Требования к результатам обучения и освоения содержания. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО» МО учителей физической культуры Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ / / | «ПРИНЯТО» Педагогический совет Образовательного учреждения Протокол № __ от____.___________.20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ Приказ № __ от___ __________20….г. |
Рабочая программа учебного курса
по Физической культуре
Для 5а, б, в класса
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
Учитель-составитель: Тонкопрядченко Наталья Олеговна, высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2016 - 2017 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общая характеристика программы курса---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
2. Требования к результатам обучения и освоения содержания --------------------------------------------------------------------------- 7
3. Условия реализации курса --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8
- Формы и методы контроля достижения планируемых результатов ------------------------------------------------------------------- 9
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся------------------------------------------------------------------------------------------10
Календарно-тематическое планирование ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Общая характеристика программы курса.
Рабочий план разработан на основе:
· Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В .И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.:Просвещение,2013).
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 NИК-1494/19 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» о введении в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов третьего часа физической культуры.
· Приложения к Письму Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г.NИК-1494/19 «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
Для прохождение программы в учебном процессе используются следующие учебники:
Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова , И.М. Туревский ; под общ. Ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение,2013
Цель рабочей программы школьного физического воспитания- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культура для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачифизического воспитания учащихся:
- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закрепления навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитания ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
-на обучение основам базовых видов двигательных действий;
-на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым спорта в свободное время;
Особенностью образовательной программы является то что система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределение.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части- базовою и вариативную. Базовая часть выполняется обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательной программой и построено на основе «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, учитывались:
1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.
1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.
1.3. Основные направления развития физической культуры:
1.3.1. Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости: воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
1.3.2. Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.
1.3.3. Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования: овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончание раздела, так и по мере усвоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Срок реализации программы – 1 год.
Периодичность уроков физической культуры – 3 ч в неделю (всего 102 часа).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5 класса)
Требования к результатам обучения и освоения содержания.
Учащийся должен знать:
1. Естественные основы:Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
2. Социально-психологические основы:Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий, гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями , обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физических упражнений, контролем за функциональным состоянием организма.
3. Культурно- исторические основы:Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
4. Приемы закаливания:Воздушные ванны (теплые, безразличные , прохладные, холодные, очень холодные); Солнечные ванны (правила, дозировка).
Спортивные игры.
Волейбол:Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол: Терминология избранной игры, правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
6. Гимнастика с элементами акробатики:Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
7. Легкоатлетические упражнения:Терминология легкой атлетики. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Помощь в судействе.
8. Лыжная подготовка:Правила и организация проведения занятийи соревнований по лыжам, техника безопасности при проведении занятий и соревнований.
Учащийся должен уметь:
1. В разделе легкая атлетика:бег на результат 60 м. бег в равномерном темпе до 15 минут. Бег 1500 метров, прыгать в длину 7-9 шагов разбега, метать теннисный мяч с места и на дальность с 4-5 бросковых шагов, бросок и ловля набивного мяча, выполнять всевозможные прыжки и многоскоки, легкоатлетические упражнения.
2. В разделе гимнастика: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения в парах с предметами, освоение и усовершенствование висов и упоров, освоение опорных прыжков, освоение акробатических упражнений, лазание по канату, прыжки со скакалкой.
3. В разделе спортивные игры: выполнять стоики и перемещения, повороты, остановки, ускорения, ловить и передавать мяч, вести мяч, броски, передачи, подачи, уметь играть по упрощенным правилам.
Условия реализации курса.
· Ресурсное обеспечение программы (УМК):
Основная учебная литература:«Физическая культура» 5-7 кл., Виленский М.Я., М., «Просвещение» 2013г.
Дополнительная учебная литература:
Литератур для учителя:«Поурочные разработки по физкультуре» 5-9кл., Ковалько В.И., М., «ВАКО», 2007г,; “Энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия», DVD, М., 2002г.; «Поурочные разработки по физкультуре» 5-9кл., Ковалько В.И., М., «ВАКО», 20013г.; «Поурочные
разработки по физкультуре» 10-11кл., Ковалько В.И., М., «ВАКО», 20013г.; «Настольная книга для учителя. Физическая культура», Мишин Б.И., М., АСТ, 2003г.
Литература для обучающихся: «Физическая культура» 5-7 кл., Виленский М.Я., М., «Просвещение» 2013г.
· Использование оборудования и инвентаря: гимнастические скамейки; перекладины гимнастические пристеночные; стенка гимнастическая; щиты баскетбольные; мячи набивные, малые теннисные, мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные ,резиновые; гимнастические палки, скакалки, кубики, стойки, кегли; маты гимнастические; коврики гимнастические;
обручи пластиковые; рулетка измерительная; сетка волейбольная; аптечка.
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов.
- Формами промежуточной аттестации является сдача нормативов устные ответы по данной теме, творческие работы, сообщения.
- Диагностика усвоения учебного курса:
Физические способности | Контрольное упражнение | У р | о в | е н | ь | ||||
Воз-раст | Кл. | мальчики | девочки | ||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
Скоростные | Бег 60 метров | 11,4 | 10,8 | 10,2 | 11,6 | 10,9 | 10,4 | ||
Координационные | Челночный бег 3х10 м. с | 9,7 | 9,1 | 8,5 | 10,1 | 9,5 | 8,9 | ||
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, м | ||||||||
Выносливость | Кросс, мин, с 1500 м | 10,00 | 9,30 | 8,50 | 10,30 | 9,40 | 9,00 | ||
Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя, см | ||||||||
Силовые | Подтягивание, раз | ||||||||
Скоростно- силовая выносливость | Прыжки со скакалкой за 1 мин, раз | ||||||||
Метание мяча150 гр., м |
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Календарно-тематическое планирование