательным актам нашей страны.
В Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь проводится признание сертификатов компетентности выданных в национальных системах страны—участницы соглашения о взаимном признании сертификатов компетентности специалистов этих стран.
При сертификации персонала предусмотрено право заявителя на апелляцию.
Все работы по сертификации персонала проводятся на договорной основе.
Сертификация специалистов Республики Беларусь и специалистов других государств проводится по одним и тем же правилам и включает:
• подачу заявки на проведение сертификации с прилагаемыми к ней документами;
• анализ заявки на правильность заполнения и представленных документов на полноту информации, содержащейся в них;
• принятие решения по заявке;
• проведение квалификационного экзамена;
• оформление, регистрацию и выдачу сертификата компетентности;
• информацию о результатах сертификации;
• инспекционный контроль за сертифицированным персоналом.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Подача заявки на проведение сертификации с прилагаемыми к ней документами. Заявку направляет заявитель, форма заявки в ТКП 5.1.06-2004 (прил. 30). Прилагаемые документы: подтверждающие образование, подготовку (профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации), стаж работы в определенной области деятельности, состояние здоровья, и другие, указанные в Порядке проведения сертификации персонала определенной области деятельности органа по сертификации.
Если в Национальной системе подтверждения соответствия необходимый орган по сертификации персонала отсутствует, то заявка подается в Национальный орган по оценке соответствия. Необходимо отметить, что заявитель имеет право ознакомиться с процедурами сертификации персонала.
Анализ заявки на правильность заполнения и представленных документов на полноту информации, содержащейся в них. Орган по сертификации регистрирует заявку и в течение
не более пяти дней, проводит проверку на правильность заполнения заявки, достаточности представленных документов (в зависимости от области деятельности), анализирует представленные документы и принимает решение по заявке.
Принятие решения по заявке. При правильном заполнении заявки, достаточности документов, прилагаемых к ней, соответствии соискателя требованиям по подготовке, стажу практической работы и другим установленным требованиям оформляется решение по заявке на проведение сертификации.
В решении по заявке на проведение сертификации должны быть указаны:
• информация о соискателе (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы и др.);
• перечень документов, на соответствие требованиям которых будет проводиться сертификация;
• место проведения квалификационного экзамена (орган по сертификации, экзаменационный центр);
• дата проведения квалификационного экзамена;
• условия оплаты работ по сертификации.
При неправильном оформлении заявки, недостаточности документов, прилагаемых к ней, несоответствии соискателя требованиям по подготовке, срокам подготовки, стажу практической работы, состоянию здоровья и в других случаях заявителю направляется отказ с обоснованием в письменном виде.
Сертификация персонала проводится комиссией, назначенной органом по сертификации. Комиссию возглавляет эксперт-аудитор по качеству.
Проведение квалификационного экзамена. В общем случае он состоит из специального (процедуры проверки теоретических знаний, используемых соискателем при осуществлении деятельности в рамках профессии, специальности, специализации) и практического (процедуры проверки практических навыков, мастерства соискателя, необходимых для осуществления деятельности в рамках профессии, специальности, специализации) экзамена. Содержание квалификационного экзамена устанавливается в ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации. Квалификационный экзамен проводит экзаменационная комиссия органа по сертификации или экзаменационного центра. Состав комиссии должен быть установлен в Порядке сертификации персонала. В состав комиссии могут быть включены высококвалифицированные специалисты соответствующей области деятельности сторонних организаций. Квалификационный экзамен может проводиться одним или двумя экзаменаторами, если это предусмотрено ТНПА.
Уровень
квалификации экзаменаторов должен быть не ниже
уровня квалификации соискателя. Перед экзаменом соиска тель должен предъявить личные документы и решение органа по сертификации по заявке.
Порядок, формы (собеседование, тестирование, письменная форма и др.), содержание, продолжительность квалификационного экзамена устанавливаются в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации.
Результаты экзамена оцениваются по системе, установленной в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации, оформляются в установленном порядке и передаются в орган по сертификации, если экзамен проводится в экзаменационном центре.
Мошенничество соискателей не допускается. В данном случае заявителей отстраняют от экзамена. Порядок и сроки переэкзаменовки соискателем, не сдавшим экзамен, установлены в соответствующем ТНПА или Порядке сертификации персонала органа по сертификации. Для соискателей, не сдавших повторно, сертификация проводится согласно вышеперечисленным требованиям.
Оформление, регистрация и выдача сертификата компетентности. На основании представленных документов и с учетом результатов квалификационного экзамена орган по сертификации принимает решение о каждом конкретном соискателе и объявляет о результатах сертификации заявителю.
