Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры

В 2000 г. исполнилось 105 лет с того дня, когда в 1895 г. в США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. уо11еу-Ьа11 - «отбивать мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в возду­хе» и др. В 1900 г. волейбол выходит за пределы США и приобре­тает популярность на всех континентах.

В 1947 г. в Париже была учреждена Международная федерация волейбола - Рейегагюп т1егпа1юпа1е с1е Уо11еу-Ъа11 (Р1УВ - ФИВБ), в которую вошли 14 стран. В 1948 г. членом ФИВБ стала Всесоюз­ная секция волейбола. В настоящее время число членов ФИВБ пре­вышает 210. ФИВБ объединяет национальные федерации, содей­ствует развитию волейбола в мире, проводит официальные сорев­нования, совершенствует эту игру. Первым президентом ФИВБ был Поль Либо, в 1984 г. президентом был избран Рубен Акоста.

В 1948-1949 гг. состоялись первые чемпионаты Европы и мира среди женских и мужских команд, волейбол включается в про­грамму Олимпийских игр (1957 г. - мужчины, 1962 г. - женщины). Впервые в рамках Олимпийских игр турнир по волейболу состоял­ся в 1964 г. С 1965 г. для мужских команд и с 1973 г. для женских проводятся соревнования на Кубок мира, с 1990 г. у мужчин вво­дятся Игры Мировой лиги, с 1993 г. - соревнования Гран-при у жен­щин для сильнейших национальных команд. В 1993 г. олимпийским видом спорта признан пляжный волейбол.

Представление о расстановке сил в мировом волейболе дают ре­зультаты крупнейших международных соревнований (табл. 2). Так, о 80-х гг. среди мужчин сильнейшими были национальные сбор-


Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru



Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru



Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru ные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии; среди женщин - команды СССР, Польши, Чехословакии, Японии, Кореи, ГДР, Венгрии. В 80-е и особенно 90-е гг. в число сильнейших выдвигаются у мужчин команды США, Италии, Бразилии, Кубы, Нидерландов; у женщин - США, Кубы, КНР, Перу, Бразилии.

История отечественного волейбола начинается в 1923 г. с проведе­ния матча между командами Высших художественных и театральных мастерских и государственной школы кинематографии. В 1998 г. спортивная общественность отмечала 75-летие отечественного во­лейбола. Волейбол стремительно развивается в Российской Феде­рации и на всей территории СССР. Проводится большое количе­ство соревнований среди взрослых и юных спортсменов. С 1933 г. проводятся первенства СССР, с 1935 г. и Всесоюзные первенства среди школьников. С 1956 г. начинают проводиться Всесоюзные спартакиады, в программу которых включается волейбол.

В 40-е и 50-е гг. отечественные волейболисты выходят на меж­дународную спортивную арену, где достойно представляют нашу страну, о чем можно судить по результатам чемпионатов Европы и мира. Большой вклад в развитие отечественного волейбола вне­сли мужские команды ЦСКА, «Динамо», МАИ (Москва), «Авто­мобилист» (Ленинград), женские команды «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, тренеры А.Чинилин, М.Сунгуров, Г.Ахвледиани, Н.Ми­хеев, О.Чехов, А.Якушев, Ю.Клещев, В.Платонов, Н.Карполь; спортсмены Г.Кундиренко, А.Чудина, Л.Стрельникова, Л.Булда-кова, А.Рыжова, Н.Смолеева, Т.Третьякова, Ю.Чесноков, Н.Фа-сахов, Г.Мондзолевский, Н.Буробин, А.Савин, Ю.Старунский, В. Кондра. Конечно, это далеко не полный перечень команд, тре­неров и спортсменов.

В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта. Уровень игры и правила тесно взаимосвязаны: на определенном этапе развития игры существующие правила начинают сдерживать дальнейшее совершенствование и в них вносятся изменения, откры­вающие новые возможности улучшения техники, тактики, зрелищ­ное™ волейбола, интереса к нему различных категорий населения. Первые правила игры были обнародованы в 1897 г., размер пло­щадки был 7,6 х 15,1 м (25 х 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч представлял собой резиновую камеру в кожаном или матерча­том футляре, окружность его была 63,5-68,5 см (25-27 дюймов), вес 340 г. Количество игроков и касаний мяча не регламентирова­лось, очко засчитывалось только при «своей» подаче. Размер пло­щадки изменялся так: 10,6 х 18,2 м, 9,1 х 18,2 м и с 1925 г. становится 9 х 18 м. Высота сетки изменялась так: 213 см, 228 см, в 1917 г. - 243 см, в 1934 г. для женщин - 224 см. Окружность мяча и вес в 1925 г. были соответственно 66-69 см и 275-285 г. С 1922 г. разрешалось 3 каса­ния мяча. В 1965 г. разрешено блокирующим повторное касание мяча. В 1976 г. разрешено после состоявшегося блокирования еще

