Понятие признаков и показателей
Теория
Понятие признаков и показателей
Признаки– это измеряемые психологические явления. уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивных реакций, социометрический статус, о которых свидетельствуют особые индикаторы - время решения задачи, количество допущенных ошибок, угол поворота корпуса в беседе, показатель социометрического статуса.
признака= переменной=показателя или уровня
Понятия показателя указывают на то, что признак может быть измерен количественно(высокий или низкий)
Число признаков и показателей
Необходимым числом признаков и показателей - минимум, который уменьшать нельзя - теряется смысл исследования, сделать вывод становится невозможно. Достаточным –максимум, который увеличивать нет необходимости, поскольку добавляемые признаки ничего нового для интерпретации не принесут.
Связь признаково пределяется корреляцией - взаимосвязанным изменением двух переменных. Коэффициент корреляции - математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками (при k=1 связь однозначна, при k= -1 связь обратно пропорциональна, при k=0 связи нет).
Типы диагностических методик. Высокоформализованные и малоформализованные.
Средства психодиагностики по качеству разделяются на 2 группы:
· высооформализованные
· малоформализованные.
Формализованные - тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Жесткая регламентация процедуры обследования, стандартизация (наличие норм и критериев оценки результатов), надежность и валидность. Позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Малоформализованные - наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Ценные сведения об испытуемом, если предмет изучения психические явления, которые плохо поддаются объективизации (субъективные переживания, личностные смыслы) или чрезвычайно изменчивы (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Трудоемки, основаны на профессиональном опыте, интуиции психодиагноста. Посторонние факторы. Дополняют формализованные.
Класса методик высокого уровня формализации
Тесты, Опросники, Проективные техники и Психофизиологические методики
ТЕСТЫ - стандартизированные краткие ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Классификация: форма, содержание, цель тестирования.
ФОРМА индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
СОДЕРЖАНИЕ тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА - группа методик, предназначенных для диагностики личности. Глобальный подход к оценке личности. Использование неопределенных стимулов, которые надо дополнять, интерпретировать, развивать. Ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; широкий диапазон решений. Характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Цель замаскирована, что уменьшает вероятность желательного впечатления. Индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
группы проективных методик:
методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных)
Классификация
неконтролируемым и контролируемым
простое и соучаствующее (или включенное) положение наблюдателя наблюдение
Опрос - сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. Информацию о событиях прошлого и настоящего, устойчивых склонностях, мотивах, субъективных состояниях.
Классификация:
устно /письменно,
индивидуально /группе,
один раз /многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой и косвенной форме Они могут иметь открытый или закрытый характер.
Интервью – вид опроса- проводимая по определенному плану беседа, прямой контакт интервьюера с респондентом. Не должно быть продолжительным и скучным.
По форме свободное
по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная; стандартизированное, частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
структура:
а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;
б) свободные высказывания испытуемого;
в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);
г) подробное исследование;
д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Стандартизация методик
Методики: стандартизирванные и нестандартизированные методики.
Стандартизация процедуры проведения - единообразие инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Стандартизация как:
= выработка единых требований к процедуре проведения
= определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Требования к проведению стандарт. методики:
– инструкции сообщать строго одинаковым образом
– не давать испытуемому никаких преимуществ перед другими;
– не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– обследование разных групп проводить в одинаковое время дня, в сходных условиях;
– точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
– предварительный показ задания;
– учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму, проводится проведением этой методики на репрезентативной выборке.
Относительно выборки стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие средний уровень выполнения и его вариативность (выше и ниже). > можно оценить разную степень успешности/неуспешности в выполнении диагностической пробы, определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки.
Пример стандартизированных П/д методик - личностные опросники, тесты интеллекта.
6)Психофизиологические методики.
Особый класс. Позволяют диагностировать особенности человека, обусловленные основными свойствами НС.
Цель:констотация связи между психическим и физиологическим - четкое обозначение этих связей, основанное на количественных измерениях.
Ключевые вопросыпсихофизиологических опытов — это:
а) адекватное соотнесение регистрируемого сигнала с физиологическим явлением, лежащим в его основе
б) правильное увязывание данного физиологического явления с его психологическими коррелятами.
Школа Теплова-Небылицына --- «дифференциальная психофизиология».