Сертификат компетентности (прил. 31) оформляют на специально защищенном бланке, при необходимости он может быть дополнен другой информацией, о чем должно быть указано в Порядке сертификации персонала органа по сертификации. Срок действия сертификата компетентности не должен превышать пяти лет. Сертификат компетентности регистрируется в Реестре Системы в соответствии с установленными требованиями.
Информация о результатах сертификации. Документы, подтверждающие результаты сертификации персонала, хранятся в органе по сертификации; срок хранения — в зависимости от области деятельности персонала, но не менее пяти лет после окончания срока действия сертификата компетентности.
Орган по сертификации ведет учет выданных, аннулированных сертификатов компетентности и направляет информацию о них в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь для включения в Реестр Системы или исключения из него.
Информация о результатах сертификации сообщается соискателю, работодателю, Национальному органу по оценке соответствия и другим организациям, имеющим право на получение этой информации.
Инспекционный контроль за сертифицированным персоналом. Осуществляется в течение срока действия сертификата компетентности, периодичность его устанавливается в соответствующем ТНПА. В общем случае процедура инспекционного контроля включает:
• проверку знаний и навыков по контрольным листам, путем анализа рабочих документов, опроса работодателя и заказчиков или проведения квалификационного экзамена;
• установление отсутствия значительного перерыва в деятельности сертифицированного персонала, прохождение обучения с целью повышения квалификации, а при необходимости — соблюдения сроков и результатов проверки состояния здоровья специалистов.
• анализ результатов инспекционного контроля;
• оформление акта по результатам инспекционного контроля. Внеплановый инспекционный контроль назначается в случае:
• поступления в орган по сертификации обоснованных претензий к выполнению обязанностей сертифицированным специалистом;
• недобросовестного использования сертифицированным персоналом сертификата компетентности в рекламных каталогах и других документах.
Жалобы и претензии. Жалоба в письменном виде подается в орган по сертификации не позже одного месяца после получения уведомления о принятом решении. Ее подача не приостанавливает решения органа по сертификации. Жалоба рассматривается на Управляющем совете органа по сертификации в срок не более одного месяца после ее получения. О решении заявитель уведомляется письменно. Если заявитель не удовлетворен решением органа по сертификации, то он направляет апелляцию в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь, где назначается специальная комиссия для рассмотрения жалобы и принятия окончательного решения. Правила сертификации персонала также предусматривают:
• продление срока действия сертификата компетентности. Для этого не менее чем за два месяца до окончания срока действия сертификата компетентности заявитель направляет письмо о продлении срока действия в орган по сертификации, выдавший сертификат. К письму прилагаются: справка, подписанная работодателем, об удовлетворительной деятельности специалиста; акты проверок деятельности сертифицированного персонала уполномоченными на то органами; другие документы, необходимые для принятия решения о продлении срока действия сертификата. Конкретный перечень документов устанавливается в соответствующем ТНПА.
Орган по сертификации рассматривает и анализирует полученные материалы, а также акт инспекционного контроля и принимает решение о продлении срока действия сертификата компетентности или о назначении квалификационного экзамена. Письменное решение должно быть отослано заявителю не позже чем через две недели со дня получения просьбы о продлении действия сертификата компетентности.
При положительных результатах квалификационного экзамена принимается решение о продлении срока действия сертификата компетентности, при отрицательных результатах квалификационного экзамена — решение о приостановлении действия сертификата компетентности, которое письменно доводится до сведения работодателя и специалиста.
Запись о продлении действия сертификата компетентности вносится в подлинник сертификата и его копию органом по сертификации, заверяется подписью руководителя и печатью органа по сертификации;
• приостановление или отмену сертификата компетентности. Основанием для этого служат:
отрицательные результаты инспекционного контроля; неоднократное поступление обоснованных претензий к деятельности сертифицированного специалиста;
- отказ заявителя от проведения инспекционного контроля; - значительный перерыв в деятельности сертифицированного специалиста;
ухудшение здоровья сертифицированного специалиста (в отдельных случаях).
Критерии приостановления или отмены действия сертификата компетентности в зависимости от области деятельности должны быть установлены в соответствующем ТНПА. Информация о приостановлении (отмене) действия сертификата компетентности с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до сведения работодателя, специалиста и Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь для внесения изменения в Реестр Системы.
Завершая рассмотрение процедуры сертификации профессиональной компетентности персонала, следует добавить, что введение сертификации персонала привело к более эффективному функционированию на предприятии системы повышения квалификации всех категорий специалистов, занятых в области неразрушающего контроля, так как продление срока действия сертификата по истечении пяти лет требует обязательного прохождения обучения, предполагающего получение современных знаний по конкретному методу неразрушающего контроля. В настоящее время в наглей стране сертифицированный
персонал представлен во всех отраслях промышленности: в энергетике __43 %; химии, нефтехимии — 29; строительстве — 14;
на транспорте — 9; в машиностроении — 5 %.
