Порядок разработки и изменения государственных стандартов

Разработку государственных стандартов Республики Бела­русь могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стан­дартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации, договорам на разработ­ку стандартов или инициативно.

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стан­дарта. Заявители (государственные органы и организации, об­щественные объединения, научно-технические общества, пред­приятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно объектам стандартизации, закрепленным за ними. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного докумен­та, не исключено также приложение к ней проекта стандарта, разработанного заявителем. Оформление и построение стандар­та осуществляются в соответствии с ТКП 1.5—2004 .

Общие требования к государственным стандартам приведе­ны на рис 6.2.

По заявкам Госстандарт Республики Беларусь формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следую­щие стадии:

• подготовку к разработке;

• разработку проекта;

• утверждение проекта;

• государственную регистрацию.

Порядок разработки и изменения государственных стандартов - student2.ru

Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на дан­ной стадии, включают:

• заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;

• определение при необходимости соисполнителей для раз­работки государственного стандарта;

• разработку проекта технического задания;

• подготовку и опубликование уведомления о начале разработки проекта.

В техническом задании определяют:

• сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;

•содержание и структуру будущего стандарта и перечень

требований к объекту стандартизации;

• список заинтересованных потенциальных потребителей

стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.д)

которым должен быть разослан проект будущего стандарта;

• цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;

• источники информации.

Проект стандарта в дальнейшем будет разослав на отзыв либо (при необходимости) на согласование организациям внесенным в список потребителей. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре раз работки, содержанию стандарта, и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организацион­ная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы со­образно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых норматив­ных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Республики Беларусь, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также от­метить, что стандарты не являются объектами авторского пра­ва, поэтому все авторские права передаются государству.

Разработка проекта. На первой стадии создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным прави­лам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого науч­но-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стан­дартизации, для чего необходимы соответствующие исследова­ния и надлежащее информационное обеспечение. Проект в пер­вой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специаль­ном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям гoсударственной системы стандартизации. На данной стадии разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражается следующее:

• основания для разработки стандарта, цели и задачи,

• характеристика объекта стандартизации;

• предполагаемый срок введения стандарта в действие;

• необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).

Далее проект рассылается на отзыв заказчикам и заинтере­сованным организациям, выявленным ранее. Отзывы направ­ляются разработчику стандарта в течение месяца со дня получения проекта.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.

Утверждение проекта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждает его Госстан­дарт.

Для его утверждения в Госстандарт направляется комплект

следующих документов:

• окончательная редакция проекта государственного стан­дарта;

• уточненная пояснительная записка к окончательной ре­дакции проекта;

• сводка отзывов на проект;

• подлинники отзывов замечаний и предложений;

• протоколы совещания (при наличии);

• копии оригинала и перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифи­цированного стандарта;

• заключение по результатам проверки, проекта государственного стандарта;

• оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.

Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологи­ческим правилам и нормам, терминологическим стандартам Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Государственная регистрация. Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 кален­дарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.

Долг государственного стандарта включает комплект следу­ющих документов:

• утвержденный государственный стандарт на бумажных

носителях;

• пояснительную записку к государственному стандарту;

• копию организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового ре­гистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственно­го стандарта.

Примеры. СТБ 1248—2000, СТБ 1432—2003.

Обозначение государственного стандарта, входящего в сис­тему (группу) государственных стандартов, состоит из индекса СТБ, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, первые цифры с точкой которого определяют систему (группу) государственных стандартов; цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данной системе (группе), а отделенные от номера тире четыре цифры — указы­вают на год утверждения государственного стандарта.

Примеры. СТБ 4.227—2003, СТБ 50.13—2003.

Допускается после цифр с точкой перед номером государ­ственного стандарта в системе (группе) приводить другие циф­ровые индексы, установленные основополагающим государ­ственным стандартом данной системы (группы) государствен­ных стандартов.

Примеры. СТБ 6.01.2—2001, СТБ 17.1.4.01—2000.

При разработке и утверждении государственного стандарта при развитии систем (комплексов) общетехнических и органи­зационно-методических межгосударственных стандартов струк­тура обозначения государственного стандарта должна соответ­ствовать данным систем, принятым в основополагающих стан­дартах, и включать цифры системы (комплекса) межгосудар­ственных стандартов и порядковый регистрационный номер, присвоенный Госстандартом.

Пример. СТБ 2.1698—2000.

Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то всем частям государственного стандарта присваивается: один и тот же порядковый регистрационный номер, состоящий

из номера государственного стандарта и отделенного от него тире номера части государственного стандарта.

Примеры. СТБ 9000—1—2002, СТБ 9000—2—2003.

Утвержденный государственный стандарт вводится в дей­ствие после его государственной регистрации. Срок введения в действие не ранее 60 календарных дней со дня официально го опубликования информации о его государственной регистрации.

Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры в официаль­ных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.

Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (или Мин­стройархитектуры) или по его поручению уполномоченные им организации.

Порядок издания государственных стандартов и предстан­дартов, включающий редакционно-издательскую работу, уста­навливает Госстандарт (или Минстройархитектуры).

Обеспечение заинтересованных изданными государственны­ми стандартами и предстандартами осуществляет "Госстандарт (или Минстройархитектуры) в установленном им порядке или уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.

6.3.1. Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта

Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Бела­русь, технических регламентов, потребностям промышленнос­ти, экономики, населения и государства, уровню развития нау­ки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хра­нения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и нацио­нальных стандартов других государств проводят проверку на­учно-технического уровня (далее — проверка НТУ) государ­ственного стандарта.

Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или по решению Госстандарта другая уполномочен­ная организация. Проводят ее не реже одного раза в пять лет по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта: сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения; подлежит пересмотру; внести изменения; подлежит переизданию; подлежит отмене. '

В акте проверки НТУ государственного стандарта при необ­ходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения из­менений или отмены.

Предложения могут при необходимости включать подготов­ленный проект изменения государственного стандарта.

Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.

Пересмотр государственного стандарта, внесение в него из­менений, переиздание или отмена также могут проводиться по решению Госстандарта (или Минстройархитектуры) без прове­дения проверки НТУ на основании законодательных актов Рес­публики Беларусь, постановлений, распоряжений Совета Ми­нистров Республики Беларусь, обоснованных предложений за­интересованных субъектов технического нормирования и стан­дартизации.

Пересмотр государственного стандарта, по сути, является разработкой нового взамен действующего. Такая необходи­мость пересмотра возникает в случае, если вносимые измене­ния связаны со значительной корректировкой основных пока­зателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.

В заключение рассмотрим основные требования, установ­ленные в ТКП 1.5—2004 (04100) для построения стандартов.

В общем случае стандарт включает следующее: титульный лист, библиографические данные, предисловие, содержание, введение, наименование, область применения, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, требования, приложения, библиографию.

Введение, содержание, нормативные ссылки, термины и оп­ределения, обозначения и сокращения, приложения и библи­ография приводятся при необходимости исходя из содержания стандарта.

Стандарт начинается с титульного аиста, на котором приве­дены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или Минстройархитектуры;

На второй странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.

В библиографические данные включают.

. индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

• код по Межгосударственному классификатору стандарте

(МКС);

• код поиска (КП);

• степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных, региональных и национальных стан­дартов других государств);

• ключевые слова;

• код по Общегосударственному классификатору промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции — ОКРБ 007—98 — ОКП (для стандартов на продукцию).

Код поиска ставится по определенной классификации: 01 — стандарты на процессы; 02 — общетехнические стандарты; 03 — стандарты на продукцию и т.д.

Ключевые слова должны передавать основное смысловое со­держание стандарта и использоваться в качестве самостоятель­ных поисковых признаков.

В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС, или коды КГС и МКС.

В предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государ­ственном уровне и общие сведения о стандарте.

Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки: цели, основные принципы, положе­ния по государственному регулированию и управлению в об­ласти технического нормирования и стандартизации установ­лены Законом Республики Беларусь «О техническом нормиро­вании и стандартизации».

В общих сведениях приводят:

• информацию о разработке (кем разработан и внесен);

• сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);

• сведения об использовании в стандарте НПА (наименова­ния НПА, которые реализованы через стандарт или для испол­нения которых разработан стандарт);

• сведения о взаимосвязи государственного стандарта с тех­ническими регламентами;

• информацию о применении международных, региональ­ных и национальных стандартов других государств;

• сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения — взамен или впервые);

• сведения о переиздании стандарта.

В предисловии предварительного стандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) его перевода в госу­дарственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, e-mail разработчика.

Содержание приводится, если объем стандарта превышает 24 страницы.

• Для обоснования причин разработки стандарта или дру­гой информации (но не требований) приводят элемент "введе­ние".

