Идентификация и прослеживаемость
Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию с помощью соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений на всех стадиях ее жизненного цикла.
Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять специальной идентификацией продукции и поддерживать записи в рабочем состоянии (4.2.4).
П р и м е ч а н и е - В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством поддержания идентификации и прослеживаемости.
Прослеживаемость
3.5.4 прослеживаемость(traceability): Возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается.
Примечания
1 Прослеживаемость применительно к продукции(3.4.2) может относиться к:
- происхождению материалов и комплектующих;
- истории обработки;
- распределению и местонахождению продукции после поставки.
2 В области метрологии принято определение, приведенное в VIM-1993, 6.10.
п. 3.5.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2008
Прослеживаемость обеспечивается путем идентификации материалов, деталей, узлов, продукции и ведения записей в журналах, компьютерных файлах с тем, чтобы при проявлении ранее скрытых дефектов можно было определить в каких изделиях эти дефекты присутствуют, чтобы можно было исправить их в продукции, хранящейся на складе организации, у дистрибьюторов, розничных торговцев или уже находящейся у потребителей.
Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять специальной идентификацией продукции и поддерживать записи в рабочем состоянии (4.2.4).
П р и м е ч а н и е - В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством поддержания идентификации и прослеживаемости.
(Из книги)
3.5.4. Прослеживаемость: Возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается.
П р и м е ч а н и я.
1. Прослеживаемость применительно к продукции (3.4.2) может
Относиться к:
– происхождению материалов и комплектующих;
– истории обработки;
– распределению и местонахождению продукции после поставки.
2. В области метрологии принято определение, приведенное в
VIM-1993, 6.10.
Комментарий.
Иерархия и виды документов, применяемых в СМК. Руководство по качеству. Документированные процедуры. Рабочие документы (инструкции). Управление процессом документирования.
В системах менеджмента качества применяют следующие виды документов:
a) документы, предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования (к таким документам относятся руководства по качеству);
b) документы, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту (к таким документам относятся планы качества);
c) документы, устанавливающие требования (к таким документам относятся спецификации);
d) документы, содержащие рекомендации или предложения (к таким документам относятся методики);
e) документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы (такие документы могут включать в себя документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи);
f) документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов (к таким документам относятся записи).
Каждая организация определяет объем необходимой документации и ее носители. Это зависит от таких факторов, как вид и размер организации, сложность и взаимодействие процессов, сложность продукции, требования потребителей и соответствующие обязательные требования, продемонстрированные способности персонала, а также от степени, до которой необходимо подтверждать выполнение требований к системе менеджмента качества.
п. 2.7.2 ГОСТ Р ИСО 9000-2008
Иерархия документации системы менеджмента качества
ИСО 10013:95
Руководство по качеству.
Типичное Руководство по качеству состоит, как правило, из следующих разделов:
1. Название, назначение и область применения.
2. Оглавление.
3. Вводная часть (сведения об организации, о самом руководстве по качеству и об исключениях из 7 раздела ГОСТ Р ИСО 9001-2008).
4. Политика и цели организации в области качества.
5. Описание организационной структуры, распределения ответственности и полномочий.
6. Описание порядка выполнения требований к процессам системы менеджмента качества или ссылки на соответствующие документированные процедуры.
7. Использованные определения и обозначения (если это необходимо).
8. Путеводитель к руководству по качеству (если это необходимо).
9. Приложения с дополнительной информацией.
Примечание: Рекомендуется строить РК по оглавлению ГОСТ Р ИСО 9001-2008.