Глава 10 стандартизация в сфере охраны труда
На пороге XXI в. человечество столкнулось с проблемой резкого возрастания негативного воздействия на окружающую среду и безопасность человека и общества в целом в связи развитием технического прогресса- Мировая статистика показывает что воздействие негативных факторов производственной деятельности в случае возникновения различного рода аварий, экологических нарушений и, как результат, количество случаев травматизма и профессиональной заболеваемости зависят не только от уровня существующих технологий, но, в первую очередь, от качества существующих систем управления, действие которых направлено на управление процессом планирования и достижение целей и задач в определенной области.
Как показывает практика, наиболее эффективным способом совершенствования управления охраной труда в организации в настоящее время является внедрение систем управления. В связи с этим у организаций по стандартизации, институтов промышленной безопасности, промышленных объединений и органов по сертификации возникла необходимость выработать единые требования к системам управления охраной труда и гармонизировать данные требования с международными и национальными стандартами, на основании который можно было бы создавать, оценивать и сертифицировать данные системы. Однако согласия между национальными органами по стандартизации и независимыми органами по сертификации (DNV,SGS, ВVQI, ВSI и др.) по вопросу разработки стандарта на системы управления охраной труда в виде Национального стандарта Великобритании, или в виде европейского стандарта или в виде международного стандарта не было достигнуто, что привело к появлению нескольких вариантов систем управления охраной труда в виде руководств, стандартов, рекомендаций,технических требований.
Одним из лучших вариантов оказался британский стандарт В8 8800:1996 «Руководство по системам управления охраной труда», опубликованный в мае 1996 г. (данный стандарт послужил основой опубликованного позднее стандарта ОН8А8 18000, созданного Британским институтом стандартов (ВS1).
В апреле 1999 г. ВSI (совместно с национальными организациями по стандартизации, органами по сертификации, а также экспертами в области охраны труда) был опубликован стандарт 0НSАS 18001 «Оссupational Неа11h аnd Маnаgеmеnt Sу sеms — Sресifiсаtiоnз». (Однако данный стандарт не являлся официальным британским стандартом.)
ОН8А8 18001 является стандартом для целей международной сертификации благодаря тому, что у Международной организации по стандартизации (ИСО) отсутствует подобный стандарт по системам управления охраной труда. В 1996 г. и 2000 г. предпринимались попытки предложить ИСО стандарт ОНSАS 18001 в качестве международного, но оба раза предложение не было поддержано большинством голосов членов ИСО. Тем не менее страны Европейского союза в настоящее время пользуются именно этим документом при проведении сертификации систем управления охраной труда.
Многие национальные органы по стандартизации рассматривают 0НSАS 18001 как потенциальный национальный стандарт. Некоторые уже предприняли решительные шаги в этом направ-
лении. Например: в Израиле стандарт IS 4481 является аналогом OHSAS 18001; Викторианская правительственная схема безопасности труда (MAP) в Австралии имеет широкий спектр совпадений с OHSAS 18001; RvA (Национальный орган по аккредитации Нидерландов) и Korean Accreditation Board (Корейский национальный орган по аккредитации 29.04.2002 г. официально принял K-OHSMS систему аккредитации) аккредитовали OHSMS scheme (OH&S/OHSMS BS 8800—OHSAS 18001, ILO—OSH). В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.006 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации», который разработан на основе OHSAS 18000.
В феврале 2000 г. был официально опубликован стандарт OHSAS 18002:2000 «Occupational Health and Safety management systems — Guidelines for the implementation of OHSAS 18001» — «Руководство по выполнению OHSAS 18001».
Исходя из опыта зарубежных стран, на базе БелГИСС совместно с Департаментом государственной инспекции труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь были разработаны государственные стандарты республики по системам управления охраной труда. СТБ 18001, гармонизированный с OHSAS 18001, устанавливает конкретные требования, на соответствие которым может быть оценена система управления охраной, труда. СТБ 18002, гармонизированный с OHSAS 18002, содержит общие рекомендации по применению СТБ 18001, а также детальные пояснения основополагающих требований СТБ 18001.
