Методические рекомендации по решению задач и выполнению письменной контрольной работы
Изучение курса уголовного права предполагает не только усвоение принципов, общих положений и отдельных норм уголовного закона, но и выработку у студентов умений использовать эти нормы при оценке деяний конкретных лиц.
Формирование практических навыков по применению уголовного законодательства невозможно без освоения студентами методики анализа общественно опасных поступков отдельных лиц, их оценки. Наиболее эффективно такое освоение осуществляется в процессе решения задач.
Учебным планом дисциплины «Уголовное право» предусматривается выполнение двух контрольных работ: по Общей части и Особенной части.
Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права, навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.
В решениях должны быть даны четкие ответы на поставленные вопросы. Ответы необходимо излагать развернуто, подкрепляя анализом фактических обстоятельств дела, приведенных в условиях задач, ссылками на конкретные статьи УК РФ и другие нормативные акты, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, положения теории уголовного права.
Приступая к решению задач Общей части УК РФ, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием задачи и поставленными вопросами. Затем изучить рекомендуемую учебную литературу, статьи уголовного закона и другие нормативные правовые акты и лишь потом переходить к решению задачи.
При решении задач студенту следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Отыскать статью УК, в соответствии с которой квалифицируется определенное деяние - с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам.
2. Установить вид выраженного в статье состава или составов преступлений по структуре, конструкции, степени тяжести (простой - сложный, материальный - формальный, основной, квалифицированный, особо квалифицированный). При характеристике альтернативного состава проанализировать только те элементы, которые усматриваются в данном случае. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам.
3. Определить соответствующую категорию преступления, описанных в статье деяний.
4. Дать юридический анализ состава преступления, а именно:
- объектов: родового, видового, непосредственного – обязательного и дополнительного (если он есть), предмета преступления и потерпевшего (если они выступают обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления);
- объективной стороны состава или составов преступления: формы и вида совершенного деяния (действия/бездействия), законодательной конструкции состава преступления, момента окончания преступления, характера общественно опасного последствия и причинной связи между наступившим последствием и совершенным деянием, а также времени, места, обстановки, способа, орудия, средства совершения преступления (если они имеют значение для квалификации деяния как преступления);
- субъективной стороны состава или составов преступления: формы и вида вины лица, совершившего преступное деяние, раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины в данном преступлении; а также цели, мотива совершения преступления, особого эмоционального состояния (состояния аффекта) при его совершении (если они имеют значение для квалификации деяния как преступления);
- субъекта преступления: определить вид субъекта – общий или специальный; указать общие признаки – возраст, вменяемость. Если субъект специальный, раскрыть его содержание.
4. Установить и описать смягчающие, отягчающие, особо отягчающие признакипри наличии таковых (в привилегированных, квалифицированных, особо квалифицированных составах преступления).
5. Определить стадию совершенного преступления: приготовление к преступлению; покушение на преступление, оконченное преступление.
6. Определить, совершено ли преступление одним лицом или в соучастии с другими лицами, для чего определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).
7. Исключить наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния: малозначительность деяния; недостижение субъектом возраста уголовной ответственности; невменяемость лица, совершившего общественно опасное деяние; добровольный отказ от преступления; необходимую оборону; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайнюю необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.
8. Отграничить данный состав преступления от состава административного или иного (не уголовного) правонарушения.
9. Исключить наличие оснований освобождения от уголовной ответственности в связи с: деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; истечением сроков давности; амнистией; погашением или снятием судимости.
10. Определить: квалифицируется ли данное преступление по совокупности с другими статьями УК, предусматривающими ответственность за иные преступления.
Студенты, фамилии которых начинаются с букв
от «А» до «Д» включительно, выполняют вариант № 1;
от «Е» до «И» - вариант № 2;
от «К» до «Н» - вариант № 3;
от «О» до «Т» - вариант № 4;
от «У» до «Ч» - вариант № 5;
от «Ш» до «Я» - вариант № 6.