Сертификация в кинематографии
Примером обязательной сертификации в кинематографии может быть Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров»: для экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, должна быть предоставлена помимо общих сведений следующая дополнительная информация: № и дата выданного прокатного удостоверения; основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей); продолжительность фильма; рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением; наименование, место нахождения (юридический адрес) изготовителя экземпляра фильма, воспроизведенного на видеоносителе (организации, осуществившей тиражирование фильма); технические характеристики видеоносителя (тип видеокассеты, диска, системы видеоканала, системы записи звука); наименование изготовителя видеоносителя.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию этой продукции. Тем не менее характеристики продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации. Например, при обязательной сертификации телевизоров некоторых зарубежных моделей (по показателям безопасности) может быть проведена добровольная сертификация по такой характеристике, как наличие благоприятного биологического воздействия, заявленной в рекламных проспектах. Сертификация услуг в настоящее время является добровольной и проводится по инициативе заявителя. Органы по сертификации услуг могут осуществлять работы по добровольному подтверждению соответствия услуг национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров по документам, предложенным заявителем, после внесения необходимых дополнений и изменений во внутренние документы органа по сертификации, но только по видам услуг, входящих в его область аккредитации.
Недостаточно широкое распространение сертификации систем качества очевидно связано с тем, что слабо используются методики количественной оценки качества изделий, которые во многих странах являются основой аттестации производств сертифицируемой продукции.
Среди наиболее весомых действующих в настоящее время систем сертификации услуг следует отметить такие как система сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов (БРЭА, ЭМиП) – аттестат аккредитации RИ.0001.129199 от 10.05.01, лицензия № 129199 от 21.05.01.Сертификация услуг по ремонту и техническому обслуживанию предусматривает следующие этапы работы:
- рассмотрение поступившей заявки на сертификацию услуг;
- принятие решения по заявке (выбор схемы сертификации, определение отбора образцов, определение места проведения проверок, определение порядка проведения работ по выбранной схеме, подготовка проекта, выполнение работ по сертификации);
- начало работ по сертификации в соответствии с выбранной схемой подписания договора;
- оценка результатов сертификационной проверки;
- принятие решения о выдаче сертификата или отказа в его выдаче с указанием причин такого отказа;
- оформление и регистрация сертификата в Госреестре системы сертификации ГОСТ Р;
- оформление лицензии на право пользования Знаком соответствия;
- выдача лицензии и сертификата Заявителю.
Представляет методический интерес также система сертификации «Связь-качество» - система добровольной сертификации услуг связи. Эта система включает в себя группу организаций, получивших сертификаты по системам управления качеством и по оказываемым услугам связи. Сравнивать полученные от различных организаций сертификаты практически невозможно, т.е. нельзя оценить и сопоставить уровень качества одной и той же услуги, предоставляемой разными организациями, поскольку при сертификации оцениваются разные показатели качества этой услуги, применяются разные программы и методики их оценки, используется разная терминология. Потребитель или заинтересованная организация не могут сравнить представленные данные об услуге в целом.
В области оценки качества киновидеопоказа в настоящее время зарегистрирована «Система добровольной сертификации услуг по кино- и видеообслуживанию зрителей» (государственный регистрационный № РОСС.RU.В.006.04.У100) решением коллегии Госстандарта России от № 14 от 16.06.99. Руководящим органом системы сертификации является Центральный Орган по Сертификации Системы (ЦОС) – государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский кинофотоинститут (125167, г. Москва, Ленинградский пр. 47).
Сертификационное обследование зрелищного предприятия (кинотеатра, видеозала) может проводить ЦОС (НИКФИ) или аккредитованная им организация. По результатам сертификационного обследования выдается «Технический паспорт» (Разрешительное удостоверение на право эксплуатации). В этом документе содержатся сведения о помещении, техническом оснащении, о характеристиках оборудования и т.п. до настоящего времени сертификация услуг зрелищных предприятий проводится на добровольной основе.
