Деятельность в Системе экспертов-аудиторов
По качеству
Требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам по качеству Национальной системы подтверждения соответствия, установлены в ТКП 5.1.09. В кодексе указано, что экспертами-аудиторами по качеству могут быть специалисты различных областей деятельности, отвечающие требованиям СТБ ИСО 19011 и вышеназванного кодекса, которые сертифицированы Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь.
Направлениями деятельности экспертов-аудиторов по качеству в Системе являются:
• сертификация продукции;
• сертификация услуг;
• сертификация систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, а также систем НАССР и GMP;
• сертификация профессиональной компетентности персонала.
Эксперт-аудитор по качеству может быть сертифицирован на право проведения работ в одном или нескольких указанных направлениях.
К экспертам-аудиторам по качеству предъявляются общие и специфические требования. Характер последних определяется направлением деятельности в области сертификации.
Общие требования, предъявляемые к эксперту-аудитору по качеству. Он должен:
•иметь высшее образование и практический стаж работы после окончания вуза не менее пяти лет (не менее двух лет в области обеспечения качества);
• быть сертифицирован на право проведения работ в данной области;
• иметь специальное образование в тех областях знаний, которые отвечают направлениям его деятельности по сертификации;
• обладать обязательными знаниями законодательных, правовых и экономических основ сертификации; правил и порядка проведения сертификации; требований, предъявляемых к органу по сертификации; требований ТНПА, на соответствие которым проводится сертификация; планирования, организации и правил проведения проверки (аудита); документированного оформления результатов аудита;
• обладать соответствующими личными качествами: объективностью, принципиальностью, организованностью, ответственностью, сдержанностью, доброжелательностью, коммуникабельностью, умением анализировать, логически обосновывать и аргументированно отстаивать свое мнение, беспристрастностью, способностью реально оценивать ситуацию, принимать решения в сложной ситуации и др.;
• постоянно поддерживать свою компетентность путем обучения на курсах повышения квалификации (не реже одного раза в три года), самостоятельного повышения уровня профессиональных знаний, регулярного участия в работах по сертификации, семинарах и конференциях.
Специфические требования к эксперту-аудитору по качеству определяются направлением его деятельности:
• в области сертификации продукции он должен обладать знаниями:
- о характеристиках продукции, ее конструкции, технологии производства, составе веществ и материалов;
- методах (методиках) испытаний и измерений, установленных в ТНПА;
- организации входного контроля сырья, материалов, комплектующих изделий, контроля продукции в процессе изготовления и готовой продукции;
- оборудовании для испытаний и измерений, требованиях по его метрологическому обеспечению, эксплуатации и техническому обслуживанию;
- техническом обслуживании и ремонте технологического
оборудования;
- методах обработки и анализа результатов испытаний и измерений;
- статистических методах оценки качества и надежности
продукции;
- правилах и процедурах проведения сертификации продукции;
• в области сертификации услуг, в том числе услуг по строительству, эксперт-аудитор по качеству должен обладать знаниями:
- о потребительских характеристиках услуг и требованиях к услугам, установленным в ТНПА;
- факторах и условиях, влияющих на качество услуг;
- технологии предоставления услуг;
- методах оценки качества услуг;
- требованиях безопасности предоставления услуг;
- метрологическом обеспечении процесса услуг;
- правилах и процедурах сертификации услуг;
• в области сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента на основе требований международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, а также систем НАССР и производства на основе принципов надлежащей производственной практики (GMP) эксперт-аудитор по качеству, а также руководитель группы по аудиту должны знать и учитывать в своей деятельности требования технических кодексов и стандартов соответствующих их области деятельности;
• при сертификации профессиональной компетентности персонала в конкретных отраслях эксперт-аудитор по качеству должен обладать знаниями:
о характеристиках продукции, ее конструкции, технологии производства, составе и свойствах веществ и материалов;
- методах контроля, установленных в ТНПА;
- правилах и процедурах сертификации компетентности персонала.