Исследования по различным проблемам психологии:
-изучение психических процессов (сенсорных, мнемических, речемыслительных)
-функциональных состояний;
-психических свойств на индивидуальном, субъектном и личностном уровнях.
-изучении эмоций, мотивационной сферы,
-состояний в экстремальных условиях (стрессовых ситуациях)
-индивидуально-психологических различий (дифференциальной психологии).
-психодиагностике и в клинической практике.
Ясное теоретическое обоснование — психофизиологическая концепция индивидуальных различий, свойств НС и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического - Проявляются в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (темпе, выносливость, работоспособности)
Лишены оценочного подхода к индивиду. Нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. (IQ оценка нормы, отклонение от нормы, хуже/лучше чем…)
Критерии диагностической (стандартизация, надежность, валидность).
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ
Психофизиология — это наука о нервных механизмах психики.
Психофизиологические методы - применение специальной аппаратуры, дорогостоящей. Особенно - методики, связанным с измерением электрических показателей тела и различных органов --- требование квалификации специалистов.
Процедура регистрации психофизиологических процессов 3 этапа:
1 - выделяется в виде электрического сигнала. Прикрепляют проводники к определенным местам по отработанным схемам.
2 - уточняющий - акцентирование выделенного сигнала. Вначале его отфильтровывают от других сигналов, не имеющих отношения к изучаемому явлению. Нужный сигнал усиливают до мощности, необходимой для пуска записывающего устройства или иной фиксирующей аппаратуры. Прибор фильтрующий и усиливающий исходный сигнал - полиграф.
3 - демонстрационный. Сигнал предстает в наглядной форме, удобной для анализа. Чаще графики, записанные на бумажной ленте через самописцы или высвечиваемые на экране осциллографа. Полиграф включает в себя и демонстрационные приборы.
Хотя большинство методик возможно использовать в групповом варианте, но организационные трудности, риск снижения качества работы – к индивидуальному применению.
8). Понятие методики
Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод - это принципиальная теоретическая основа науки.
Методика - описание конкретных приёмов и способов исследования.Исходя из этих общих определений можно сделать вывод о том, что методика – это формализованное описание реализации метода.Методика —некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач.
Подсчет сырого балла
Тест - это последовательность кратких заданий, или пунктов, дающая в результате ее выполнения испытуемым последовательность исходов, которая затем подвергается однозначной количественной интерпретации. Примеры интерпретации в интеллектуальных тестах, состоящих из отдельных задач: «правильное решение», «ошибочное решение», «отсутствие ответа» (пропуск задачи из-за нехватки времени). Примеры интерпретации в случае личностных опросников, состоящих из высказываний, предлагаемых для подтверждения испытуемым: «подтверждение» (ответ «верно»), «отвержение» (ответы «не согласен», «неверно»).
«ручная» обработка данных
Подсчет количества совпадения ответов c диагностическим «ключом» - устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту, подсчитывается суммарный балл. «прямые вопросы» - положительный ответ - 1 балл «обратные вопросы» -отрицательный ответ - 1
Первоначальный суммарный бал - не является показателем, который можно интерпретировать - «сырым тестовым баллом». В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем — это так называемая статистическая норма.
Методики
14)Методика Мюррей и Моргана «ТАТ», Собчик «РАТ»
Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагност. методика, 1930
Цель - исследование движущих сил личности: внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов, нарушений в эмоциональной сферы
Стимульный материал: 30 картин - чёрно-белые рисунки, изображены люди в бытовых ситуациях. чувства и действия которых выражены с различной степенью ясности.
Испытуемому даем белый лист, на котором может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет.
ПроцедураИз 31 рисунка предъявляется последовательно 20.
Из них 10 - всем, остальные в зависимости от пола и возраста - возможность наибольшей идентификации испытуемым с персонажем на рис., так легче.
Исследование - в два сеанса, разделенные одним/несколькими днями, в каждом из которых предъявляются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. Модификации: целиком в один раз с 15-минутным перерывом /используют часть рисунков - исследование за 1 ч.
Инструкция. Рассмотрите каждый рисунок по очереди, не ограничивая фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ, в котором будет отражено следующее:
Что происходит в данный момент?
Кто эти люди?
О чем они думают и что чувствуют?
Что привело к этой ситуации и чем она закончится?
Не используйте известные сюжеты, из книг, кинофильмов — придумайте что-либо свое.
Фиксация.Ответы записывать дословно, паузы, интонации, восклицания, мимика…(стенография, магнитофон). Испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся посторонних объектов - он раскроет аспекты своей личности более свободно, с меньшим сознательным контролем, чем при прямом расспросе.
Интерпретация: сопоставлять результаты с фактами жизни личности исследуемого, полученные другими средствами. Значение - подготовка и опыт (методика) психолога. Варианты ТАТ для разных возрастных групп
1)Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Картины с животными. 3—10 лет
2)Мичиганский рисуночный тест (МРТ) для детей 8—14 лет. конфликты в семье, в шкоые, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии
3)Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) для подростков 12 - 18 лет.
4) Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак
Варианты TAT для разных этнокультурных групп
1)ТАТ С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). определение расистских установок и негры и белые
2)Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) 5 -13 лет. На картинах обыкновенные люди, короли и королевы, гномы, эльфы и феи, очеловеченные животные.
Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач
1)Профессиональный апперцептивный тест (VAT) Выявление индикаторов мотивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам.
2)Тест групповой проекции (TGP) 5 таблиц для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам.
3)Тест семейных установок Л.Джексон (TFA) 6 - 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны, по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов свободная, формализованная система обработки отсутствует, равно как и данные по валидности и надежности.
4)Школьный апперцептивный метод (SAM) 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций и предназначен для школьных психологов.
5)Тест школьной тревоги (SAT) Е.Хусляйн 10 таблиц - пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях.
Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный модифицированный тест, требующий меньше времени на обследование, чем ТАТ, приспособленный к условиям работы практического психолога.
Стимульный материал – 8 контурные сюжетные картинки с 2-3 человеч. фигурами. НЕ ясен пол, возраст, соц. статус.
Области применения
С 12-лет. Обследование школьников, семейное консультирование, проблема трудных подростков. Можно проводить на группе детей в классе.
Обоснование
Вид проективных методик, д/диагностики личности.
Выявляются глубинные переживания, стороны внутреннего конфликта и сферы нарушенных межличностных отношений. Позы и жесты – конфликтная м/л ситуация.
Работа психолога
Анализ почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас. Сам подросток не смог бы рассказать о себе лучше: самопонимание и жизненный опыт - на низком уровне. Плохое осознание своей роли в сложных житейских ситуациях - высокий уровнь невротизации, эмоционально неустойчивых, импульсивных.
Оценка эффективности
Целенаправленный выбор психокоррекционного подхода с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, учет языкового барьера интеллектуально-культурного уровня личности ребенка.
15)Методика ШТУР
Сферы применения теста
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
18)Методика Векслера
Тест Векслера
Диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
11 отдельных субтестов - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест 10 - 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.
Вербальные субтесты выявляют общую осведомленность, понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.
Невербальные субтесты: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки.
Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания.
Результаты позволяют оценить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как могут компенсироваться.
Низкий количественный балл – определенные нарушения. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для формы нервно-психической патологии.
Модификации
Используются 3 варианта теста Д. Векслера:
- тест WAIS - для тестирования взрослых (от 16 - 64 лет);
- тест WISC - для тестирования детей и подростков (от 6,5 - 16,5 лет);
- тест WPPSI - для детей от 4 - 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.
Вербальная шкала
1. Субетест "Общая осведомленность" - 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний.
2. Субтест "Понимание": 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям.
3. Субетест "Арифметика" - 14 задач арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается правильность, затраченное время. Диагностирует уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.
4. Нахождение сходства: 13 заданий. Обобщить 2 предмета, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки ухудшаются при старении.
5. Субетест "Запоминание цифр" - 1 часть - ряды от 3 до 9 цифр. Должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. Направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке - слабоумие.Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное - несколько значительней.часть - ряды от 2 до 8 цифр. Должен воспроизвести
ряд обратным порядком.
6. Субетест "Словарный запас" - 42 понятия. Вербальный опыт, умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Усложняется: распространенные, средней сложности, абстрактно-теоретические понятия. Результаты наиболее устойчивы к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.). Используют как "точки отсчета" при анализе.