Так как государственные стандарты по системам управления охраной труда разработаны на основе OHSAS 18000, то, внедряя их, мы, по сути, внедряем на наших предприятиях самые современные, общепризнанные мировые требования и технологии. Это предоставляет возможность отечественным предприятиям проводить работы по подготовке рабочих мест, управлению качеством на этих рабочих местах, обеспечению безопасности и здоровья работающих людей в соответствии с международными требованиями и тем самым говорить с зарубежными партнерами на одном языке и более эффективно организовывать совместную работу.
Постановка вопроса о внедрении стандартов на основе OHSAS 18000 для отечественных предприятий не является чем-то совершенно новым и непонятным. Система охраны труда, существовавшая в нашей стране в доперестроечный период экономики, отвечала самым высоким требованиям и была достаточно
влиятельной структурой. Следует отметить, что еще с советских времен предмету «Охрана труда и безопасность на производстве» придавалось большое значение. Однако системы управления охраной труда, действующие на производстве, зачастую носят формальный характер. Кроме того, за прошедшие годы была утрачена культура безопасности, а техника/технология не всегда соответствовала новым требованиям. В этом случае внедрение системы управления охраной труда в соответствии с OHSAS 18000 действительно позволит управлять рисками и уменьшать потери организаций и предприятий. В настоящее время все больше организаций уделяют внимание данному вопросу: одни организации ставят перед собой такие цели, как отсутствие травм на производстве за определенный период; другие отказываются от услуг подрядчиков, если ими не соблюдаются требования по безопасности. Но этого недостаточно. Перед предприятиями, стремящимися расширять рынки сбыта своей продукции, стоит более сложная задача — достичь соответствия международным критериям. Такая необходимость диктуется и предстоящим вступлением в ВТО, т.е. участием во всемирном процессе торговли. В наше время выполнение требований международных стандартов (государственных стандартов, гармонизированных с международными) становится уже своего рода хорошим тоном — это минимум, без выполнения которого нельзя жить. Вместе с системой национальных стандартов, требования которых кстати, не должны быть ниже международных, и стандартами организаций они составляют современную нормативно-правовую основу производства и управления, обеспечивающую не только качество производимой продукции, но и устойчивое развитие предприятий. Применение международных стандартов (в принципе, добровольных), по сути, постепенно становится для нас обязательным, иначе мы просто не сможем быть равноправными участниками всех процессов. Например, без внедрения новых подходов привлечение рабочей силы станет весьма затруднительным. Международные стандарты OHSAS 18000 позволяют осуществлять деятельность в сфере охраны труда в рамках законодательства, действующего в настоящее время на территории Европейского союза.
Известно, что при несчастных случаях, произошедших на производстве, затраты на выплату компенсаций и штрафов могут быть значительными, а в отдельных случаях под угрозой может оказаться и существование организации. Кроме того, невозможно забыть и о моральной стороне дела: нельзя оценить боль, страдания и тем более гибель человека. Любой несчаст-
ный случайна производстве - свидетельство того, что система охраны труда работает нерезультативно, наносит большой вред репутации организации, чем не преминут воспользоваться конкуренты. Система управления, разработанная в соответствии с требованиями стандартов OHSAS 18000, предоставляет возможность организации эффективно управлять рисками в области охраны труда. С внедрением системы в распоряжении организации оказывается механизм, позволяющий идентифицировать опасности, оценивать риски в области охраны труда, а также управлять этими рисками.
Основная часть потерь организации связана с так называемыми неконтролируемыми рисками. Организации, способные контролировать свои риски, менее уязвимы по сравнению с конкурентами. Это особенно важно при работе на международных рынках. В настоящее время управление рисками, связанными с деятельностью организации, является приоритетным направлением в менеджменте. Размеры потерь от неконтролируемых рисков могут быть очень велики, сравнимы с прибылью организации. Тем не менее руководство организации зачастую не осознает реальной величины ущерба, рассматривая потери как неизбежные расходы. В действительности можно избежать многих потерь, используя современную систему управления охраной труда. Организация, контролирующая риск, обладает большим преимуществом перед своими конкурентами, что особенно важно на международных рынках, ведь экономический эффект от сокращения потерь исключительно высок. Как говорил Б. Франклин: «Сохраненное пенни — это заработанное пенни».
В настоящее время невозможно создать современную систему управления успешно функционирующего предприятия без учета вопросов охраны труда и промышленной безопасности. Долгие годы промышленные предприятия функционировали на основе так называемой концепции абсолютной безопасности, или «нулевого риска». Концепция «нулевого риска* предусматривает такую организацию производственного объекта, при которой полностью исключена возможность аварии. Недостатками этой концепции являются чрезвычайно большие материальные затраты на ее реализацию, неподготовленность к эффективным действиям в чрезвычайной ситуации и принципиальная нереализуемость.
На смену концепции абсолютной безопасности пришла концепция разумно достижимого уровня безопасности, или так называемая концепция допустимого риска, использующая прин-
цип «предвидеть и предупредить». Эта общепризнанная концепция предусматривает возможность аварии и, соответственно меры по предотвращению ее возникновения и развития. Концепция допустимого риска базируется на основных принципах".
• практическая деятельность не может быть оправдана, если выгода от этой деятельности в целом не превышает ущерба, вызываемого ею;
• оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на создание системы безопасности за счет снижения уровня риска и выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности;
• учитываемый весь спектр существующих опасностей и вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должны быть доступны для общественности;
• принцип экологических ограничений (обеспечение безопасности человека) достигается таким путем реализации, который не подвергал бы риску способность природы обеспечить безопасность и потребности будущих поколений.
Исходя из формализованного подхода, риски принято делить на три категории:
1) допустимый (уровень риска, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ или выгод в результате своей деятельности);
2) риск, требующий дальнейших оценок;
3) недопустимый (уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать меры по его устранению).
Допустимость риска в различных ситуациях может быть определена, исходя из законодательства по охране труда и промышленной безопасности, правил и норм безопасности, действующих в анализируемой области, дополнительных требований специально уполномоченных органов, имеющихся сведении об аварийных ситуациях и их последствиях, опыта работы в данном виде деятельности. Уровень допустимого риска нормативно закреплен лишь в некоторых странах. Например, в Нидерландах концепция допустимого риска была принята в 1985 г. в качестве государственного закона. По этому закону недопустимой опасностью, связанной с техносферой, считается вероятность смерти — более 10—6, допустимой — менее 10—8 (вероятность разрушения дамбы, защищающей от моря большую часть территории этой страны). Решение по объектам, уровень риска которых лежит в интервале 10—6 — 10—8, принимается исходя из экономических и социальных аспектов.
Основными целями стандартов OHSAS 18000 являются предотвращение и контроль возможных опасностей на рабочем месте, обеспечение постоянного процесса совершенствования системы управления для сокращения рисков промышленных опасностей. Эти стандарты предусматривают нормы безопасности для сотрудников организации и создание благоприятных условий труда, в основе которых лежит цикл Деминга (PDCA), целью которого является обучение работников мерам предосторожности во время работы, т.е. разработка индивидуальной техники безопасности, адаптированной под конкретные условия, а также внедрение надежных и качественных средств защиты, их постоянный контроль и совершенствование.
Создание систем управления охраной труда на большинстве предприятий находится в начальной стадии. Стандарты, разработанные на основе OHSAS 18000, совместимы со стандартами ИСО 9000 и ИСО 14000 для облегчения интеграции системы менеджмента качества, управления охраной труда и окружающей средой. Следовательно, для организаций и предприятий с системой менеджмента качества или системой управления окружающей средой разработка и внедрение системы управления охраной труда пройдут значительно легче. Область применения стандартов по безопасности и их соотношение со стандартами по качеству и экологии показаны на рис. 10.1.
