Структура и полномочия органов, осуществляющих сертификацию
Качество сертификации определяется высокой компетентностью и независимостью органа по сертификации, а также способностью удовлетворять запросы заявителей и других заинтересованных сторон. Орган по сертификации должен обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации об услугах органа. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационный характер.
Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации продукции (услуг, систем качества, персонала), должна иметь в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000:
юридический статус в соответствии с действующим законодательством;
определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области;
необходимые средства и документированные процедуры.
Орган по сертификации выполняет следующие основные функции:
обеспечивает распределение функций, ответственности, взаимодействие персонала при реализации всех функций органа;
разрабатывает организационно-методические документы по функционированию органа с обоснованными процедурами и схемами сертификации;
формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый для сертификации в соответствии с областью аккредитации;
сертифицирует продукцию, выдает сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия (или сам применяет знак) в отношении сертифицируемой продукции;
регистрирует сертификаты соответствия;
осуществляет анализ и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных свидетельств соответствия продукции установленным требованиям;
проводит инспекционный контроль сертифицированной продукции (по схеме сертификации);
отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов, принимает участие в разработке корректирующих мероприятий, контролирует их выполнение;
обеспечивает расстановку персонала и повышение квалификации;
взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе в других странах), национальным органом по сертификации;
взаимодействует с изготовителями и продавцами продукции, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией совместно с потребителями и общественными организациями;
осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего соответствия требованиям, установленным в системе сертификации;
ведет документацию по всем вопросам деятельности;
обеспечивает доступность документации для органов, проводящих инспекционный контроль его деятельности
обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе о продукции, не прошедшей сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям, все заинтересованные стороны.
В связи с вышеперечисленными выше функциями орган по сертификации должен иметь соответствующую административную и организационную структуру, квалифицированный персонал, систему управления документацией и систему обеспечения качества работ по сертификации.
Независимость органа по сертификации определяется его административной структурой. Структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании системы сертификации. Для этого в работе координационного совета, функционирующего при органе по сертификации, участвуют представители заинтересованных организаций. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации. Орган по сертификации может иметь собственную испытательную лабораторию, охватывающую всю или часть его области аккредитации (испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам
Ростест— государственный орган сертификации. Его задача – осуществление контроля над выполнением требований, предъявляемых к сертификации продукции/работ/товаров/услуг. Помимо надзора, Ростест проводит метрологический контроль (обеспечивает единство измерений на территории страны), а также занимается проведением сертификации услуг, продукции и систем качества.
СЭС и ЦГЭСН — органы санитарно-эпидемиологического контроля. Осуществляют надзор за выполнением гигиенических и санитарных норм предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Зачастую порядок сертификации по ГОСТу предусматривает прохождение экспертизы в данных органах, которое должно подтвердить соответствие продукции или услуг гигиеническим нормам.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле.Задачи и основные понятия.
Этим законом осуществляется единая государственная валютная политика, а также вопросы стабильности внутреннего валютного рынка РФ.
Указанные цели и задачи обеспечивают реализацию эффективного развития экономики и международного экономического сотрудничества РФ.
Настоящим законом определены основные понятия и терминология, используемые в процессе его реализации. Среди них:
- валюта РФ, как денежные знаки в виде банкнот и монет ЦБ РФ, которые находятся в обращении как средство платежа на всей территории РФ. Под это понятие подпадают и соответствующие средства хозяйствующих субъектов и денежные средства, находящиеся на счетах хозяйствующих объектов.
- иностранная валюта, как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении, которые являются законным средством наличных расчетов на территории иностранного государства. К этим средствам относятся и средства, находящиеся на банковских счетах хозяйствующих субъектов.
В РФ расчеты между хозяйствующими субъектами в иностранной валюте не допускаются, кроме иностранных дипломатических, консульских, торговых и других представительств.
внутренние ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, выпуск которых зарегистрирован в РФ. Эти расчетные документы предоставляют право на получение валюты РФ на территории РФ.
внешние ценные бумаги, под которыми понимаются ценные бумаги иностранных государств и не относящиеся к внутренним ценным бумагам.
резиденты, под которыми понимаются следующие субъекты права:
физические лица, которые являются гражданами РФ, кроме граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами.
лица, постоянно проживающие на территории РФ, на основании вида на жительство.
иностранные дипломатические представительства, консульские и иные иностранные учреждения, официально зарегистрированные на территории РФ, в том числе, работающие в международных и межправительственных организациях.
юридические лица, созданные на территории РФ.
российские представительства и иные подразделения резидентов, находящиеся за пределами РФ.
не резиденты:
физические лица, не являющиеся резидентами а также, находящиеся за пределами РФ.
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, осуществляющие свою деятельность за пределами РФ.
аккредитованные на территории РФ дипломатические, консульские и иные представительства.
межгосударственные и межправительственные организации, а также их филиалы и представительства в РФ.
уполномоченные банки, как кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие свою деятельность на основе лицензии ЦБ РФ.
валютные операции, как приобретение резидентами и не резидентами валютных ценностей на законных основаниях, а также ввоз на территорию РФ и вывоз валютных ценностей, иностранной и российской валюты, внутренних ценных бумаг.
Кроме того, под валютными операциями законодатель дает понятие перевода иностранной валюты, российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета за пределами РФ, на счет того же лица на территории РФ.
валютные биржы, как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, являющиеся участниками биржевых торгов иностранной валюты в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ.