Порядок разработки и изменения государственных стандартов
Разработку государственных стандартов Республики Беларусь могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации, договорам на разработку стандартов или инициативно.
Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно объектам стандартизации, закрепленным за ними. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней проекта стандарта, разработанного заявителем. Оформление и построение стандарта осуществляются в соответствии с ТКП 1.5—2004 .
Общие требования к государственным стандартам приведены на рис 6.2.
По заявкам Госстандарт Республики Беларусь формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие стадии:
• подготовку к разработке;
• разработку проекта;
• утверждение проекта;
• государственную регистрацию.
Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на данной стадии, включают:
• заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;
• определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;
• разработку проекта технического задания;
• подготовку и опубликование уведомления о начале разработки проекта.
В техническом задании определяют:
• сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;
•содержание и структуру будущего стандарта и перечень
требований к объекту стандартизации;
• список заинтересованных потенциальных потребителей
стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.д)
которым должен быть разослан проект будущего стандарта;
• цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;
• источники информации.
Проект стандарта в дальнейшем будет разослав на отзыв либо (при необходимости) на согласование организациям внесенным в список потребителей. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре раз работки, содержанию стандарта, и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Республики Беларусь, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, поэтому все авторские права передаются государству.
Разработка проекта. На первой стадии создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям гoсударственной системы стандартизации. На данной стадии разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражается следующее:
• основания для разработки стандарта, цели и задачи,
• характеристика объекта стандартизации;
• предполагаемый срок введения стандарта в действие;
• необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).
Далее проект рассылается на отзыв заказчикам и заинтересованным организациям, выявленным ранее. Отзывы направляются разработчику стандарта в течение месяца со дня получения проекта.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.
Утверждение проекта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждает его Госстандарт.
Для его утверждения в Госстандарт направляется комплект
следующих документов:
• окончательная редакция проекта государственного стандарта;
• уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;
• сводка отзывов на проект;
• подлинники отзывов замечаний и предложений;
• протоколы совещания (при наличии);
• копии оригинала и перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;
• заключение по результатам проверки, проекта государственного стандарта;
• оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.
Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Государственная регистрация. Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.
Долг государственного стандарта включает комплект следующих документов:
• утвержденный государственный стандарт на бумажных
носителях;
• пояснительную записку к государственному стандарту;
• копию организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.
Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 1248—2000, СТБ 1432—2003.
Обозначение государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов, состоит из индекса СТБ, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, первые цифры с точкой которого определяют систему (группу) государственных стандартов; цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данной системе (группе), а отделенные от номера тире четыре цифры — указывают на год утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 4.227—2003, СТБ 50.13—2003.
Допускается после цифр с точкой перед номером государственного стандарта в системе (группе) приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим государственным стандартом данной системы (группы) государственных стандартов.
Примеры. СТБ 6.01.2—2001, СТБ 17.1.4.01—2000.
При разработке и утверждении государственного стандарта при развитии систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических межгосударственных стандартов структура обозначения государственного стандарта должна соответствовать данным систем, принятым в основополагающих стандартах, и включать цифры системы (комплекса) межгосударственных стандартов и порядковый регистрационный номер, присвоенный Госстандартом.
Пример. СТБ 2.1698—2000.
Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то всем частям государственного стандарта присваивается: один и тот же порядковый регистрационный номер, состоящий
из номера государственного стандарта и отделенного от него тире номера части государственного стандарта.
Примеры. СТБ 9000—1—2002, СТБ 9000—2—2003.
Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие не ранее 60 календарных дней со дня официально го опубликования информации о его государственной регистрации.
Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.
Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (или Минстройархитектуры) или по его поручению уполномоченные им организации.
Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую работу, устанавливает Госстандарт (или Минстройархитектуры).
Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет "Госстандарт (или Минстройархитектуры) в установленном им порядке или уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.
6.3.1. Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта
Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств проводят проверку научно-технического уровня (далее — проверка НТУ) государственного стандарта.
Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или по решению Госстандарта другая уполномоченная организация. Проводят ее не реже одного раза в пять лет по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта: сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения; подлежит пересмотру; внести изменения; подлежит переизданию; подлежит отмене. '
В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.
Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.
Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.
Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена также могут проводиться по решению Госстандарта (или Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании законодательных актов Республики Беларусь, постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь, обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Пересмотр государственного стандарта, по сути, является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.
