Государственный надзор за соблюдением технических регламентов
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее — органы государственного надзора).
Государственный надзор за выполнением требований регламентов относится к одному из основных направлений деятельности Госстандарта.
Главными целями государственного надзора являются: обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан охрана окружающей среды; техническая и информационная совместимость; взаимозаменяемость продукции; единство методов контроля и маркировки; защита прав потребителей и интересов государства.
Эффективный государственный надзор является одним из действенных средств укрепления государственной дисциплины в области стандартизации, метрологии и сертификации, а так же качества продукции.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, созданный в 1992 г., стал выполнять функции, первоначально возложенные на Управление сертификации и государственного контроля качества.
Однако в августе 1996 г. для более эффективной деятельности в данном направлении подразделение государственного надзора за стандартами было выделено в самостоятельное управление.
Правовое положение, основные функции и полномочия специалистов государственного надзора за регламентами определены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 262-3, постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечение») единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь» от 01.09.1998 г., № 1371 и рядом других законодательных актов.
На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и окружающей среды. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования регламентов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет государственный экологический контроль Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой. Органы государственного надзора включают:
• Министерство здравоохранения Республики Беларусь (продукция, являющаяся источником вредных факторов (шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного поля, рентгеновского, лазерного излучения и др.); продукция, предназначенная для контакта с пищевыми продуктами; виды продукции для детей; косметические и парфюмерные средства; пищевая продукция и т.д.);
• Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь (продукция производственно-технического назначения: станки, машины и т. д; спецодежда);
• Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (оборудование для взрывоопасных, химических, нефтехимических производств, взрывоопасных производств по хранению и переработке зерна; подъемные сооружения, работающие под давлением; промышленные взрывчатые материалы и пиротехнические изделия и др.);
• НИИ пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование; электротехнические изделия; бытовые электроприборы; строительные конструкции, ковровые покрытия, игрушки и др.);
• Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (продукты животного происхождения (мясо, молоко, яйца); корма для животных; биологические препараты для животных; ветеринарные препараты);
• Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (тракторы, автомобили, комбайны, дорожно-строительные машины и др.);
• Белорусская государственная инспекция но электросвязи (устройства, эксплуатируемые в жилых домах; электротранспорт, устройства, содержащие двигатели внутреннего сгорания; телевизионные и радиовещательные приемники и др,);
• Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (строительные материалы и изделия: кирпич, панели, окна, витрины; котельные установки; средства измерения расхода и регулирования подачи топлива, тепла и электрической энергии и др.);
• Управление ГАИ МВД (технические средства для организации дорожного движения (дорожные знаки, элементы светофорного регулирования, дорожные ограждения); контрольный и измерительные приборы дорожного движения; автотранспортные средства);
• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (материалы, вещества, оборудование, транспорт, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду);
• Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (фасадные краски).
В процессе государственного надзора проверкам подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая, а также услуги населению; виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на пpoдукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру государственного надзора (свободный доступ в служебные производственные помещения; привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.д.). Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется уполномоченными должностными лицами органов государственного надзора (далее — государственными инспекторами).
Государственные инспекторы имеют право:
• свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;
• получения от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документов и сведений, необходимых для осуществления государственного надзора;
• привлечения по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их специалистов и использования технических средств для осуществления государственного надзора;
• проведения в установленном порядке отбора проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
• выдачи юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательного для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;
• выдачи юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам;
• применения в установленном порядке других мер воздействия, предусмотренных актами законодательства.
Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований регламентов и сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта. Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом субъекте хозяйственной деятельности к проверке, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.
Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с методикой, установленной в стандарте на данную продукцию. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором е привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
Если контроль касается продукции, подлежащей обязательной сертификации, то государственный инспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.
Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории); соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории; состояние нормативной базы и испытательного оборудования; соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего, убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место. По результатам испытании оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта.
Акт проверки — документ, на основании которого государственный надзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок.
Ежегодно органами государственного надзора за стандартами проводятся около 4500 проверок, подвергаются контролю более 10 тыс. наименований продукции.