Вербальная шкала коррелирует с культурой и академической успеваемостью клиента. Результаты зависят от языковой культуры испытуемого.
Оценки по субтестам "Осведомленность", "Понятливость" и "Словарный запас" = общая интеллигентность,практически не изменяются с возрастом.
Скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.
Невербальная шкала
"шкала действий" 5 субтестов - диагност. знания и способность индивида к моторно - перцептивному взаимод-ю с объектами окр. мира, зависящую от опыта деятельности.
7. Субтест "Шифровка"кодовые замены. Под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно - моторная скорость, свойства внимания, восприятия, координации. Результаты выполнения ухудшаются после 40.
8. "Недостающие детали"- 21 карточка, картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. На 1 задачу - 20 сек.
9. "Конструирование блоков" ("Кубики Косса") - 40 заданий. Набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков. Глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.
10. "Последовательные картинки" - 8 серий картинок. Каждая серия - сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Задача – расположить правильно. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации. Оценка определяется правильностью и временем.
11. "Сборка объекта" ("Складывание фигур") - 4 задания. Собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей ("человек", "профиль", "рука", "слон"). Способность к синтезу целого из деталей. Оценка - времени и правильности сборки.
Сборка+Коса+Шифровка = развитая сенсомоторная координация
"Недостающие детали" и "Последовательные картинки" не зависят от развития моторики, определяются когнитивными способностями. Хорошие результаты - опыт восприятия окружающей среды и приобщенность к культуре.
Тестирование производится по адаптивному алгоритму.
1ые задания вербальных субтестов (+ "Кубики Косса") - для лиц, подозреваемых в УО.
Если испытуемый, не подозреваемый в УО, не выполняет задания основной серии, то предъявляются первые задания.
Обработка и интерпретация результатов на 3 уровнях:
1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов,
2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов,
3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.
Стандартный вариант обработки - подсчет "сырых" оценок по каждому субтесту. "Сырые баллы" по таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки вербальной + невербальной части = показатели общего, вербального и невербального IQ.
Классификация IQ-показателей по Векслеру:
- 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
- 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
- 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
- 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
- 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
- 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
- 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
19) «Пиктограммы» Лурия
Для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.
Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Симул: карандаш и бумагу. Подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов: Веселый праздникТяжёлая работаРазвитиеВкусный ужинСмелый поступокБолезньСчастьеРазлукаЯдовитый вопросДружбаТемная ночьПечальСправедливостьСомнениеТеплый ветерОбманБогатствоГолодный ребенок
Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”. Вот, например, я вам задаю первое выражение. Проверяем понял ли.
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Восприятие спустя час |
При истолковании результатов
1. Обобщение
2. Адекватности ассоциаций.
3. Критерий запоминания.
Особенности
Органики
· НЕпонимание смысла задания (понимают, что надо нарисовать, но не связывают рисунки со словом). Рисунки плохо дифференцируются, рисуют, что умеют.
· Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов.
· Снижение числа метафорических образов
· Стереотипия - прямые персеверации. Персеверации - главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
· Недостаточная дифференциация изображений
· Снижение продуктивности опосредованного запоминания
Шизофрения
· Недостаточное или искаженное понимание смысла задания. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом – идеи связанные с бредом
· Снижение числа атрибутивных, адекватных, стандартных образов
· Атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации не типичные, перенос одного элемента во рисунки
· Употребление букв, часто вычурное. Деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Не помогают воспроизведению слов
· Атипическое расположение рисунков
· Выхолощенность, микрография
20)Корректурная проба (Бурдона, методикаПьерона-Рузера)
Цель - Исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости. Выявляет колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применялась в клинике для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания. 10, 5 или 3 минуты.
Стимул: бланки, мягкий карандаш, секундомер, хорошее освещение и тишина.
Инструкция. Необходимо зачеркнуть одну или две буквы в Таблице №1. При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, количество ошибок и темп выполнения задания.
Таблица №1
В норме за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.
При проведении опыта следует учитывать состояние зрения тестируемого; при недостаточном или некорригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других больных. Нецелесообразно также проводить эту пробу с малограмотными больными.
Проверка по «ключу» - бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке.
Показателей ее скорости и точности – быстро, но с ошибками, медленно, но без. Попытки сочетать показатели скорости и точности в одну величину малоэффекивны.