Наименование стандарта должно быть кратким, точно ха­рактеризовать объект стандартизации и обобщенное содержа­ние устанавливаемых требований, а также обеспечивать одно­значную классификацию стандарта в соответствии с междуна­родной для включения его в каталоги и информационные ука­затели стандартов.

Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандар­тизации, подзаголовок — его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят общий заго­ловок, являющийся наименованием системы стандартов.

Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:

• заголовок и подзаголовок — «Снегопогрузчики. Методы

контроля»;

• общий заголовок, заголовок, подзаголовок — «ЕСКД. Схе­мы электрические. Термины и определения»;

• общий заголовок и заголовок — «ССБТ. Термины и опре­деления».

Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова — определения в порядке их значимости («Краны мосто­вые, электрические, литейные; магнитофоны бытовые отре­монтированные»). Возможен в определенных случаях и прямо! порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или оно имеет другое значение («Головные уборы, Ценные бумаги, туристские услуги»).

Область применения оформляют в виде раздела 1, приводят для определения области назначения (распространения стандарта и при необходимости уточняют объект технического нор-

мирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.

Настоящий стандарт распространяется на ... и устанавливает ...

Нормативные ссылки приводят, если в тексте стандарта даны ссылки на другие ТИПА, и оформляют в виде одноименного раздела 2. В разделе приводят полное обозначение ссылок на ТНПА и их наименования.

После перечня ссылок на ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.

Информация приводится в виде примечания. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составлен­ному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим инфор­мационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылки на ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоя­щим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылки на ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечи­вого понимания текста стандарта.

Обозначения и сокращения приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.

Элементы «Термины и определения», «Обозначения и со­кращения» допускается объединять.

Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и| содержание которых устанавливают исходя из особенности объекта стандартизации.

Приложения — материал, дополняющий положения стан­дарта. Допускается помещать графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Библиографию приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области техни­ческого нормирования и стандартизации.

Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допуска­ющим различных толкований, логически последовательный необходимым и достаточным для применения стандарта в соот­ветствии с областью его применения. В стандарт следует вклю­чать только требования, которые могут быть проверены объек­тивными методами.

В стандарте следует применять термины, определения, обо­значения и сокращения, установленные действующими стан­дартами.

При изложении требований в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не сле­дует» и т.д.

При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова: «рекомендуется», «не рекомендуется», «це­лесообразно» и т.д.

В стандарте не допускается применять:

• обороты разговорной речи, техницизмы и профессиона­лизмы;

• для одного и того же понятия различные научно-техни­ческие термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иност­ранные слова и термины при наличии равнозначных слов и тер­минов на русском языке;

• произвольные словообразования;

• сокращения слов, кроме установленных правилами ор­фографии, в соответствующих стандартах, а также в данном стандарте.

Текст стандарта делят на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно подразделить на подпунк­ты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необ­ходимо, чтобы каждый из них содержал законченную инфор­мацию.

Разделы должны иметь заголовки. Подразделы при необхо­димости могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголов­ков не имеют.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде табли­цы, которую применяют для сравнения показателей.

Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте стандарта для иллюстрации отдельных ха­рактеристик объекта или лучшего понимания текста.

На таблицы и графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.

В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.

Содержание стандартов описывается через элемент "Требования» и зависит от объекта стандартизации.

Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу однородной продукции) или технических условии (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отельных требований могут разрабатываться стандарты устанавливающие классификацию, основные параметры и разме-

ры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:

• классификация;

• основные параметры и размеры;

• технические требования;

• требования безопасности;

• требования охраны окружающей среды (экологичности);

• правила приемки;

• методы контроля (испытаний), измерений, анализа;

• транспортирование и хранение;

• указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);

• гарантии изготовителя.

При характеристике требований к маркировке продуктов в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100—98. Продукты, пище­вые. Информация для потребителя. Общие требования и СТБ 1400—2003. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, то учтены положения СТБ 8019—2002. Система обеспечения единства измерений Респуб­лики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасо­ванных товаров.

При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.). Для приемо-сдаточ­ных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень конт­ролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид конт­роля, перечень контролируемых показателей, а также приво­дят критерии признания результатов контроля.

Методы контроля (испытаний, определений, измерений, ана­лиза) устанавливают в отдельном разделе стандарта «Общие тех­нические условия» или «Технические условия», или в отдель­ном стандарте на методы контроля.

Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте. Оно должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требо­вания к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реакти­вам, порядок подготовки к проведению контроля, правила об­работки и оформления, результат контроля, допустимую по­грешность метода.

Наши рекомендации