Глава 21
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь признает в качестве одного из его факторов внедрение экологически ориентированных методов управления, обеспечивающих сбалансированное экономическое развитие в сочетании с охраной окружающей среды и учетом интересов будущих поколений. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы. Поэтому природная среда для воспроизводства жизни человека не разрушается.
Согласно Декларации Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (UNCED-92), экологическая составляющая должна стать неотъемлемой частью процесса развития общества в целом. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что экологические факторы становятся существенными в повышении производительности и конкурентоспособности любой организации. В связи с этим международные стандарты в области экологического управления ИСО серии 14000 можно рассматривать как эффективное руководство к действию.
Для успешного функционирования системы управления окружающей средой (СУОС) каждая организация должна разработать свое собственное руководство, учитывающее требования указанных стандартов, состояние своей деятельности и окружающей среды.
Целью экологической сертификации является защита интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
Экологическая сертификация должна:
• защитить потребителей от приобретения (использования) продукции, работ, услуг, в том числе импортных, представляющих опасность для окружающей среды;
• предотвратить загрязнение окружающей среды при производстве, использовании и утилизации всех видов продукции;
• обеспечить внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
• предотвратить ввоз в страну экологически опасных продукции, технологий, оборудования и отходов.
Система экологической сертификации в Республике Беларусь строится на следующих принципах:
• независимости — исключения влияния каких-либо юридических или физических лиц на результаты сертификации;
• объективности — исключения предоставления преимуществ каким-либо юридическим или физическим лицам;
• компетентности — участники системы должны иметь необходимую квалификацию, средства и полномочия для выполнения возложенных задач;
• открытости отсутствия ограничений на доступ юридических и физических лиц к участию в работах системы экологической сертификации и к информации о ее деятельности;
• отсутствии коммерческих интересов — отказ от извлечения прибыли в процессе работ.
При проведении экологической сертификации обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей государственную и коммерческую тайну, за исключением тех случаев, когда продукция или производство представляют опасность для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды.
Объектами экологической сертификации являются системы управления окружающей средой производственных, опытно-экспериментальных и других видов предприятий и организаций.
Организационную структуру системы экологической сертификации образуют:
• Государственный специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);
• Национальный орган по оценке соответствия (Госстандарт);
• Центральный орган по экологической сертификации;
• аккредитованные органы по экологической сертификации;
• аккредитованные курсы подготовки экологов-аудиторов в области сертификации СУОС;
• штат экологов-аудиторов;
• аккредитованные экологические лаборатории (центры);
• держатели экологических сертификатов и заявители на
экологическую сертификацию.
Процедура экологической сертификации СУОС включает
этапы, представленные на рис. 21.1.
Для начала работ по экологической сертификации СУОС организация должна подать заявку на экологическую сертифика-
цию по установленной форме в аккредитованный орган по экологической сертификации и представить следующие документы:
• руководство по СУОС;
• экологический паспорт организации;
• заполненную анкету-вопросник;
• данные об аудитах, корректирующих и контрольных действиях.
Конкретные виды работ, выполняемых на каждом этапе экологической сертификации, регламентированы соответствующими организационно-методическими документами аккредитованных органов по экологической сертификации СУОС.
Необходимо отметить, что экологическая сертификация СУОС — длительный процесс, который, как правило, начинается с экологического консалтинга, проводимого на стадии подготовки организации к экологической сертификации, и заканчивается экологическим аудитом.
В настоящее время более десятка промышленных предприятий нашей страны имеют сертификаты соответствия систем управления окружающей средой ИСО 14000, в частности: ОАО "Ковры Бреста" (Брест), РУП «Минск Кристалл», Минский завод холодильников, ЗАО «Атлант*, РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Подшипниковый завод» (Минск), ПО «Беларуськалий» (Солигорск) и др. Работы по созданию систем управления окружающей средой ведутся на более чем 20 предприятиях республики.
В заключение необходимо отметить, что кроме экологической сертификации СУОС новым направлением в мире является экологическая маркировка продукции на соответствие стандартам ИСО 14020—ИСО 14025. В нашей стране работы в этом направлении также начаты и направлены на создание соответствующих ТНПА по оценке жизненного цикла продукции до экологическим аспектам, на проведение комплекса мероприятий по ранжированию производств и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое стандартизация?
2. В чем заключаются основные функции стандартизации?