Необходимо отдельно остановиться на компетентности экспертов-аудиторов по качеству в области сертификации систем управления, от
которой зависит доверие к аудиту. Концепция компетентности в соответствии с СТБ ИСО 19011 представлена на рис. 15.6.
Таким образом, компетентность аудитора состоит из общих знаний, т.е. знаний и навыков в области качества и определенных знаний и навыков в области охраны окружающей среды. В свою очередь общие знания и навыки базируются на образовании (высшем), общем стаже работы (пять лет), опыте работы в области менеджмента качества или управлении окружающей средой (не менее двух лет из общих пяти), обучении (не менее 40 ч обучения аудиту) и опыте проведения аудита (четыре завершенных аудита не менее чем за 20 дней для накопления опыта проведения аудита в качестве стажера под руководством компетентного аудитора).
Права эксперта-аудитора:
• знакомиться с необходимой документацией;
• общаться с персоналом проверяемого объекта;
• запрашивать дополнительную информацию, необходимую для проверки, у сторонних организаций;
• обращаться в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь в случае оказания давления со стороны заинтересованных сторон или органа, организовавшего проверку;
• направлять предложения по совершенствованию организации работ по сертификации в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь и органы по сертификации.
Эксперт-аудитор по качеству обязан:
• соблюдать действующее законодательство Республики Беларусь при использовании предоставленных ему прав и возложенных на него функций;
• проводить работы по сертификации в соответствии с требованиями Системы;
• участвовать в проверках, действуя в соответствии с программами проверки;
• разрабатывать рабочие документы для проведения проверки;
• сообщать председателю комиссии или в орган по сертификации о всех существенных препятствиях, возникающих при выполнении проверок;
• обеспечивать максимальную объективность и достоверность результатов проверки;
• не допускать необъективных и необоснованных оценок;
• документировать результаты проверок;
• быть беспристрастным и свободным от влияний, которые могли бы сказаться на его объективности;
• не оставлять без внимания любую информацию, которая может повлиять на результаты проверки или требует более тщательной проверки;
• поддерживать в порядке и обеспечивать сохранность документов, относящихся к проверке;
• составлять отчеты и давать заключения по результатам проверки;
• обеспечивать конфиденциальность полученной в результате проверки информации;
• работать с конфиденциальной информацией с соблюдением соответствующих правил;
• осуществлять контроль за эффективностью выполняемых корректирующих действий;
• соблюдать этические нормы;
• быть сдержанным, уравновешенным, доброжелательным. Эксперт-аудитор по качеству несет ответственность:
• за неквалифицированное и недобросовестное выполнение своих обязанностей;
• неполноту использования предоставленных ему прав и неправильное их применение;
• необъективность и недостоверность представленной информации;
• использование своего служебного положения в корыстных целях;
• разглашение информации, полученной в процессе проверки;
• превышение своих полномочий.
Процедура сертификации эксперта-аудитора по качеству осуществляется комиссией Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь и включает следующее.
Вначале претендентом подается заявка по установленной форме с копией документов, подтверждающих образование и специальную подготовку, с информацией об опыте работы, участии в работах по сертификации (продукции или услуг — не менее пяти работ; систем управления — не менее четырех работ общей продолжительностью не менее 20 дней, включая анализ документов, фактическую деятельность по проверкам и подготовку отчетов о них; компетентности персонала — не менее трех работ), отзывы-характеристики по результатам проверок. Опыт проведения проверок должен быть подтвержден положительными отзывами-характеристиками по результатам каждой проверки, подписанными председателями комиссий или руководителями групп по аудиту. Опыт работы в области профессиональной деятельности эксперта-аудитора должен соответствовать современным требованиям.
Поданные документы рассматриваются комиссией в течение месяца. Письменно сообщается соискателю о допуске (не допуске) его к сертификации.
