Внедрение социальных стандартов по регионам

Система социальных стандартов включает в себя 44 норматива, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

В республике из 44 государственных социальных стандартов выполняется 35, в том числе в области культуры, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта – в полном объеме. В области жилищно-коммунального хозяйства внедрено 10 из 13 утвержденных стандартов, образования – 9 из 10, связи – 3 из 4, транспорта – 2 из 6.

Республиканскими органами государственного управления и облисполкомами разработаны поквартальные графики внедрения социальных стандартов с целью завершения указанной работы к 1 октября 2005 года.

Система государственных социальных стандартов внедрена в 73 городах и районах республики. Наиболее активно она внедряется в Могилевской, Минской и Витебской областях.

В I квартале 2005 года в полном объеме обеспечено внедрение государственных социальных стандартов в 6 районах и городах, в том числе в Ляховичском районе Брестской области и г. Бресте, Оршанском районе Витебской области, Светлогорском районе Гомельской области, Стародорожском районе Минской области и Кличевском районе Могилевской области.

Социальное обслуживание

В области социального обслуживания населения определен один норматив: обеспеченность населения центрами социального обслуживания (норматив – 1 центр на административный район). Уже в ноябре 2004 года этот стандарт был внедрен на всей территории республики. Общее количество территориальных центров социального обслуживания в стране составляет 156.

Центры оказывают комплексную поддержку нуждающимся категориям граждан и семей: многодетным, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

В структуре центров созданы отделения первичного приема информации, анализа и прогнозирования; социальной помощи на дому; срочной социально-бытовой помощи; психологической помощи и реабилитации; отделения дневного и круглосуточного пребывания.

Работа социальных территориальных центров реализуется по конкретным направлениям. Приоритетная форма – комплексное обслуживание на дому. Сеть отделений социальной помощи на дому охватывает города и все населенные пункты районов. Социальными работниками обслуживается почти 68 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, свыше 70% из них — сельские жители. Социально-бытовые услуги на дому получают около 4,5 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, почти 1,2 тыс. семей погибших воинов, свыше 19 тыс. инвалидов.

Оказание хозяйственно-бытовых и транспортных услугпредполагает предоставление одиноким пенсионерам услуг по социально низким ценам. Разработаны тарифы на 152 вида социальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги по заготовке и распиловке дров, услуги по обработке огородов, ремонту и уборке жилья, ремонту печей, заборов, чистке дымоходов.

Внедрение государственного стандарта по социальному обслуживанию населения посредством создания территориальных центров с многопрофильной структурой позволяет говорить о новой национальной модели государственной социальной поддержки населения, направленной на усиление ее адресности и повышение эффективности.

Образование

В области образования установлено 10 социальных стандартов.

Задачи по организации качественного образовательного процесса решаются благодаря выполнению нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося. Минимум, выделяемый государством на образование каждого ребенка, составляет 1 300 тыс. руб. в год в дошкольном учреждении, 850 тыс. руб. – в школе, 4 200 тыс. руб. – в учреждениях для лиц с особенностями психофизического развития, 1 400 тыс. руб. в год – в профессионально-технических учебных заведениях.

Следует подчеркнуть, что это минимальные показатели. Так, в Гродненской области в январе–апреле 2005 года содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях профинансировано в размере 160% и 208% соответственно от рекомендованного уровня.

В результате целенаправленной работы к 2004 году количество детей, посещающих дошкольные учреждения, в среднем составило около 80% (в городе детский сад посещает 91% детей, на селе – почти половина).

В республике решена важная задача: все пятилетние дети проходят подготовку к школе (89% – в дошкольных учреждениях, 11% – в иной форме). Следует сказать о развитии нового типа учебно-воспитательного заведения, особенно важного для села, – школа-детский сад. Количество этих заведений увеличилось за последнее десятилетие с 98 до 663. На сегодня все показатели, отражающие состояние дошкольного образования, являются лучшими в СНГ.

Главная цель, стоящая перед школой, – повышение качества образования при одновременном снижении нагрузки на школьников. При этом особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни у детей. Один из социальных стандартов предусматривает создание условий для полноценных занятий спортом в каждой школе.

Путь развития профессионально-технического образования лежит через создание гибкой системы профессионального обучения, скорректированной с учетом ситуации на рынке труда.

С 2000 года в Беларуси начался процесс преобразования профессионально-технических и высших профессиональных училищ в профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Одновременно повысилась мобильность профтехобразования. Ежегодно вводится подготовка по 20–30 новым профессиям. Около 70% выпускников получают 2 и более квалификации.

В целом по республике выполняется 9 из 10 стандартов в сфере образования. Самые большие недоработки – в области компьютеризации. Соответствующий стандарт (1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на школу) полностью внедрен в г. Минске (1,6 компьютерных класса на школу), Минской и Могилевской областях. В Гродненской области норматив компьютеризации школ выполнен на 80%, в Брестской – на 94%. Для решения этой задачи в отстающих регионах предусмотрено выделение из местных бюджетов дополнительных ассигнований. Всего в 2005 году из средств местных бюджетов на информатизацию образования запланировано финансирование в размере 12 млрд. рублей.

Следует отметить, что пока еще существуют некоторые перекосы в выполнении социальных стандартов, которые часто зависят от складывающейся десятилетиями инфраструктуры. Так, наличие мест в детских дошкольных учреждениях (стандарт – 85%) по Брестской области в целом составляет 107%. В то же время в двух районах этой области он не достигает минимального стандарта. В Гомельской области данный стандарт не выполнен в одном районе.

Связь

Внедрение государственных стандартов в области связи – это установка новых телефонов и таксофонов, то есть более полное удовлетворение потребностей населения.

Обеспечение плотности телефонов на 100 жителей, равное 27, означает, что у 85% семей в районе они установлены. По данному показателю республика занимает лидирующее положение среди стран СНГ.

Например, на Витебщине в 2004 году телефонизированы 53 малые деревни области, в I квартале текущего года – 19.

На начало мая 2005 года в Брестской области перевыполнен установленный социальный стандарт, касающийся плотности телефонов, но при этом он пока еще не выполнен в двух районах области.

По состоянию на 1 мая 2005 года из 4 утвержденных показателей единых нормативов социального стандарта полностью внедрено 3 (плотность таксофонов в районе, телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов и частота доставки почты).

До 1 октября 2005 года в соответствии с разработанными графиками социальные стандарты в области связи должны быть внедрены на всей территории республики.

Наши рекомендации