Социально - культурные аспекты психодиагностики.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.
Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
Наличие тестовых норм для данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально–демографических характеристик.
Факторы культуры оказывают влияние на результаты психодиагностических методик.
Культура – интегральная характеристика социально-психологических и экономических условий бытия, материального и духовного бытия, оказывающих прямое и косвенное воздействие на психику человека, на формирование его Личности, индивидуальности и Деятельности.
Люди внутри одной культуры не составляют однородной массы, их можно дифференцировать по возрасту, образованию.
Социально-культурные факторы, которые позволяют оценивать различия внутри группы:
Язык.
Урбанизация.
Система образования.
Грамотность.
Экологические условия.
Любой человек принадлежит к разным социальным группам. Любой человек принадлежит к ряду социальных общностей.
В процессе онтогенеза развивающаяся индивидуальность присваивает достижения предшествующих социально-культурных групп.
Влиянию культуры подвержены как познавательные, так и личностные особенности.
Если сделать невербальные методики, то не проявляются культурные особенности (это было до 20 – 30 гг. ХХ в.).
Актуальность проблематики: у нас явно не достает психологических методик, поэтому психодиагносты вынуждены обращаться к другим зарубежным методикам. Их переводят, адаптируют. Остается вопрос: насколько оправдано применение этих методик.
Несмотря на все попытки адаптировать, нужно сказать, что влияние фактора культуры никуда не может деться. Методика, созданная для другой культуры в определенной мере будет несправедлива для нас (пр.: применение теста Векслера – опыт рестандартизации показал, что пришлось снижать нормы). Любая методика, так или иначе, выявляет принадлежность к культуре.
Факторы, на которые влияет культура:
Процедура диагностики.
Содержание методики – специфические знания. Включать в текст те знания, которые присущи той или иной культуре.
Помимо специфических знаний в методику вкладываются мыслительно-речевые стереотипы (закладываются в задания теста, пр.: тест Амтхауэра, понятие «брак»). Никакая адаптация не сможет избавиться от стереотипов.
Особенность культур – отношение к разным объектам. Пример: в нашей культуре отношение к деньгам – признак примитивизма, душевной недоразвитости.
В методиках отражено то, что связано с требованиями социума, культуры, направленное на развитие. Традиции. Японцы – в первую очередь невербальное мышление, англичане – вербальное мышление.
Личностные особенности в зависимости от требований культуры воспитываются по-разному. Разные подходы к воспитанию: Япония – мгновенная реакция на плач ребенка, главное – прикосновение. Следствие – ребенок не стремится к автономии, всегда тянется к общению. Развиты такие качества – готовность к компромиссу. Американцы – переключают внимание, у детей развиваются любопытство, познавательность. Ценятся познавательные потребности, автономия.
И если взять одни и те же методики, выявятся разные черты. Не надо мерить одну культуру по меркам другой. Надо выделять специфические черты разных культур.
Нужно еще додумать)