Собственно сертификация состоит из проверки теоретических знаний (беседа, экзамен, письменная работа) и оценки личных качеств (беседа с соискателем, его коллегами, тестирование на соответствующие характеристики, ролевые игры, наблюдения в процессе действительных проверок). Результаты сертификации оформляются протоколом установленной формы и сообщаются соискателю.
При положительных результатах сертификацию на основании протокола кандидату в эксперты-аудиторы по качеству выдается сертификат установленной формы, который дает право проведения работ в заявленной области в течение трех лет. Одновременно эксперт-аудитор по качеству подписывает декларацию эксперта-аудитора по качеству и включается в Реестр Системы.
Оценка работы эксперта-аудитора по качеству на соответствие вышеуказанным требованиям осуществляется каждые три года, по результатам ее принимается решение о продлении (аннулировании) сертификата эксперта-аудитора по качеству. Сертификат эксперта-аудитора по качеству может быть аннулирован при повторении грубых нарушений при проведении работ по сертификации или прекращении практической деятельности в течение трех лет. При аннулировании сертификата, решение о котором принимает Национальный орган по оценке соответствия, эксперт-аудитор по качеству исключается из Реестра Системы.
Эксперт-аудитор по качеству может направить жалобу на деятельность комиссии в Национальный орган по оценке соответствия или апелляцию на решение комиссии в Национальный орган по оценке соответствия или Апелляционный совет Системы. Срок рассмотрения жалобы или апелляции — две недели со времени их получения.
В Системе предусмотрено признание иностранного сертификата эксперта-аудитора по качеству, которое осуществляется комиссией Национального органа по оценке соответствия. Для признания иностранного сертификата эксперт-аудитор по качеству подает заявку и предоставляет копии сертификата, личной карты и документов, подтверждающих образование и специальную подготовку, в Национальный орган по оценке соответствия. Комиссия рассматривает поданные документы, проводит собеседование с кандидатом и по результатам проверки принимает решение о квалификации эксперта-аудитора по качеству. Национальный орган по оценке соответствия выдает сертификат и включает эксперта-аудитора по качеству в Реестр Системы.
15.5. Реестр Системы
В соответствии с правилами Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь результаты работ по подтверждению соответствия регистрируются в Реестре Системы.
Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь - - совокупность данных, формируемых Госстандартом Республики Беларусь, о выданных сертификатах соответствия, сертификатах компетентности, зарегистрированных декларациях о соответствии, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия.
Регистрация — присвоение регистрационных номеров сертификатам соответствия на продукцию, услуги, системы управления качеством, системы управления окружающей средой, сертификатам компетентности персонала, сертификатам экспертов-аудиторов но качеству и декларациям о соответствии на продукцию, соответствие которых подтверждено требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Требования к структуре и содержанию Реестра Системы, а также порядок его ведения установлены в ТКП 5.1.10. Реестр Системы ведется в целях:
• осуществления учета выданных сертификатов соответствия на продукцию, услуги, системы управления качеством (системы менеджмента качества, системы качества на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) и принципов надлежащей производственной практики (GMP) и др.)» системы управления окружающей средой (системы экологического менеджмента и др.), сертификатов компетентности персонала, сертификатов экспертов-аудиторов по качеству, зарегистрированных деклараций о соответствии на продукцию (далее — документы в области подтверждения соответствия);
• создания централизованной информационной базы данных о результатах работ по подтверждению соответствия;
• обеспечения в установленном порядке заинтересованных организаций, в том числе органов международных, региональных и национальных систем подтверждения соответствия (сертификации), информацией о результатах работ по подтверждению соответствия при соблюдении конфиденциальности информации.
В Реестр Системы включаются:
• сертификаты соответствия на продукцию;
• сертификаты соответствия на услуги;
• сертификаты соответствия на системы управления качеством;
• сертификаты соответствия на системы управления окружающей средой;
• сертификаты экспертов-аудиторов по качеству;
• сертификаты компетентности персонала;
• декларации о соответствии на продукцию. Основанием для включения в Реестр Системы документов в
области подтверждения соответствия, объектов оценки соответствия является регистрация их в аккредитованном органе по сертификации (далее орган по сертификации).
