Налог за владение собаками

Общая характеристика местного налогообложения

Налоговые поступления, формирующие доходы местных бюджетов (областные, городские, районные, поселковые, сельские) в Республике Беларусь, можно разделить на три группы:

1) налоговые доходы в виде отчислений от республиканских налогов, таких как НДС, налог на прибыль;

2) налоговые доходы в виде республиканских налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами (зачисляемых в местные бюджеты): земельного налога, налога на недвижимость, подоходного налога с физических лиц, налога на игорный бизнес, налога при упрощенной системе налогообложения и др.;

3) налоговые доходы в виде местных налогов и сборов, вводимых местными Советами депутатов.

Налоговым кодексом РБ (раздел 6, главы 29-33) определено, что местные Советы депутатов в пределах предоставленных им полномочий могут вводить обязательные к уплате на соответствующих территориях местные налоги и сборы. В 2016 году установлены следующие местные налоги и сборы: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей. Решениями местных Советов депутатов утверждены инструкции о порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

В последние годы произошло сокращение количества местных налогов и сборов и снижение их роли в формировании доходов местных бюджетов. С 2010 года в целях упрощения налогообложения и снижения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов отменен налог на продажу товаров в розничной торговле (5 % к розничной цене товара), с 2011 года отменены налог на услуги (косвенный налог, который включался в стоимость оказываемых услуг по ставке 5 % и уплачивался из выручки от реализации) и сбор на развитие территорий (взимался в размере 3 % из прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщика).

Местные налоги и сборы являются неотъемлемым звеном региональной экономической политики, хотя их значение в разных странах различно: в США местные налоги служат основным источником доходов местных бюджетов, во Франции все налоги централизованы, в России доля местных налогов невелика, но имеет тенденцию к росту. В Республике Беларусь местные налоги и сборы являются лишь дополнительным источником средств для решения социальных проблем регионов. Доля местных налогов и сборов в местных бюджетах невелика – менее 1 %. В связи с этим возрастает роль республиканских налогов (подоходного налога, НДС, налога на прибыль), направляемых на формирование местных бюджетов. Источниками доходов местных бюджетов Витебской области в 2017 г. являются: подоходный налог, НДС, налог на прибыль, земельный налог и налог на недвижимость, платежи по особым режимам налогообложения, неналоговые доходы (от приватизации, предоставления имущества в аренду и др.).

Представим характеристику основных элементов налогообложения для местных налогов и сборов.

Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели (глава 33 НК РБ). Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставка сбора с заготовителей устанавливается решениями местных Советов депутатов в размере, не превышающем 5 %. Налоговым периодом сбора признается календарный квартал. Плательщики исчисляют сбор ежеквартально и представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Суммы сбора включаются его плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Налог за владение собаками

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица (глава 30 НК). Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше. Налоговая база определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода. Налоговым периодом является календарный квартал.

Ставка налога за владение собаками устанавливается в размере 0,3 базовой величины за налоговый период, а за владение собаками потенциально опасных пород (согласно перечню таких пород) – в размере 1,5 базовой величины за налоговый период.

При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание). Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня имеют право уменьшать (но не более чем в 2 раза) ставки налога за владение собаками.

Курортный сбор

В соответствии с главой 32 НК РБ плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами. Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных организациях, а также в профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах, расположенных на территории Республики Беларусь. Налоговая база сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию, а если путевка не оформляется – исходя из стоимости оказываемых услуг. Ставки сбора не могут превышать 5 %. Налоговый период – календарный квартал. Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям (не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации). Указанные организации перечисляют полученные от плательщиков суммы сбора в местный бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, и не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора (в произвольной форме).

Наши рекомендации