3 касания. В 1918 г. определяется количество игроков в команде -шесть. С 1947 г. запрещена игра впятером (только шесть). С этого же года соревнования для мужских команд проводятся из 5 партий, в 1950 г. это разрешено для женщин. В 1890 г. счет в партии уста­навливается в 21 очко, в 1917 г. - 15 очков. В 1949 г. разрешены 3 перерыва (тайм-аута) в одной партии (60 с, с 1957 г. - 30 с), заме­ны игроков (до 1957 г. - 12, с 1957 г. - 4, с 1961 г. - 6). В 1970 г. -разрешено блокирование подачи, в 1984 г. запрещено. В 1988 г. ре­шающая партия играется по системе «тай-брейк» (каждый розыг­рыш мяча - очко, независимо от того, кто подавал). В 1965 г. бло­кирующим разрешен перенос рук в пространство соперника. В 1996 г. разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой.

С 1999 г. первые четыре партии играются по системе «тай-брейк» до 25 очков, 5-я партия по той же системе до 15 очков. Разрешена игра свободного защитника - «либеро». Этот игрок одет в отлич­ную по цвету от команды майку. Либеро заменяет любого игрока на задней линии, эта замена не входит в число разрешенных. Этот игрок не имеет права выполнять нападающий удар по мячу выше верхнего края сетки. Он не может подавать, блокировать.

На рисунке 18 представлено игровое поле для соревнований по волейболу в настоящее время.

Во взаимосвязи с правилами изменялась сама игра. Вначале это было развлечение, приятное времяпрепровождение, но шли годы, и игра превратилась в современный и очень популярный вид спорта. Это можно проследить на примере отечественного волейбола.

По первым правилам 1925 г. игра проводилась на площадке 18 х 9 м для мужских команд и 15 х 7,5 м - для женских; высота сет­ки соответственно 240 и 220 см; состав команды 6 человек; игра из трех партий. Первая подача производилась по сигналу судьи, пос­ледующие после объявления счета игры счетчиком и команды «вни­мание». Счетчик очков был от каждой команды, они сравнивали свои подсчеты, споры разрешал судья. Команды выигрывали очки как со своей, так и с чужой подачи.

В тактическом отношении команды играли довольно однооб­разно: первый пас в зону 3, затем в зону 4, где игрок производил бросок через сетку. В 1928 г. команда дальневосточников впервые применила нападающий удар, появляется блокирование как про­тиводействие нападающему удару. В 1938 г. вводится линия напа­дения, что требовало от игроков хорошо играть как в нападении, так и в защите. После Великой Отечественной войны и до 1968 г. отмечается особо бурный рост в развитии волейбола, проводятся крупнейшие международные соревнования, совершенствуются тех­ника и тактика игры, растет спортивное мастерство волейболис­тов. Отечественный волейбол демонстрирует мировой класс игры.

В настоящее время национальные команды укомплектованы высококлассными игроками. В сборных мужских национальных





                       
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
 
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
      Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

командах нападающие игроки имеют рост, как правило, более 200 см, связующие (пасующие) игроки приближаются к этому уров­ню. Так, в сборной команде России средний рост игроков состав­ляет 201 см, 12 игроков имеют рост 200 см и выше, два игрока -С.Динейкин и А.Казаков - соответственно 216 и 217 см. В сбор­ных женских командах рост нападающих составляет 185-190 см, пасующих - 180-184 см. Игроки с такими данными имеют высо­кий уровень физической и технико-тактической подготовленности. Игроки с меньшими ростовыми данными должны компенсировать это виртуозным технико-тактическим мастерством при атлетичес­кой физической подготовленности.

Таким образом, современный волейбол - олимпийский и про­фессиональный - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это - силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сет­ки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокиро­вании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игро­ков передней и задней линии.

Однако волейбол интересен также тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в раз­ных ипостасях: игра полными составами (6x6), игра неполными со­ставами (5 х 5; 4 х 4; 3 х 3; 2 х 2; 1 х 1), игра на ограниченной площа-

ди, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сет­ку (пионербол), мини-волейбол, лесной волейбол, волейбол на от­крытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол, волейбол на роликах, волейбол без рук (ногейбол, сёпактакроу), теннисбол.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возмож­ности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, вы­носливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств ' и свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессио­нального образования.

Наши рекомендации