В заключение рассмотрим основные требования, установленные в ТКП 1.5—2004 (04100) для построения стандартов.
В общем случае стандарт включает следующее: титульный лист, библиографические данные, предисловие, содержание, введение, наименование, область применения, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, требования, приложения, библиографию.
Введение, содержание, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, приложения и библиография приводятся при необходимости исходя из содержания стандарта.
Стандарт начинается с титульного аиста, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или Минстройархитектуры;
На второй странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.
В библиографические данные включают.
. индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);
• код по Межгосударственному классификатору стандарте
(МКС);
• код поиска (КП);
• степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных, региональных и национальных стандартов других государств);
• ключевые слова;
• код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции — ОКРБ 007—98 — ОКП (для стандартов на продукцию).
Код поиска ставится по определенной классификации: 01 — стандарты на процессы; 02 — общетехнические стандарты; 03 — стандарты на продукцию и т.д.
Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и использоваться в качестве самостоятельных поисковых признаков.
В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС, или коды КГС и МКС.
В предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.
Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки: цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
В общих сведениях приводят:
• информацию о разработке (кем разработан и внесен);
• сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);
• сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или для исполнения которых разработан стандарт);
• сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами;
• информацию о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;
• сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения — взамен или впервые);
• сведения о переиздании стандарта.
В предисловии предварительного стандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) его перевода в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, e-mail разработчика.
Содержание приводится, если объем стандарта превышает 24 страницы.
• Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "введение".
Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с международной для включения его в каталоги и информационные указатели стандартов.
Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок — его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят общий заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.
Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:
• заголовок и подзаголовок — «Снегопогрузчики. Методы
контроля»;
• общий заголовок, заголовок, подзаголовок — «ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения»;
• общий заголовок и заголовок — «ССБТ. Термины и определения».
Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова — определения в порядке их значимости («Краны мостовые, электрические, литейные; магнитофоны бытовые отремонтированные»). Возможен в определенных случаях и прямо! порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или оно имеет другое значение («Головные уборы, Ценные бумаги, туристские услуги»).
Область применения оформляют в виде раздела 1, приводят для определения области назначения (распространения стандарта и при необходимости уточняют объект технического нор-
мирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.
Настоящий стандарт распространяется на ... и устанавливает ...
Нормативные ссылки приводят, если в тексте стандарта даны ссылки на другие ТИПА, и оформляют в виде одноименного раздела 2. В разделе приводят полное обозначение ссылок на ТНПА и их наименования.
После перечня ссылок на ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.
Информация приводится в виде примечания. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылки на ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылки на ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.
Обозначения и сокращения приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.
Элементы «Термины и определения», «Обозначения и сокращения» допускается объединять.
Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и| содержание которых устанавливают исходя из особенности объекта стандартизации.
Приложения — материал, дополняющий положения стандарта. Допускается помещать графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Библиографию приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательный необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.
В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.
При изложении требований в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.д.
При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова: «рекомендуется», «не рекомендуется», «целесообразно» и т.д.
В стандарте не допускается применять:
• обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
• для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
• произвольные словообразования;
• сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, в соответствующих стандартах, а также в данном стандарте.
Текст стандарта делят на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно подразделить на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.
Разделы должны иметь заголовки. Подразделы при необходимости могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы, которую применяют для сравнения показателей.
Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте стандарта для иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.
На таблицы и графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.
В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.
Содержание стандартов описывается через элемент "Требования» и зависит от объекта стандартизации.
Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу однородной продукции) или технических условии (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отельных требований могут разрабатываться стандарты устанавливающие классификацию, основные параметры и разме-
ры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:
• классификация;
• основные параметры и размеры;
• технические требования;
• требования безопасности;
• требования охраны окружающей среды (экологичности);
• правила приемки;
• методы контроля (испытаний), измерений, анализа;
• транспортирование и хранение;
• указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);
• гарантии изготовителя.
При характеристике требований к маркировке продуктов в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100—98. Продукты, пищевые. Информация для потребителя. Общие требования и СТБ 1400—2003. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, то учтены положения СТБ 8019—2002. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.
При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.). Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.
Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта «Общие технические условия» или «Технические условия», или в отдельном стандарте на методы контроля.
Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте. Оно должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам, порядок подготовки к проведению контроля, правила обработки и оформления, результат контроля, допустимую погрешность метода.