Правила разработки государственных стандартов

Правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь установлены ТКП 1.2.

Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации, при их отсутствии – головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, имеющие опыт работы в области стандартизации (далее – разработчики).

Работа по созданию государственного стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, т.е. проходит конкретные стадии разработки,используемые практически всеми разработчиками. Стадии разработки государственного стандарта и перечень основных документов, соответствующих каждой стадии, приведены в таблице 2.

Государственные стандарты разрабатываются в соответствии с планом государственной стандартизации Республики Беларусь (ПГС), утверждаемым ежегодно Госстандартом.

Заказчиками разработки государственного стандарта могут быть:

- Госстандарт или Минстройархитектуры, если разработка государственного стандарта ведется за счет средств республиканского бюджета;

- министерства и другие республиканские органы государственного управления, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заинтересованные в разработке лица, выделившие для этого необходимые средства.

В соответствии с планом работ по стандартизации разработчик приступает к разработке государственного стандарта по предложенной теме и определяет сроки выполнения этапов.

Для разработки технического задания (ТЗ) разработчик собирает, изучает и анализирует информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подобные иностранные и международные стандарты, каталоги и другую нормативную документацию.

Проект ТЗ на разработку государственного стандарта представляется заказчику в двух экземплярах.

Таблица 2

Наименование стадии разработки государственного стандарта Наименование документов в соответствии со стадией разработки государственного стандарта
1 Подготовка к разработке государственного стандарта Договор на разработку государственного стандарта Техническое задание на разработку государственного стандарта Уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта
2 Разработка проекта государственного стандарта 2.1 Разработка первой редакции проекта государственного стандарта     2.2 Разработка окончательной редакции проекта государственного стандарта   Первая редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к первой редакции проекта государственного стандарта Уведомление о проекте государственного стандарта Публикация проекта государственного стандарта Уведомление о завершении рассмотрения проекта государственного стандарта   Окончательная редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к окончательной редакции проекта государственного стандарта Сводка отзывов на проект государственного стандарта Протокол согласительного совещания (при наличии) Заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта
3 Утверждение государственного стандарта Организационно-распорядительный документ об утверждении государственного стандарта и введении его в действие Информация об утверждении государственного стандарта
4 Государственная регистрация государственного стандарта Информация о государственной регистрации государственного стандарта

На стадии разработки ТЗ разработчик вносит предложения по формированию обозначения проекта государственного стандарта в следующих случаях:

- если разработка проекта государственного стандарта направлена на пере-

смотр действующего государственного стандарта;

- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (групп) государственных стандартов;

- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (комплексов) межгосударственных стандартов;

- если обозначение государственного стандарта формируется в соответствии с ТКП 1.9.

В течение 15 календарных дней с даты утверждения ТЗ разработчик представляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта.

Разработчик разрабатывает первую редакцию проекта государственного стандарта в соответствии с утвержденным ТЗ.

Пример обозначения проекта государственного стандарта:

СТБ/ПР_1/1248,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

ПР– индекс проекта государственного стандарта;

1– первая редакция проекта государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.

Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта составляется пояснительная записка к нему. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в проекте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедрения стандарта и др.

Разработчик в срок не более 30 календарных дней до установленного срока рассылки проекта государственного стандарта на отзыв направляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о проекте государственного стандарта и проект государственного стандарта. Уведомление о проекте государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях и размещается на официальных сайтах в сети Интернет.

Проект государственного стандарта с пояснительной запиской рассылается на отзыв всем заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации.

Таким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Срок рассмотрения проекта государственного стандарта должен быть не менее 60 и не более 90 календарных дней с даты направления проекта стандарта на отзыв.

Замечания и предложения (отзыв) по проекту стандарта должны быть конкретными и обоснованными. Замечания и предложения излагаются в следующей последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения проекта государственного стандарта;

- по пояснительной записке (при необходимости).

После получения замечаний и предложений (отзыва) на проект государственного стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов и разрабатывает окончательную редакциюпроекта государственногостандарта.

Пример обозначения окончательной редакции проекта государственного стандарта:

СТБ/ОР/1248,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

ОР– индекс окончательной редакции проекта государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.

Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывается согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные представители заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. Особое мнение участников согласительного совещания (при наличии) прилагается к протоколу.

Разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта государственного стандарта, уточняет пояснительную записку к нему и направляет доработанную редакцию на повторное рассмотрение (отзыв) заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации и в Госстандарт. Срок рассмотрения – не более 20 календарных дней с даты направления проекта на рассмотрение (отзыв). При необходимости возможно повторное рассмотрение окончательной редакции проекта государственного стандарта.