В номенклатуру услуг, подлежащих сертификации, вошли те услуги, по которым имеются утвержденные системы сертификации, основанные на соответствующей нормативно-технической документации, поскольку при сертификации услуг необходимо иметь соответствующие стандарты с обязательными требованиями, предъявляемыми к этой услуге, а также соответствующими методами проверки.
При сертификации материальных услуг оценивают профессиональное мастерство исполнителя, процесс предоставления услуги и результаты услуги при периодическом инспекционном контроле, сертифицируют систему качества обслуживания. При сертификации нематериальных услуг сертифицируют предприятие, затем проводят инспекционный контроль, сертифицируют систему обеспечения качества обслуживания. Сертификационные проверки услуг проводятся на месте производства услуги. Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг используются экспертные методы, включающие опросы потребителей. Качество материальных услуг может быть оценено инструментальными методами (качество ремонта аудиовизуальной техники).
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, включающей следующие этапы:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о возможности выдачи сертификата;
- выдача сертификата и лицензии на применения знака соответствия;
- инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Услуги по кино- и видеообслуживанию зрителей относятся в системе сертификации ГОСТ Р к нематериальным услугам, оценка результатов которых проводится методами экспертной оценки (экспертами Органа по сертификации) и инструментальными методами с использованием испытательного и измерительного оборудования самого органа по сертификации или заявителя на основе соответствующих нормативно- технических документов. Сертификация кинотеатра (видеозала) проводится по схеме сертификации нематериальных услуг. Итогом работы должно быть присвоение кино-, видеозалу категории.
При проверке результатов работ и услуг целесообразно использовать экспертные методы, особенно когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов- экспертов (либо из-за субъективного характера результата работы или услуги, либо из-за отсутствия достоверных объективных инструментальных методов оценки).
При сертификации различных услуг необходимо иметь методики оценки составляющих параметров услуги либо методы комплексной (интегральной) ее оценки для того, чтобы получить количественные оценки в отношении услуги и ее составляющих.
При комплексной оценке услуги целесообразно учитывать ее динамику, постоянно изменяющиеся требования потребителя. Обобщенный алгоритм комплексной оценки услуги может быть следующим:
- формируется номенклатура характеристик услуги (параметров), определяется их значимость (важность, весомость) для потребителя;
- определяется степень удовлетворенности потребителя всей услугой в целом и ее отдельными составляющими (характеристиками) с учетом рекламной политики организации (предприятия);
- проводится сравнительный анализ качественного уровня аналогичных услуг, предоставляемых другими предприятиями;
- определяются составляющие, которые необходимо корректировать, оценивается эффективность мероприятий по корректированию с точки зрения их влияния на результат комплексной оценки.
В общем случае, в перечень характеристик, определяющих качество услуги, ее конкурентоспособность в том или ином виде входят следующие:
- характеристики, влияющие на привлечение клиентов (соответствие ожидаемому эффекту, динамика привлечения, устойчивость привлечения);
- характеристики, создающие имидж фирмы (организации), повышающие ее репутацию (устойчивость имиджа, репутация услуги в сравнении с аналогичными услугами, репутация предприятия, оказывающего услугу, рейтинг услуги среди услуг - конкурентов);
- соответствие цены предполагаемому ценовому диапазону (цена услуги как комплекса, затраты);
- эстетические, этические составляющие услуги, дизайн (эстетика рекламы, услуги).
Решение данной проблемы может быть основано лишь на результатах опроса потенциальных потребителей услуги – на экспертных опросах. Вопрос о степени реализации составляющих услуги (качественном уровне отдельных характеристик) может быть решен, очевидно, только после оказания услуги.
Следует иметь в виду, что в экспертном опросе необходимо классифицировать экспертов (потребителей, клиентов, специалистов) по различным критериям: возрастному составу, профессиональным особенностям, социальному положению и т.д., т.е. относить экспертов к определенному сегменту. Такая методика называется сегментным позиционированием услуги. Она необходима, поскольку потребительские требования к услуге различны для разных сегментов.
