Оказание своевременной медицинской помощи, что особенно актуально для жителей села, выступает одним из нормативов социального стандарта в области охраны здоровья.

Одна бригада скорой медицинской помощи обслуживает в целом по республике 12,1 тыс. жителей, в том числе в Брестской области – 12,2 тыс., Витебской – 10,5 тыс., Гомельской –11,5 тыс., Гродненской – 12,4 тыс., Могилевской – 12,3 тыс., Минской – 11,9 тыс. жителей.

Социальный стандарт по обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) – 1 врач на 1,3 тыс. жителей – в целом по республике выполняется. В то же время в отдельных регионах существуют определенные трудности по его выполнению. В настоящее время в республике на одного врача первичного звена приходится 1 729 жителей, что говорит о недостатке в учреждениях охраны здоровья участковых специалистов. Выполнение этого стандарта в первую очередь зависит от решения социальных вопросов, связанных с уровнем оплаты труда врачей и предоставлением жилья.

Установленный социальный стандарт в области здравоохранения не выполняется в Брестской и Гомельской областях. С целью решения проблем укомплектования учреждений врачебными кадрами в последние годы на 40% увеличен прием в вузы, обеспечивающие получение высшего медицинского образования. Приняты меры по увеличению оплаты труда участковых специалистов.

Физическая культура и спорт

В современных условиях существенно возрастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт являются общегосударственным достижением, национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества в целом.

За 2003-2004 гг. государственный социальный стандарт выполнен во всех регионах в полном объеме. Так, например, в Оршанском районе Витебской области и г. Новополоцке этот показатель почти в 3 раза превышает стандарт по области (4,7 тыс. рублей). В районах и городахГродненской области при установленных нормативах более 5,2 тыс. рублей выполнение в среднем составило 10,2 тыс. рублей. При этом наибольший показатель по республике достигнут в Сморгонском районе– 24,7 тыс. рублей.

В Гомельской области на физическую культуру и спорт израсходовано 12,4 тыс. рублей, вМинской – 9,2 тыс. рублей,в Могилевской– 8,3 тыс. рублей, затраты средств на одного жителяв г. Минске составили 14,5 тыс. рублей.

В Брестской области при нормативе 4 тыс. рублей на одного жителя расходы на физическую культуру и спорт составили 4,5 тыс. рублей, а в городах Барановичи и Пинск соответственно 5,9 и 7,5 тыс. рублей.

Для жителей Беларуси уже не в новинку крупные физкультурно-оздоровительные центры даже в глубинке. Так, в Витебской области практически завершено строительство нового стадиона, проведена реконструкция стадиона в г.п. Копысь, завершается возведение физкультурно-оздоровительного комплекса в д. Зубово Оршанского района, спортивного комплекса «Журжево» в г. Витебске.

Физическая культура – это в первую очередь здоровье. В целом по республике за прошедший год проведено более 11 тысяч областных, городских и районных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых участвовало свыше 1,5 млн. человек, из них дети и подростки составили более 600 тысяч.

Динамично развивается сеть специализированных учебно-спортивных учреждений, где занимается 180 тысяч юных спортсменов. При этом стоимость обучения каждого из них составляет около 300 тыс. рублей в год.

В то же время при достаточно высоких средних региональных показателях в отдельных районах количество бюджетных средств на физическую культуру составляло чуть более 1 тысячи рублей на одного жителя, что свидетельствует, в первую очередь, о низкой эффективности работы руководителей учреждений физической культуры и спорта. Например, в Витебской области не на должном уровне организована работа в Докшицком и Полоцком районах, в Гомельской – Кормянском, Ельском и Лоевском районах, в Минской – Вилейском, Борисовском районах, в Могилевской – Кличевском и Мстиславском районах.

С целью более полного удовлетворения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом постоянно совершенствуется нормативно-правовая база внедрения социальных стандартов.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. №251 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724» социальный стандарт по физической культуре и спорту определен как норматив бюджетной обеспеченности расходов на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя по бюджетам: города Минска– не менее 0,5 базовой величины (12,5 тыс. рублей); областей– не менее 0,25 базовой величины (6,25 тыс. рублей).

Облисполкомами и Мингорисполкомом разработаны поквартальные графики внедрения социальных стандартов. В стране в I квартале 2005 года расходы на физическую культуру и спорт на одного жителя составили: Брестская область – 2,2 тыс. рублей, или 100,5% к квартальному плану, Витебская – 2,5 тыс. рублей (108,6%), Гомельская – 3,9 тыс. рублей (136,4%), Гродненская – 1,7 тыс. рублей (106,2%), Минская – 2,4 тыс. рублей (114,3%), Могилевская – 2,2 тыс. рублей (121,3%) и г. Минск – 3,3 тыс. рублей (105%).

Культура

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь в качестве минимального социального стандарта по культуре утвержден норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на 1 человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования, 0,2 – за счет оказания платных услуг.

Во всех регионах принимаются меры по расширению перечня и увеличению объемов предоставляемых населению услуг, проводится работа по совершенствованию форм и методов культурного обслуживания населения, творческому поиску новых форм работы.

В 2004 году в среднем по республике расходы на культуру составили 1,9 базовой величины в расчете на 1 жителя, в том числе за счет средств бюджета – 1,7, платных услуг – 0,2 базовой величины. По регионам средства распределялись следующим образом: в Брестской, Гродненской и Минской областях было обеспечено финансирование расходов на культуру в размере 1,8 базовой величины на 1 жителя, в Витебской – 1,7, в Гомельской – 2,5 (в то же время в двух районах области этот стандарт не был выполнен), в Могилевской – 1,9 базовой величины.

В 2005 году расходы на культуру запланированы в размере 1,6 базовой величины на 1 жителя. В целом это соответствует социальному стандарту по культуре, однако в реальности количество районов, где уровень расходов составит меньше установленного норматива, возрастет с 7 в 2004 году до 16 в 2005 году.

Складывается ситуация, при которой в условиях финансовой обеспеченности расходов на культуру наблюдается невыполнение социального стандарта в ряде районов: Лунинецком, Кобринском, Столинском Брестской области, Оршанском Витебской области, Буда-Кошелевском и Речицком Гомельской области, Горецком Могилевской области. Это свидетельствует о недостаточном внимании к выполнению государственного социального стандарта со стороны как руководителей управлений культуры облисполкомов, так и начальников отделов культуры райгорисполкомов.

Для достижения нормативной обеспеченности расходов на культуру в расчете на 1 жителя во всех районах к установленному сроку Министерство культуры обратилось к облисполкомам с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на финансирование учреждений культуры.

Наши рекомендации