ЕЛИСЕЕВ — ОРГАНИЗАТОР, ПЕДАГОГ И ТРЕНЕР

С 1927 года Елисеев занимал должность тренера в Томском медицинском институте. Сергей Иванович готовил не только хороших атлетов, которые с большим успехом выступали на краевых соревнованиях, россий- ских чемпионатах, йо и продолжал тренироваться сам: и после пятидесяти лет он состоял членом сборной Томской области по перетягиванию каната.
Сейчас, пожалуй, только спортивные-специалисты старшего поколения знают, что перетягивание каната было некогда олимпийским видом спорта.
Томский горисполком выделил в распоряжение тяжелоатлетического кружка Елисеева две комнаты на втором этаже дома номер 6, на набережной Ушайки. По тем временам это была невиданная роскошь. В газете «Красное знамя» было опубликовано объявление о наборе в школу, и к дому на берегу Ушайки началось паломничество. Желающих оказалось столько, что Елисееву пришлось проводить строгий отбор.

Вот как описывает это один из первых учеников Елисеева Н. И. Марков, ныне сотрудник Томского государственного университета:
«В кружок гиревиков я попал после строгого отбора, который проводил сам Сергей Иванович. Тренировался я в rpyrfne 15-17-летних ребят,. Мы занимались гантелями, гирями, штангой, борьбой. Сам Сергей Иванович бороться не любил, но приемы французской, ныне классической, борьбы знал хорошо и охотно показывал. Мы к тому же знали, что в молодости он боролся с самим Иваном Поддубным.

Был Сергей Иванович уже не молод. Почти седой, короткая прическа, щеточки усов торчат кверху, подтянут, всегда чисто побрит о себе почти ничего не рассказывал, иногда вспоминал других силачей из своих знакомых по выступлениям на соревнованиях или по работе в цирке. Сам со штангой и гирями мог делать все. Двухпудовиками играл шутя.

Был очень силен. Фигура вся состояла из мышц. Сам не пил и не курил и настоятельно убеждал делать то, же самое своих воспитанников. К делу относился серьезно.
Работу городской секции тяжелой атлетики Елисеев строил с перспективой. Подбирая рподне; оформившихся, физически сильных парней, он вместе с тем привлекал и юношей, в которых только угадывались задатки. На занятиях он не форсировал специальную подготовку, а уделял главное внимание общефизической, при этом применял многое из личного опыта самобытной тренировки.
И он не ошибся в своих чаяниях и надеждах.- Из елисеевской школы вышли выдающиеся атлеты, прославившие тяжелоатлетический спорт Сибири.
Постепенно школа Елисеева набирала силу, рос и ее авторитет. В областной и центральной печати появлялись публикации об опыте ее работы.
В канун краевого праздника физической культуры областная газета «Красное знамя» писала (13 января 1928 г.):
«В конце прошлого года в Томске организовалась общегородская секция тяжелой атлетики, насчитывающая в своих рядах свыше 80 молодых атлетов, работающих в группах борцов и гиревиков. Приобретен необходимый инвентарь: гантели, гири, штанги, борцовские ковры. Занятия проводятся три раза в неделю и, несмотря на сравнительно короткий срок, уже есть определенные достижения. Инструктор секции, известный в спортивном мире С. И. Елисеев, имеющий 35-летний опыт, отдает все силы и старание на правильную, .всестороннюю' подготовку молодых тяжелоатлетов к предстоящим соревнованиям».
В 1934 году С. И. Елисеев перешел работать в Томский индустриальный институт на должность заведующего спортивной базой и тренера секции тяжелой атлетики. В этом институте были хорошие условия для тренерской деятельности. Отдельный тяжелоатлетический зал, большой выбор снарядов и оборудования.
«Работая с ним в одном коллективе, — вспоминает Д. В. Маровецкий, — убедился, что это был хороший, добросовестный, до педантичности аккуратный сотрудник кафедры физического воспитания. Своевременный ремонт, учет спортивного инвентаря и оборудования были поставлены образцово.
В практике лаборантской деятельности Сергея Ивановича случалось, что чрезмерная сила, сохранившаяся у него, приводила к неожиданным курьезам.

Однажды в спортивном зале занимались девушки институтской сборной по спортивной гимнастике. В отсутствие тренера . они попросили Сергея Ивановича потуже завернуть винты-держатели разновысоких брусьев. И тут произошел явный конфуз.
Не рассчитав силы, лаборант применил более чем нужное усилие и сорвал резьбу. Подобный случай произошел и с зажимной муфтой турника. После этого Сергей Иванович больше не стал оказывать услуг занимающимся в гимнастическом зале. - В марте 1936 года в Новосибирске проводились учебно-тренировочные сборы тренеров Сибири по тяжелой атлетике. От Томска на эти сборы были командированы Сергей Иванович и один из его лучших учеников, неоднократный чемпион Сибири Ф. Я. Карташев. К концу сборов я прибыл в Новосибирск для участия в соревнованиях, посвященных краевой партийной конференции.
Утром пошел посмотреть, как проходят сборы, и встретился там с Елисеевым. Занятия проводил опытный московский тренер по классической борьбе. На занятиях он давал довольно сложные упражнения с большой нагрузкой, включая! упражнения на гимнастических снарядах и классическую борьбу.
, , Сергей Иванович показал себя на этих сборах с наилучшей стороны. Все, даже незнакомые ему гимнастические упражнения выполнял отлично, за исключением прыжка «ноги врозь» через гимнастического коня. Узнав, в какой гостинице и в каком номере он живет, я добился, чтобы меня поместили вместе с ним в один номер. Здесь мне предоставилась возможность иметь ежедневные беседы и наблюдать его исключительную аккуратность. Каждый вечер перед сном он приводил в порядок свою повседневную и спортивную одежду, проглаживал горячим утюгом. Расчесывал усы, фиксатуарил их и- надевал чесучевую повязку, чтобы не помялись во время сна.

У себя дома Сергей Иванович был таким же аккуратистом. На квартире у него был целый набор гантелей и гирь разных весов, штанга. Одним из увлечений Елисеева была дрессировка собачек. Это увлечение появилось у него в результате большой, долголетней дружбы со знаменитым русским дрессировщиком Дуровым. Имелись у него и соответствующие предметы для дрессировки - тумбочки, мячи, переходные лестнички и пр. Как-то в одном из номеров газеты «Советский спорт» была опубликована статья о Елисееве. В ней говорилось, что, дескать, был такой богатырь в Уфе, чемпион мира по поднятию тяжестей. Далее излагался такой «факт», что, когда он выезжал в Петербург, то, не доверяя петербургским продуктам, брал с собой бочонок масла, сметаны и пр. Прочитав заметку, Елисеев от души посмеялся и промолвил: - Выходит, меня и в живых нет? Что касается продуктов, то он сказал, что это досужий вымысел. Брал с собой лишь необходимые продукты на дорогу,от Уфы до Петербурга.
Между прочим, Сергей Иванович был неплохим кулинаром. Бывая у него дома в Томске, я нередко наблюдал, как сноровисто и умело орудовал он на кухне, готовя обед или ужин. Это качество было им унаследовано от отца - профессионального повара. Довелось мне познакомиться и с его богатой коллекцией призов, медалей, дипломов и разного рода сувениров. Среди них он особенно ценил часы в чугунной оправе - изделие

ЕЛИСЕЕВ - ОРГАНИЗАТОР, ПЕДАГОГ И ТРЕНЕР(продолжение)

каслинского завода. На вопрос о происхождении этого приза он, предельно скромный человек, не стал распространяться о его довольно любопытной истории, а улыбнувшись ответил:

- Это мне мои земляки подарили. Устроил я как-то в уфимском цирке небольшой переполох борцам-профессионалам. Вот и осталась память.)
Однажды решил Сергей Иванович испытать свои возможности в отрыве большого груза от пола. Трюк состоял в том, что чугунную литую призму с ручками нужно было оторвать от пола и некоторое время подержать на весу. Отрыв фиксировался подставкой под нее стальных шашек.

Судьей-фиксатором был не кто иной как Георг Гаккеншмидт. Как потом рассказывал Сергей Иванович, во время отрыва этого колоссального груза весом более 500 килограммов он испытывал такое неимоверное напряжение, что даже не мог уловить момент отрыва призмы от помоста. Только после восторженных аплодисментов зрителей он понял, что мировой рекорд в отрыве такого веса, составлявший 450 килограммов, им побит. Тут-то и произошла травма-надрыв связок правого плеча, которая потребовала длительного лечения и оставила память на всю. жизнь».

Интересными воспоминаниями о Елисееве поделился томич В. С. Пуронен. Историк по образованию, спортивный работник по профессии, он далеко еще не ветеран. Большой поклонник тяжелой атлетики, он длительное время собирает материалы о богатырях Росии, в том числе н о нашем земляке Сергее Ивановиче Елисееве. Его публикации в томской областной газете, очерки и зарисовки в журналах «Сибирские огни» и «Уральский следопыт» содержат немало интересного о сильных людях России.

«На рубеже XIX и XX веков, - пишет он,- в России и во многих странах Европы наблюдалось всеобщее увлечение тяжелой атлетикой, в том числе всевозможными трюками, аттракционами. Их блестящими исполнителями были выдающиеся атлеты того времени Сергей Елисеев, Георг Гаккеншмидт, Иваны - Заикин и Шемякин, Якуба Чеховской, эстонский силач Г. Лурих и многие другие атлеты. Они мерили силу кто как мог, придумывали разнЬобразные силовые приемы вроде гнутья железных прутьев и балок, удержание на груди платформы с полным составом духового оркестра, пианино с играющим тапером и танцовщицей, переноски лошадей. Они рвали перед зрителями цепи, шутя ломали подковы, плели узоры из толстой провЪлоки, дробили камни кз^лаком, рвали колоды карт и пр. Неоднократный рекордсмен мира уфимский атлет Елисеев брал, например, в правую руку гирю весом 61 килограмм, поднимал вверх, затем медленно опускал в сторону и несколько секунд удерживал в зтом положении. Три раза подряд он вырывал одной рукой две несвязанные двухпудовые гири. Имел и много други)с выдающихся - фирменных елисеевских - трюков, которые не поддавались никому из атлетов того времени.

Надо отдать должное Сергею Ивановичу. Не в пример своим современникам, составлявшим Элиту Тяжелой атлетики, он не стремился к эффекту и зрелищности своих выступлений, а подавал их в чисто спортивном виде. Именно это дало ему возможность установить ряд мировых рекордов в упражнениях с раздельным весом. Вот некоторые из них: жим двух гирь двумя руками - 119 кг, толчок двух гирь-132 кг, выбрасывание двух гирь - 112 кг.

Примечательно то, что установленные им рекордные нормативы оказались не под силу никому в течение 12 лет, жим двумя руками - около 20 лет. 40 лет потребовалось, чтобы побить рекорд Елисеева в толчке- 160 кг».

Предвижу возражения, что в наше время рекорды не столь долговечны. Дескать, в начале века тяжелой атлетикой занимались десятки одаренных природой людей, в то время как сейчас этот вид спорта стал подлинно массовым. Обострилась конкуренция среди часто появляющихся одаренных молодых атлетов, участились соревнования в стране и за рубежом.

Доводы эти, безусловно, основательны, но не следует забывать, что и условия для тренировки и установления рекордов не те, что существовали при жизни Елисеева. Не было и науки о спорте, благодаря которой стали возможны подлинно феноменальные рекорды, опровергшие все прогнозы о возможностях человеческого организма.

Елисеев же до своих выдающихся для того времени рекордов шел самобытным путем, без тренеров, без науки, без первоклассного инвентаря и оборудования, специализированных залов с восстанбвительными центрами. И то, что он применил для тренировки свинцовые подошвы и пояс (ныне это обязательный атрибут спортсменов) лишний раз подтверждает, что в лице Елисеева мы видим не только замечательного ' спортсмена, но и не менее одаренного тренера.

Нередко задают вопрос: как расценить достижения Елисеева но нынешним меркам? Установленные им рекорды дали бы ему право лишь на звание кандидата в мастера спорта СССР в полутяжелой весовой категории.
Не слишком много? Как сказать!
В 1902 году был опубликован список мировых рекордов по 34 силовым упражнениям. Из них десять принадлежали Елисееву. И держались они длительное время.
Можно лишь сожалеть, что его спортивная жизнь была очень короткой. В качестве профессионала он выступал только шесть лет. Очень немного. Поддубный, например, выходил на манеж почти 45 лет, Г. Новак - около 30, К- Буль - почти 20 лет, И. Заикин - около 40, И. Шемякин - более 30.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ

До появления выдающегося атлета современности Василия Алексеева, установившего 79 мировых рекордов, а затем его достойных преемников — Султана Рахманова и Юрика Варданяна, история тяжелой атлетики не знала аналога, подобного Елисееву по потенциальным возможностям человеческого организма. Казалось, что рост результатов в пору расцвета выдающегося дарования этого атлета безграничен.