3. Каковы различия между унификцией и симплификациеи?
4. Чем типизация отличается от агрегатирования?
5. В чем состоит сущность взаимозаменяемости и ее видов?
6. Какие существуют виды специализации?
7. Дайте общую характеристику методов стандартизации.
8. Дайте определение СТНиС Республики Беларусь. Что составляет ее законодательную базу?
9. Перечислите основные цели и задачи, решаемые в рамках СТНиС Республики Беларусь.
10. Назовите основные принципы технического нормирования и стандартизации, принятые в Республике Беларусь.
11. На каких уровнях организуются работы по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь?
12. Перечислите ТНПА, используемые в рамках СТНиС Республики Беларусь.
13. Дайте характеристику ТР и ТКП.
14. Дайте характеристику стандартов, используемых в СТНиС Республики Беларусь.
15. Какие стандарты могут применяться в рамках СТНиС в качестве государственных?
16. Дайте сравнительную характеристику методов принятия международных стандартов в качестве государственных.
17. Перечислите органы государственного управления СТНиС Республики Беларусь.
18. Перечислите основные функции Госстандарта.
19. Перечислите основные этапы разработки ТР. 20. Перечислите основные этапы разработки ТКП.
21. Перечислите основные этапы разработки государственных стандартов.
22. Разработка и регистрация ТУ.
23. Государственный надзор за выполнением обязательных требований стандартов. Права и обязанности государственных инспекторов.
24. Для каких видов работ по стандартизации предусмотрено государственное финансирование?
25. Дайте общую характеристику стандартов на системы качества и стандартов серии ИСО 9000.
26. Основные принципы стандартов ИСО 9000:2000.
27. Дайте общую характеристику стандартов серии ИСО
14000.
28. Международное сотрудничество Республики Беларусь в
области стандартизации.
29. Основные международные организации по стандартизации.
30. Межгосударственное сотрудничество Республики Беларусь в области стандартизации.
31. Основные этапы разработки межгосударственных стандартов.
32. Основные положения стандартов системы ОНSАS.
33. Какова роль сертификации в повышении качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг?
34. Перечислите виды, характер и формы оценки соответствия.
35. Каковы основные цели и принципы оценки соответствия в нашей стране?
36. Что является результатом оценки соответствия?
37. Что такое соответствие?
38. Чем отличается сертификация от аккредитации?
39. Какие две формы подтверждения соответствия вы знаете? В чем их отличие?
40. Что такое область аккредитации?
41. Перечислите участников подтверждения соответствия.
42. Каковы основные цели Системы?
43. На каких принципах основывается деятельность в Системе?
44. Перечислите виды деятельности в Системе.
45. Назовите отличительные черты обязательного и добровольного подтверждения соответствия.
46. В соответствии с какими требованиями проводится подтверждение соответствия продукции?
47. О чем свидетельствует наличие сертификата соответствия (компетентности)?
48. Перечислите общие требования к экспертам-аудиторам по качеству.
49. Что включают специальные требования к эксперту-аудитору?
50. Каковы цели ведения Реестра Системы?
51. Какие общие требования предъявляются к органу по
сертификации продукции?
52. На соответствие каким требованиям проводится обязательная и добровольная сертификация?
53. Перечислите схемы сертификации продукции и дайте им краткую характеристику.
54. Как осуществляются идентификация и отбор проб продукции?
55. Как осуществляются инспекционный контроль за сертифицированной продукцией?
56. В каких случаях орган по сертификации приостанавливает и отменяет действие сертификата соответствия?
57. На какую продукцию имеет право подать декларацию о соответствии изготовитель и продавец продукции?
58. Для какой продукции применяются схемы 1д, 3д, 4д?
59. Какими способами может осуществляться декларирование соответствия?
60. Перечислите основные этапы процедуры декларирования соответствия.
61. Назовите виды документов, предоставляемых заявителем для декларирования соответствия.
62. Чем отличаются материальная и социально-культурная услуги?
63. Перечислите схемы сертификации услуг и основные процедуры.
64. Как применяются схемы сертификации услуг?
65. Перечислите этапы работ по сертификации услуг.
66. Какие услуги подлежат обязательной сертификации в нашей стране?
67. Как осуществляется сертификация парикмахерских услуг?
68. Перечислите особенности сертификации услуг автомотосервиса.
69. Какие схемы используются для сертификации туристских услуг?
70. Поясните цели и порядок сертификации гостиничных услуг.
71. Перечислите основные этапы процедуры сертификации СМК.
72. Что такое предварительный аудит? Какова его цель?
73. Как осуществляется инспекционный контроль СМК?