Стандарты OHSAS 18000 во многом повторяют структуру, требования и положения стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001, что способствует созданию интегрированных систем менеджмента/управления. Возможность интеграции систем управления на основе требований стандартов ИСО 9000, ИСО 14000 и OHSAS 18001 основана на их сходстве, обусловленном:
• характером развития управления (переходом от внедрения отдельных элементов к реализации системного и ситуаци-
• переходом от технических к организационным решениям;
• необходимостью обеспечения сотрудничества различных звеньев в рамках технологической цепи;
• усилением воздействия внешней среды на предприятие;
• потребностью в развитии культуры производства;
• идентичностью структуры данных стандартов (политика, организация, управление процессами, корректирующие действия, внутренние аудиты, оценка со стороны руководства, цикличность процессов управления, организационные возможности, требования постоянного совершенствования).
Рассмотрим более детально основные термины и определения государственных стандартов СТБ 18001—2005. Системы управления охраной труда. Общие требования и СТБ 18002— 2005. Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001—2005:
• несчастный случай (accident) - нежелательное событие, приводящее к смерти, заболеванию или травме работника;
• аудит (audit) - - систематический и документально оформленный процесс проверки соответствия действий и связанных с ними результатов запланированным мероприятиям и эффективности выполнения этих мероприятий для достижения политики и целей организации;
• постоянное улучшение (continual improvement) — процесс улучшения системы управления охраной труда с целью достижения усовершенствования по всем показателям охраны труда в соответствии с политикой организации в этой области;
• опасность (hazard) - - источник или ситуация с потенциальной возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работника, повреждения имущества организации, нарушения ситуации на рабочем месте или их сочетания;
• идентификация опасности (hazard identification) — процесс признания того, что опасность существует и определение ее характеристик;
• инцидент (incident) событие, приводящее к аварийной ситуации, несчастному случаю или имеющее потенциальную возможность привести к аварийной ситуации, несчастному случаю;
• заинтересованные стороны (interested parties) — лицо или группа лиц, имеющие отношение к функционированию системы управления охраной труда организации или подверженные ее влиянию;
• несоответствие (non-conformance) — любое отклонение от технических регламентов, технических кодексов, устано-
вившейся практики, государственных стандартов, а также стандартов организации, технологической документации, правил, установленных процедур, которое прямо или косвенно может привести к причинению вреда жизни или здоровью работника, повреждению имущества организации, ухудшению обстановки на рабочем месте или их сочетанию;
• охрана труда (occupational health and safety) — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;
• система управления охраной труда (occupational health and safety management system) - - часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации. Она включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики организации в области охраны труда;
• организация (organization) - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• эффективность (performance) - измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к управлению организацией своими рисками, основанному на политике и целях организации в области охраны труда;
• риск (risk) - - сочетание вероятности опасного события и его последствий;
• оценка риска (risk assessment) - - процесс оценки величины риска и принятия решения с целью установления, является ли риск допустимым;
• безопасность (safety) - - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения вреда (ГОСТ 12.0.002);
• допустимый риск (tolerable risk) — риск, сниженный до уровня, который может быть преодолен организацией с учетом ее правовых обязательств и ее собственной политики в области охраны труда.
В заключение следует отметить, что использование данных стандартов предусмотрено для любых организаций, которые ставят перед собой следующие цели:
• разработать систему управления охраной труда с целью устранения или сведения до минимума риска для работников и других заинтересованных сторон, которые могут быть подвергнуты воздействию рисков, связанных с их работой в области охраны труда;
• внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему управления охраной труда;
• обеспечить соответствие установленной политике в области охраны труда и демонстрировать его заинтересованным сторонам;
• стремиться к сертификации своей системы управления охраной труда независимой стороной или проводить самооценку и декларирование соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.
Организация должна внедрить систему управления, отвечающую всем требованиям СТБ 18001, и поддерживать ее в рабочем состоянии. Это должно помочь организации в соблюдении применяемых законодательных и других требований по охране труда.
Глава 11