Порядок подготовки общественного

СПОРТИВНОГО АКТИВА

Спортивная работа в воинской части и подразделениях организуется и проводится спортивным активом в следующем составе: члены спортивного комитета части, спортивные организаторы подразделений, тренеры (начальники) спортивных команд и судьи по апорту. Правильная организация и качество спортивной работы зависят от квалификации общественного спортивного актива. Его подготовка в масштабе воинской части осуществляется спортивным комитетом и начальником физической подготовки и спорта.

Спортивный комитет — это общественный орган, создаваемый в воинской части для организации спортивной работы. Он назначается приказом командира воин­ской части до начала учебного года в составе 7-11 человек: председатель, его заместители, секретарь, председатель коллегии судей и члены. Председателем спортивного комитета назначается заместитель командира воинской части, одним из его заместителей, как- правило,— начальник физической подготовки и спорта.

Организация работы спортивного комитета предполагает:

подбор кандидатур и расстановку членов спортивного комитета по участкам деятельности;

постоянное совершенствование стиля и методов работы;

стандартизацию и разделение труда членов спортивного комитета;

нормирование и стимулирование деятельности каждого члена спортивного комитета.

Подбор кандидатур и расстановка членов спортивного комитета по участкам деятельности осуществляются путем изучения их индивидуальных способностей с учетом заинтересованности в спортивной работе, опыта спортивной деятельности, авторитета среди подчиненных, умения работать с людьми на общественных началах. Начальник физической подготовки и спорта подбирает кандидатуры, согласовывает их выбор с председателем спортивного комитета, представляет их описок командиру во­инской части для утверждения и разрабатывает проект приказа о создании спортивного комитета, в котором за каждым членом спортивного комитета производится за­крепление отдельных видов деятельности.

Целесообразным является включение в состав спортивного комитета воинской части представителей от всех подразделений.

Постоянное совершенствование стиля и методов работы требует проведения с членами спортивного комитета теоретических, инструкторско-методических и показных занятий, бесед и инструктажей. Важным является изучение опыта работы спортивных комитетов других воинских частей, систематический контроль и отчетность членов спортивного комитета за порученный участок работы. Обязательным будет планирование личного труда и распределение бюджета времени .каждого члена спортивного комитета.

Стандартизация и разделение труда членов спортивного комитета обусловлены наличием в спортивной работе таких традиционных мероприятий, как деятельность по . Военно-спортивному комплексу, спортивные и военно-спортивные соревнования, смотры спортивной работы и т. д. Это требует закрепления членов спортивного ко­митета за отдельными типовыми видами и участками деятельности, дифференциации их усилий с учетом личного опыта и способности в организации спортивной работы.

Нормирование и стимулирование деятельности каждого члена спортивного комитета достигается изучением и обо­снованием оптимального соотношения объемов служебной и общественной деятельности членов спортивного комитета, а затем равномерным (по затратам времени) распределением между ними обязанностей по видам деятельности.

Важным для повышения эффективности работы членов спортивного комитета является установление конкретных показателей для их морального и материального поощре­ния, систематическое применение этих способов стимулирования в практической деятельности.

Работа членов спортивного комитета осуществляется путем выполнения постоянных и временных поручений. Наиболее важные вопросы обсуждаются на заседаниях спортивного комитета, проводимых не реже одного раза в два месяца.

Спортивные организаторы назначаются для оказания помощи командирам подразделений в организации и проведении спортивной работы с личным составом подразделений, начальники спортивных команд по видам спорта — для организации и проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивных командах воинской части, судьи по спорту — для обеспечения судейства соревнований, проводимых на первенство подразделений и воинской части.

Обязанности спортивных организаторов, начальников команд и судей по спорту, членов спортивного комитета воинской части изложены в НФП.

Сборы и семинары являются основной формой подготовки общественного актива. Сборы проводятся перед нача­лом или в начале периода обучения (учебного года) продолжительностью до 3 ч, а с судьями по спорту — не реже 1 раза в квартал продолжительностью до 3 ч. Семинары организуются в течение учебного года по мере необходимости продолжительностью 2 — 4 ч (1 день). Сборы и семинары проходят, как правило, в масштабе воинской части, а в необходимых случаях — соединения и гарнизона. Сроки их проведения отражаются в плане спортивной работы части на год. Содержание сборов составляют наиболее важные вопросы организации и проведения спортивной работы в воинской части и подразделениях. Семинары направлены на изучение конкретных вопросов, связанных с непосредственной подготовкой к проведению спортивных мероприятий на первенство воинской части и подразделений.

Спортивные организаторы подразделений в процессе обучения на сборах и семинарах приобретают необходимые теоретические знания и навыки по вопросам организации учебно-тренировочных занятий по отдельным видам спорта, по планированию спортивной работы в подразде­лении, по организации и судейству спортивных и военно-спортивных соревнований, подготовке и сдаче личным составом упражнений и требований Военно-спортивного комплекса, ведению учета спортивной работы, подготовке и представлению командиру подразделения материалов для присвоения звания «Воин-спортсмен» и спортивных разрядов, по оформлению наглядной агитации.

Начальники спортивных команд после окончания сборов и семинаров должны знать основы методики обучения, порядок планирования и проведения учебно-тренировочных занятий, правила соревнований и их судейства, уметь организовывать и методически правильно руководить тренировочным процессом, оформлять материалы для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий, вести учет работы в спортивной команде.

Судьи по спорту на сборах и семинарах изучают и получают практику в судействе спортивных соревнований по видам спорта, технике выполнения спортивных упражне­ний и приемов, тактике ведения спортивной борьбы, оформлении судейской документации.

Обучение на сборах и семинарах проводится на теоретических, инструкторско-методических, практических и показных занятиях. Продолжительность занятий на сборах составляет не более 3 ч, из них на практические занятия отводится не более 1 ч.

Содержание занятий сборов и семинаров разрабатывается начальником физической подготовки и спорта с учетом конкретных задач спортивной работы и уровня подготовленности спортивных организаторов, тренеров и судей по спорту. Количество участников сборов и семина­ров должно комплектоваться с таким расчетом, чтобы удовлетворить потребность части в общественном спортивном активе и обеспечить проведение учебных состязаний, тренерскую и судейскую практику. Руководителем сборов и семинаров назначается, как правило, офицер-специалист физической подготовки и спорта, а руководителями отдельных занятий — офицеры, имеющие необходимую теоретическую, практическую, методическую или судейскую подготовленность по соответствующим вопросам, начальник медицинской службы, тренеры спортивных клубов, специалисты из гражданских спортивных организаций.

Организация сборов и семинаров предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

Подготовка к проведению сбора, семинара должна включать в себя определение сроков проведения, подбор слушателей и руководителей занятий, разработку учебного плана, расписания занятий и проекта приказа о проведении сбора, семинара, подготовку мест проведения занятий и необходимого материального обеспечения. При этом учебный план должен предусматривать учебные вопросы и количество часов, отведенное на их изучение. Он состоит из теоретического, практического разделов и зачетных занятий.

В соответствии с учебным планом составляется расписание занятий сбора, семинара. В нем указываются дата и часы проведения занятий, их содержание, руководитель и место проведения.

После разработки плана и расписания занятий начальник физической подготовки и спорта разрабатывает проект приказа (приказания) о проведении сбора, семинара. В нем указываются срок и место проведения, ответственный за проведение, состав слушателей, назначаются руководители занятий, ответственные за подготовку мест занятий, состав комиссии по приему зачетных испытаний. К приказу прилагаются распорядок дня слушателей сбора, учебный план и расписание занятий, а при большом числе слушателей — их список. Приказ доводится до сведения личного состава воинской части за 3-5 дней до сбора, семинара.

Для проведения сбора, семинара необходимо заблаговременно подготовить помещение для теоретических занятий, места, необходимое оборудование и инвентарь для практических занятий, наглядные пособия (схемы, рисунки, макеты, таблицы) и учебные кинофильмы. Заготавливаются канцелярские принадлежности, размножаются правила соревнований, подготавливаются методическая литература, а также необходимый бланковый материал (протоколы соревнований, ведомости учета выполнения упражнений и требований Военно-спортивного комплекса и др.).

Проведение сбора, семинара начинается с объявления слушателям цели, задач, учебного плана, расписания занятий и распорядка дня сбора. Из числа слушателей назначается старшина сбора.

Теоретические вопросы изучаются на лекциях и групповых занятиях с использованием наглядных пособий.

Лекции должны содержать наиболее сложные вопросы теории и практики физической подготовки, необходимый анализ и обобщения с приведением конкретного фактического материала.

Групповые занятия предназначены для рассмотрения наиболее характерных вопросов практической деятельности спортивного организатора, начальника команды и судьи по спорту. На групповых занятиях целесообразно применять элементы имитационных игр по разрешению отдельных практических ситуаций и действий. Как правило, на практических занятиях отрабатываются документы планирования и учета спортивной работы в подразделениях или в спортивной команде, протоколы спортивных соревнований. Для закрепления знаний и повышения активности занимающихся руководители проводят в конце занятий опрос слушателей по рассмотренной тематике.