74. В чем заключается основной национальный аспект сертификации персонала?
75. Перечислите основные этапы сертификации персонала.
76. Какие документы подаются вместе с заявкой на сертификацию?
77. В каких случаях действие сертификата компетентности отменяется или приостанавливается?
78. Что подразумевают под СУ ОС?
79. Перечислите основные задачи экологической сертификации.
80. Перечислите этапы экологической сертификации СУ ОС.
ЛИТЕРАТУРА
Основные законодательные и нормативные документы
О Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации: Указ Президента Респ. Беларусь от 27.07.1999 г., № 439 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1999 г. № 21.
О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь от 09.01.2002 г., № 90-3 // НРПА Респ. Беларусь. 2002. № 10.
О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь от 05.01.2004 г., № 262-3 // НРПА Респ. Беларусь.
2004. № 4, 2/1011.
Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь от 05.01.2004 г., № 269-3 // НРПА Респ. Беларусь. 2004. № 5, 2/1018.
О некоторых вопросах присоединения Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Респ. Беларйвь от 21.08.2002 г., № 1127/22 // НРПА Респ. Беларусь. 2002. № 96, 5/10997.
Об утверждении Государственной программы «Качество» на 2004—2006 гг.: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 11.05.2004 г., № 546 // НРПА Респ. Беларусь. 2004. № 5, 2/1018.
ТКП 1.0—2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов. Мн., 2004.
ТКП 1.1—2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики. Мн., 2004.
ТКП 1.2—2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов. Мн., 2004.
ТКП 1.3—2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий. Мн., 2004.
ТПК 1.5—2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложе-
ТПК 5.1.01—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.02—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.03—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.04—2004.Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.05—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.06—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации компетентности персонала. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.07—2004. Национальная система подтверждения соответствия Беларусь. Экологическая сертификация. Основные положения. Мн., 2004.
ТКП 5.1.08—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия. Основные положения. Мн., 2004.
СТБ 5.3.01—99. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации туристских услуг. Мн., 1999.
СТБ 5.3.02—99. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации гостиничных услуг. Мн., 1999.
СТБ 5.3.04—99. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок сертификации обслуживания автотранспортных средств. Мн., 1999.
СТБ 5.3.06—2002. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Мн., 2002.
СТБ П 5.3.07—2002. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов. Мн., 2002.
СТБ 5.3-05—2003. Национальная система сертификация Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации ус луг парикмахерских. Мн., 2003.
СТБ 5.3.08—2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации ус луг химической чистки и крашения. Мн, 2003.
СТБ 1352—2005. Туристские услуги. Общие положения.
Мн., 2005.
СТБ 150—2002. Бытовые услуги населению. Изделия перекрашенные. Общие технические условия. Мн., 2002.
СТБ 151—2001. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические требования. Мн., 2001.
СТБ 289—2003. Услуги бытовые. Изделия, обработанные в прачечных. Общие технические условия. Мн., 2003.
СТБ 1266—2003. Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования. Мн., 2003.
СТБ 1098—98. Услуги риэлтерские. Общие требования. Мн., 1998.
СТБ П 1353—2002. Средства размещения туристов. Общие требования. Мн., 2002.
ИСО 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. Мн., 1994.
СТБ ИСО 9000—2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. Мн., 2000.
СТБ ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. Мн., 2001.
ГОСТ 28681.0—90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения. Мн., 1990.
ГОСТ 28681.1-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг." Мн., 1995.
ГОСТ 28681.2-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования. Мн.,1995.
Мн., 1995.
ГОСТ 28681.3 95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Мн., 1995.
ГОСТ 28681.4 -95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. Мн., 1995.
ГОСТ 30524—97. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу. Мн., 1997.
Учебные пособия
БахматА.Б. Стандартизация и сертификация: Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЗАО«Веды», 2004.
Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Гончаров А.А., Копылов В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Изд. центр "Академия",
2004.
Зиньковская Н.В„ Макаренко М.В., Сельская О.В. Сертификация: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР,
2002.
Ковалев В.М., Попов Ю.П., Кузнецова И.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. М.: ФОРУМ; ИН-ФРА-М, 2004.
Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник. М.: Мастерство, 2001.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабуш-кин, Г.А. Бондаренко и др. 3-е изд. Мн.: Новое знание, 2002.
Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2002.
Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001.
Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.
Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2000.
Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря ВЛ. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2004.
Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. пособие / А.В. Раков, В.И. Королькова, Г.Н. Воробьева и др.; Под ред. А.В. Ракова. М.: Мастерство, 2002.
Соломахо В.Л., Цитович Б.В. Основы стандартизации, допуски, посадк