Наряду с сертификацией услуг по кино – и видеообслуживанию зрителей, очевидно, в эту же систему должны быть включены отраслевые испытательные лаборатории , проводящие сертификацию оборудования кинотеатров (изделия киновидеотехники). Примером такой лаборатории пока может быть только испытательная лаборатория аппаратуры магнитной записи- воспроизведения звука, магнитных лент, тест- фильмов и фонограмм (ИЛ АМЛТФ, аттестат аккредитации № РОСС RU 001 22МЕ51) НИКФИ.
Расширение номенклатуры отраслевых испытательных лабораторий безусловно будет способствовать созданию действующей системы сертификации и лицензирования в кино и телевидении. Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания. В практике сертификации могут быть использованы межлабораторные сравнительные испытания, проводимые несколькими лабораториями. Аккредитация испытательной лаборатории – официальное признание полномочным органом компетентности лаборатории проводить конкретные испытания или конкретные виды испытаний в определенной области деятельности. Область аккредитации испытательной лаборатории должна однозначно определяться номенклатурой продукции, работ услуг, проверяемых характеристик и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов.
Испытательная лаборатория подает заявку на аккредитацию в аккредитующий орган. Конкретный перечень документов, представляемых вместе с заявкой, устанавливают в системе аккредитации, но чаще всего он включает:
- общую характеристику лаборатории (наименование, адрес, юридический статус, персонал и техническое оборудование); эта информация может быть включена в паспорт лаборатории, устав, анкету;
- общие сведения об организации, в состав которой входит лаборатория (основная область деятельности, компетентность и авторитетность в заявленной области, отношения с другими организациями, местонахождение других лабораторий, включенных в заявке на аккредитацию);
- перечень должностных лиц испытательной лаборатории, несущих ответственность за техническую корректность протоколов испытаний;
- описание внутренней организации и системы качества, используемых для обеспечения доверия к качеству проводимых испытаний;
- формы протоколов испытаний, которые испытательная лаборатория планирует выдавать.
После подачи заявки аккредитующий орган выполняет определенные процедуры:
- экспертизу документов и назначает экспертов по аккредитации лаборатории, результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной информации критериям аккредитации;
- аттестацию испытательной лаборатории в соответствии с разработанной аккредитующим органом программой аттестации
- анализ материалов, связанных с аккредитацией и принятие решения об аккредитации.
Решение об аккредитации лаборатории или об отказе принимает аккредитующий орган на основании проведенного анализа.
К моменту истечения срока действия аттестата аккредитации проводят повторную аккредитацию испытательной лаборатории.
Таким образом, следует назвать следующие тенденции и перспективы, связанные с особенностями сертификации в кинематографии:
- сертификация неразрывно связана с такими процессами, как «стандартизация – метрология – квалиметрия», по сути, является завершающим звеном этой цепочки. В результате стандартизации формируются требования к объектам; метрологические процедуры служат для подтверждения требований, позволяют подтверждать достоверность результатов контроля и измерений; сертификация опирается на результаты, получение при квалиметрических (экспертных) и метрологических (инструментальных и приборных) процедур;
-все более широкое распространение сертификации систем менеджмента качества требует создания, разработки и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях кинематографии, регламентируемых стандартами ISO серии 9000. Новое в последней версии этих стандартов – процессный подход при разработке системы. Причем, основное внимание уделяется бизнес- процессам, необходимым для получения конечных результатов, для получения дохода. Такой подход объединяет менеджмент качества с деятельностью, приносящей доход, прибыль;
-слабой стороной в разработке, функционировании систем менеджмента качества является их количественноt описание, здесь могут быть полезны методы математического моделирования процессов, составляющих систему менеджмента качества предприятия или организации;
-вопросы качества занимают все более важное место вследствие рыночных отношений, при развитом рынке услуг по киновидеообслуживанию, рынке аудиовизуальной продукции высокого качества ни одна солидная фирма (прокатная, производственная) не заключит контракт с предприятием, кинотеатром, не имеющим сертификата на систему менеджмента качества;
-в Федеральном законе « О техническом регулировании в РФ» добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности.
Перечень основных нормативно- технических документов, в которых определены требования к кинотехнологическому оборудованию, приведен в Приложении 2. Приведенный перечень является основой сертификации услуг по кинопоказу.