Практические вопросы на сборах и семинарах изучаются в процессе инструкторско-методических занятий, цель которых — формирование умений и навыков, необходимых для организации и проведения спортивной работы в подразделениях и спортивных командах.

Основу содержания инструкторско-методических занятий составляют:

для спортивных организаторов — методические приемы и действия по организации и проведению учебно-тренировочных занятий и состязаний с военнослужащими подразделений по упражнениям программы боевой подготовки, Военно-спортивного комплекса и по военно-прикладным видам спорта;

для начальников спортивных команд — методические приемы и действия по организации и проведению учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях и сборных командах по видам спорта, спортивных состязаний на первенство подразделений и воинской части;

для судей по спорту — методические приемы и действия по организации и проведению судейства спортивных состязаний.

Методики проведения инструкторско-методических занятий для подготовки общественного спортивного актива командиров подразделений аналогичны.

В период проведения сборов, семинаров слушатели должны самостоятельно готовиться: изучать руководящие документы и рекомендованную литературу, выполнять письменные задания для предстоящей тренерской и судейской практики, совершенствовать свою практическую подготовленность. В это время можно демонстрировать учебные и спортивные кинофильмы, организовывать консультации слушателей по тематике учебно-методического сбора, семинара.

Подведение итогов сбора, семинара проводит комиссия, назначенная приказом соответствующего командира. Она ставит всем слушателям оценки за знание теории, выполнение практических нормативов, тренерскую и судейскую практику. При этом за теоретические занятия оценки определяются на основании зачетных испытаний, а за практическую подготовленность — на основании оценок, полученных, в процессе занятий.

По итогам сбора, семинара (при необходимости) отдается приказ, в котором указываются:

сроки;

положительные и отрицательные стороны организации и проведения;

отмечаются слушатели, показавшие наиболее высокие знания, умения и навыки;

перечисляются слушатели, закончившие семинар. Военнослужащим, сдавшим зачетные испытания с оценкой не ниже «удовлетворительно», присваивается звание «Спортивный организатор» или «Тренер по спорту».

Слушателям, сдавшим зачеты по правилам состязаний и выполнившим установленные требования по судейству, присваивается звание судьи по спорту и соответствующая судейская категория.

Сбор, семинар заканчивается итоговым собранием, на котором зачитывается приказ командира, даются указания по проведению спортивной работы в подразделениях и воинской части, вручаются свидетельства об окончании сбора, семинара.

Учебно-тренировочные занятия по спорту и состязания являются важным средством повышения квалификации общественного спортивного актива, так как знания, умения и навыки, приобретенные на сборах и семинарах, нуждаются в постоянном закреплении и совершенствовании.

Самостоятельная работа также является неотъемлемой составной частью процесса подготовки спортивных организаторов, начальников команд и судей по спорту. Спортивный комитет воинской части и начальник физической подготовки и спорта обязаны систематически оказывать помощь в их самостоятельной подготовке, организовывать изучение руководящих документов, учебно-методических пособий и другой необходимой литературы, проводить индивидуальные и групповые консультации и инструктажи.

Для организации эффективной подготовки командиров подразделений общественного спортивного актива в воинской части начальник физической подготовки и спорта обязан:

знать уровень теоретической, методической и практической подготовленности командиров подразделений и общественного спортивного актива и своевременно проводить необходимые мероприятия по его повышению;

систематически организовывать и проводить теоретические, инструкторско-методические и показные занятия с офицерами и сержантами — руководителями физической подготовки, оказывать им повседневную помощь в повышении их методического мастерства;

организовывать и проводить учебно-методические сборы и семинары со спортивными организаторами, начальниками команд и судьями по спорту, оказывать им помощь в проведении учебно-тренировочных занятий и состязаний в подразделениях;

своевременно оформлять документацию для присвоения личному составу спортивных званий, судейских категорий и награждения военнослужащих спортивными нагрудными знаками,

изучать, обобщать и распространять передовой опыт подготовки командиров подразделений и общественных кадров.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Перечислите должностных лиц воинской части, отнесенных к руководителям занятий и спортивному активу.

2. Перечислите объем организаторско-методических навыков и умений, необходимых командирам отделений, взвода и роты.

3. Какие задачи решаются в процессе проведения инструкторско-методических занятий?

4. Перечислите основные особенности организации и проведения показных занятий.

ГЛАВА XIII

Наши рекомендации