Срок включения их в Реестр Системы не должен превышать двух недель после регистрации в органе по сертификации.
Ведение Реестра Системы осуществляется в электронном виде Национальным органом по оценке cоответствия Республики Беларусь или уполномоченной им организацией.
Ведение Реестра Системы предусматривает:
• регистрацию органами по сертификации документов в области подтверждения соответствия, ведение информационной
базы данных в информационно-поисковой системе «Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь», утвержденной Госстандартом, и представление информации в Реестр Системы;
• систематизацию и внесение Госстандартом (уполномоченной организацией) в Реестр Системы информации о выданных документах в области подтверждения соответствия, поступившей от органов по сертификации, а также о приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия.
Копии документов в области подтверждения соответствия с установленным комплектом документов правилами Системы подлежат учету и хранению в органах по сертификации в течение срока их действия и не менее пяти лет после окончания срока действия, кроме сертификатов на пищевую продукцию и деклараций о соответствии, срок хранения которых — три года.
Органы по сертификации несут ответственность за правильность регистрации выданных документов в области подтверждения соответствия в журнале регистрации и достоверность информации, представляемой для внесения в Реестр Системы.
Внесение документов в области подтверждения соответствия в Реестр Системы и его ведение осуществляются уполномоченными специалистами соответствующей квалификации, несущими персональную ответственность за достоверность записи в Реестре Системы. Доступ посторонних лиц к хранящимся Реестру Системы и журналам регистрации, а также несанкционированный доступ к информационным базам данных должен быть также исключен.
Реестр Системы включает следующие разделы:
• 03.00. Сертификаты соответствия на продукцию;
• 04.00. Сертификаты соответствия на услуги;
• 05.00. Сертификаты соответствия на системы управления качеством;
• 06.00. Сертификаты соответствия на системы управления окружающей средой;
• 07.00. Сертификаты экспертов-аудиторов по качеству;
• 09.00. Сертификаты компетентности персонала;
• 10.0.0. Декларации о соответствии на продукцию. Необходимо отметить, что разделы 00.0.0—02.0.0, 08.0.0—
резервные.
Структуры регистрационных номеров, присваиваемых сертификатам и декларациям о соответствии в Реестре Системы, представлены на рис. 15.7 и 15.8.
* Порядковый номер регистрации, присваивается в пределах каждого раздела Реестра Системы.
** Цифровой код органа по сертификации продукции, услуг, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, персонала, присваиваемый Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь и указываемый в регистрационных номерах сертификатов.
*** Код Республики Беларусь в соответствии с ISO 3166-1:1997.
Цифровой код органа по сертификации продукций, присваиваемый Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь и указываемый в регистрационных номерах деклараций о соответствии.
Обозначение схемы декларирования соответствия осуществляется цифрами от 1 до 5, что соответствует схемам декларирования от 1д до 5д. Код Республики Беларусь в соответствии с ISO 3166-1:1997.
Рис. 15.8. Структура регистрационного номера, присваиваемого декларациям о соответствии в Реестре Системы
Держателем регистрационных номеров Реестра Системы является Госстандарт.
После прекращения срока действия сертификата или декларации о соответствии или их отмены регистрационные номера сертификатов и деклараций о соответствии вторично не приме-
няются. Данные об этих документах в области подтверждения соответствия переносятся в архив Реестра Системы.
Следует отметить, что Реестр Системы является источником официальной информации о результатах работ по подтверждению соответствия. Поэтому на основе данных, содержащихся в Реестре Системы, заинтересованным организациям предоставляется информация о выданных документах в области подтверждения соответствия. При этом должна соблюдаться конфиденциальность информации.
Официальная информация о результатах работ по подтверждению соответствия Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь в случае необходимости публикуется в научно-практическом журнале "Новости. Стандартизация и сертификация", издаваемом Госстандартом.
Глава 16