Как реагирует организм на такие колоссальные нагрузки? Какие при этом происходят в нем процессы? Как они влияют на нормальную жизнедеятельность организма?

Первым из сибирских ученых, кто задался целью ответить на поставленные вопросы, был доцент кафедры физвоспитания Новосибирского медицинского института В. С. Баранов. Незаурядный спортсмен - в прошлом один из лучших лыжников-гонщиков Сибири, близкий друг и ученик Елисеева, он еще в начале тридцатых годов начал углубленные исследования в области спорта.

Главным направле,нием этих исследований было изучение влияния больших физических нагрузок на нормальную жизнедеятельность организма и допустимого предела в достижении высоких спортивных результатов. Вместе с другими молодыми учеными института он избрал одним из объектов своих исследований Елисеева.

В апреле 1969 года В. С. Баранов выступил с докладом на межвузовской конференции преподавателей физвоспитания, специалистов и научных работников сйорта и спортивной медицины. Тема называлась «Из опыта изучения влияния тяжелоатлетического спорта на организм бывшего рекордсмена России и мира Сергея Ивановича Елисеева».

«Мы имели возможность вести врачебное наблюдение за С. И. Елисеевым с 1932 по 1938 годы, т. е., когда ему было 56—62 года,— говорилось в докладе. — Данные проведенных нами исследований показывают, что в возрас- те 56 лет он имел средний рост, довольно высокий вес тела за счет обезжиренной массы (активных тканей), большую окружность грудной клетки и диафрагмы, ее хорошую подвижность, высокую для такого возраста жизненную емкость легких и очень большую мышечную силу.

Жалоб на общее самочувствие он не предъявлял, общую работоспособность оценивал как вполне удовлетворительную, имел хороший, крепкий сон, нормальный аппетит. С. И. Елисеев как в возрасте 56, так и 62 лет являлся практически здоровым человеком с крепким физическим развитием, со слабо выраженными возрастными изменениями, с очень высокой функциональной способностью организма. И в эти годы он продолжал заниматься тяжелоатлетическим спортом с гигиенической целью.

Проводя на протяжении 7 лет систематические, углубленные врачебные обследования С. Елисеева, мы не могли в этот срок выявить каких-либо признаков, указывающих на ухудшение специальной работоспособности. Доказательством тому, какую силу сохранил Елисеев в пожилом возрасте, может служить и его коронное упражнение, которое он свободно проделывал и в возрасте 60 лет. Две гири по 41 килограмму каждая, он выжимал на прямые руки вверх, а затем из этого положения разводил руки в стороны, удерживая некоторое время в этом положении, после чего сводил их впереди и опускал вниз.

Обобщая данные врачебного наблюдения за С. И. Елисеевым, мы пришли к следующие! выводам:

1. Высокие физические и морально-волевые качества и навыки были выработаны и приобретены им в процессе длительных многообразных занятий тяжелоатлетическим спортом, а неизменно прекрасное состояние здоровья явилось следствием разухмного, гигиенического образа жизни, который он вел. Именно сочетание этих факторов привело его к исключительно высоким результатам и обеспечило успех его выступлений.

2. Наши наблюдения показывают положительное влияние на организм многолетних разумных занятий с тяжестями и определяют роль систематической физической тренировки в профилактике возрастных, атеросклеротиче-ских изменений.

3. Результаты динамического медицинского обследования показали, что у С. И. Елисеева, достигшего пожилого возраста, не были выявлены какие-либо признаки неблагоприятного воздействия тяжелоатлетического спорта, а наоборот, правильный режим и систематическая тренировка в этом виде спорта помогли ему сохранить хорошее здоровье, высокую работоспособность и спортивное долголетие».

* * *

Умер Сергей Иванович Елисеев в 1939 году.

Наши рекомендации