Роблема физической подготовленности студентов
Основной формой процесса физического воспитания являются учебные занятия, которые проводятся в технических вузах в основном до третьего, а в некоторых вузах до второго курса. Такие занятия, обеспечивающие не более 20-25% необходимой двигательной активности студентов, не в состоянии решить задачи укрепления здоровья и освоения двигательных навыков. Поэтому необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий, внедрять в процесс физического воспитания специализации с новыми видами спорта, способные решать поставленные задачи.
Адаптация студентов, поступающих на первый курс высшего учебного заведения, к новым для них условиям учебно-трудовой деятельности в значительной мере определяется физическим состоянием к моменту поступления. Из общего числа абитуриентов многие имеют различные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовленность.
Ежегодно увеличивается число студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ЛФК и освобождённых от практических занятий. Анализ медицинских осмотров студентов первого и второго курсов показал наличие у них нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также, в большинстве случаев слабую физическую подготовленность.
У старшекурсников прекративших обязательные занятия по физическому воспитанию и не занимающихся самостоятельно, отчётливо проявляется снижение физической работоспособности, что объясняется гиподинамией. Наряду с этим студенты, как правило, не достаточное время пребывают на свежем воздухе. Активный двигательный режим является эффективным средством устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, высокой умственной и физической работоспособности. Наиболее высокий среднесуточный объём двигательной активности наблюдается у студентов в те дни, когда проводятся учебные занятия по физическому воспитанию или спортивные тренировки. Величина прироста двигательной активности зависит от моторной плотности, характера занятий, условий их проведения. В период сдачи экзаменов у подавляющего большинства студентов наблюдается низкий уровень двигательной активности. Значительное снижение уровня двигательной активности в экзаменационные периоды определённо сказывается на общем состоянии здоровья студентов, их физической и умственной работоспособности. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях.
Не маловажное значение имеет и заинтересованность студентов на занятиях, для выявления этого существуют всевозможные варианты опросов и анкеты. Недостаток учебных занятий по физическому воспитанию должен компенсироваться дополнительными внеучебными формами двигательной активности.
В настоящее время широкое распространение получили массовые оздоровительные, физкультурные, спортивные мероприятия и праздники, проводимые в свободное от учёбы время – в выходные дни, во время каникул, в оздоровительно-спортивных лагерях, на учебных практиках, самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом, занятия в спортивных секциях. Большое значение в повышении двигательной активности студентов имеют занятия оздоровительным бегом, ритмической гимнастикой, футболом, единоборствами, утренней гимнастикой.
Таким образом, активный двигательный режим студентов должен быть расширен за счёт применения во время занятий наиболее интересных, доступных и эффективных физических упражнений. Такими упражнениями могут стать движения, разработанные в таэквон-до.
Иллюстрация 1. Корейские иероглифы.