Графики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы) > позволяет выявитьутомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), сравнивания качества работы в разные дни и часы.
Отклонения: быстрый темп работы (+ неточность) при маниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно медленный — при депрессии.
Промежуточные же показатели скорости работы не всегда имеют клиническое значение - могут зависеть от индивидуальных особенностей больного, от его привычных личностных установок.
Точность – заинтересованность, состояние общей психической работоспособности, степень устойчивости и утомляемости его внимания.
Распределение ошибок по минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при функциональных расстройствах психической деятельности - неравномерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы - скопления ошибок, пропуски. Можно применять повторно. Чувствительна, отражает изменения психического состояния === оценка изменений состояния под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения.
Методика Пьерона-Рузера
Цель- проверка уровня концентрации внимания у ребенка, способен ли к обучению. Определить параметры внимания: устойчивость, переключение и распределение - оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения).
Тест - несколько минут. При детской неусидчивости - максимально точный результат. Возраст 5-8 лет. Задание - элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей. Тест не требует специального оборудования. Заранее подготовить бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке 4 вида геометрических фигур в таблице 10 х 10.
указания: построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение 60 секунд.
«Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки.
Малышам или детям с психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, начертание + и - заменяют горизонтальной и вертикальной чертами.
К общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти. Секундомер для определения завершения теста и фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение требуется больше положенной минуты. Проследить!!! с какого момента начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец. Индивидуальное и групповое (5-7 человек). При групповом не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур.
Анализ:-установить причины, которые обусловили результаты - готовность ребенка выполнить инструкцию, настройку на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах, внутреннюю ориентацию на безошибочное выполнение теста.
Показатели концентрации могут оказаться ниже – из-за желания показать свои способности, стремления к максимальному результату - чувство конкуренции > волнением и поспешностью.
- учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие болезни.
==== Причины снижения концентрации внимания.
Алгоритм показателей:
Способность ребенка соблюдать инструкцию (порядок выполнения действий). Целенаправленность заполнения тестового бланка.
Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость).
Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они говорят об особенностях зрительного гнозиса (способность распознавания предметов, цветов, знаков, фигур и т. д.).
Индекс правильности (подсчет правильно заполненных фигур / к их общему числу).
Темп заполнения теста (число фигур за 30-60 секунд).
Количество ошибок за регистрируемые временные интервалы.
Динамика и распределение количества ошибок (в начале, конце, слева и справа).
Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).
21)Проекция как психологический феномен. Общая хар-ка проективных техник
Проективные методики — один из методов психодиагностики - группа методик, для диагностики личности, характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.
Цели
- Д/изучения неосознаваемых форм психической деятельности
- создавались для клинических целей, используются в клинике неврозов
- выявление индивидуальных, “уникальных” способов адаптации личности к социальному окружению и самому себе
- специально подобранная батарея методик способна ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.); ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости.
клиническая психология – диагностика дезадаптивных личностей
1) (ПМ) в диагностике индивид. когнитивного стиля восприятия и мышления.
2) ПМ для диагностики структурно-функциональной организации образа я (чувства самоидентичности) и репрезентативной системы коммуникативных навыков.
3) ПМ в диагностике индивидуальных регуляторных систем совладания с кризисными и стрессовыми состояниями (уровневой организации защитных и копинговых стратегий).
4) В исследовании терапевтического процесса: определении индивидуальной стратегии психологической помощи с учетом личностных (ограничений), ресурсов, оценки потенциальной личностной динамики и эффективности психотерапии.
Методика Гольдштейна (адап. Зейгарник) «Классификация предметов»
Предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.
Стимульный материал
Колода - 68 карточек с изображением предметов и живых существ.
Группы: Люди, Животные, Птицы, Рыбы, Насекомые, Овощи, Фрукты, Грибы, Деревья, Цветы, Измерительные приборы, Школьные принадлежности, Транспорт, Мебель, Одежда, Посуда.Перетасовать колоду!
Инструкция:
1 этап – Глухой: «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит» Фиксируем, как пытался ориентироваться, понял/не понял. Объединяет по сортам/рядом то, что рядом (одежду и шкаф). Ждем 15-20 карточек, оцен