Если окончательную редакцию проекта поддержали менее трех четвертей от общего количества принявших участие в рассмотрении, то окончательная редакция рекомендуется к утверждению в качестве предварительного стандарта.

Разработчик направляет окончательную редакцию проекта государственного стандарта в Госстандарт на бумажных носителях и электронном носителе в виде текстового файла, а Госстандарт размещает окончательную редакцию проекта государственного стандарта на официальном сайте в сети Интернет.

Окончательная редакция проекта перед утверждением подлежит проверке в порядке, установленном Госстандартом.

Проверка стандарта заключается в оценке научно-технического уровня стандарта, анализе его соответствия требования нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных, региональных стандартов в целях подготовки предложений по его дальнейшему применению, пересмотру, изменению, отмене. Проверка стандарта осуществляется не реже одного раза в пять лет в соответствии с ПГС.

Разработчик не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемого срока введения государственного стандарта в действие формирует дело государственного стандарта и направляет его на проверку в Госстандарт.

Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов:

- окончательную редакцию проекта государственного стандарта (на бумажном и электронном носителях);

- уточненную пояснительную записку к окончательной редакции проекта государственного стандарта;

- сводку отзывов на проект государственного стандарта;

- замечания и предложения (отзывы);

- протокол согласительного совещания (при наличии);

- копию оригинала и копию перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;

- заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта.

Утверждение государственного стандарта осуществляется организационно-распорядительным документом Госстандарта. Государственный стандарт утверждают, как правило, без ограничения срока действия. При утверждении стандарта устанавливается дата введения его в действие.

Государственная регистрация государственного стандарта осуществляется Госстандартом в течение 15 календарных дней со дня его утверждения. Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение.

Пример обозначения государственного стандарта:

СТБ 1248-2000,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер;

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Пример обозначения государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов:

СТБ 4.227-2003,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

4.227 – порядковый регистрационный цифровой номер (цифры с точкой определяют систему (группу) государственных стандартов, а цифры после точки являются номером стандарта в данной системе (группе));

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то в его обозначении всем частям присваивается один и тот же порядковый регистрационный номер, например: СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.

Правилам ЕЭК ООН, введенным в действие в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов, присваивается следующее обозначение, например: Правила ЕЭК ООН № 81 (00)или Правила ЕЭК ООН № 34 (01). В скобках указываются серии поправок, внесенных в Правила ЕЭК ООН (серия поправок «00» означает первоначальный вариант Правил ЕЭК ООН).

Пример обозначения пересмотренных Правил ЕЭК ООН:

Правила ЕЭК ООН 3 29/Пересмотр 1.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации. Информацию об утверждении государственного стандарта Госстандарт публикует в официальных периодических печатных изданиях и размещает на официальных сайтах сети Интернет.

Государственные стандарты периодически пересматриваются, в них вносятся изменения, переиздаются, а также предусматривается их отмена.

Пересмотр стандарта предусматривает разработку нового стандарта взамен действующего стандарта. Пересмотр государственного стандарта осуществляется при необходимости значительного изменения его содержания, изменения структуры и (или) наименования государственного стандарта, а также при установлении в нем новых требований.

Изменение стандарта – модификация, дополнение или исключение части (частей) текста стандарта без изменения его обозначения. Изменения в государственный стандарт вносятся путем разработки извещения об изменении. Государственную регистрацию извещения об изменении государственного стандарта осуществляет Госстандарт.

Переиздание государственного стандарта осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста государственного стандарта или внесений отдельных изменений технически сложно для изложения (восприятия). Переиздание стандарта –вновь выпущенное издание стандарта, включающее утвержденные изменения и принятые поправки. Поправки к государственному стандарту предусматривают устранение из опубликованного текста стандарта опечаток, лингвистических и других подобных ошибок, графических неточностей.

В случае отмены государственного стандарта прекращается действие стандарта в связи с разработкой взамен его нового стандарта или в связи с утратой актуальности технического нормирования и стандартизации объекта на соответствующем уровне. Госстандарт утверждает организационно-распорядительный документ об отмене государственного стандарта, в котором указывается дата отмены действия государственного стандарта. Информация об отмене государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях (в информационном указателе).

Правила разработки государственных стандартов и основных документов, соответствующих каждой стадии разработки, будут подробно рассмотрены в рамках дисциплины «Проектирование нормативной документации (технических нормативных правовых актов)».

Наши рекомендации