В конце слова в середине слова в начале слова

13. Печатание под диктовку слов (по следам анализа): туча, чашка, чудо, дача, удача, чулок. Правописание ча, чу.

14. Счет 1<->10(слова на звук Ч выборочно).

15. Иллюстрация к одной из скороговорок.

Занятие 103

1. Звук Ч (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

чта-что-чту-чты ачт-очт-учт-

что-чту-чты-чта очт-учт-ычт

чту-чты-чта-что учт-ычт-ачт

чты-чта-что-чту ычт-ачт-очт

тча-тчо-тчу-тчи

тчо-тчу-тчи-тча

тчу-тчи-тча-тчо

тчи-тча-тчо-тчу

(то же со слогами чна, чма, атч-отч-утч отч-утч-итч утч-итч-атч итч-атч-отч ычт -ачт -очт –учт -итч -атч -отч –утч чла).

3. Слова

почта

мачта

мечта

почтальон

почтовый

почтарь

почтение

почтительный

чтение

почва

потчевать

чукча

отличник

отличный

4. Лексико-грамматические упражнения

а) родственные слова:

почта — чтение—

б) счет 1<-»10 (почтальон, отличник, отличница);

в) спряжение в настоящем времени

потчевать отличным печеньем

вручать почтовые карточки

хотеть учиться отлично;

г) словообразование существительных (лиц по их занятиям)

учит — учитель читает — читатель

летает — летчик переводит — переводчик

трубит— трубач переплетает— переплетчик

работает в буфете— буфетчик ходит в разведку — разведчик работает на пасеке— пасечник стреляет из пулемета— пулеметчик

д) составление предложений с образованными словами.

5. Повторение скороговорок на звук Ч (см. занятия 99-102).

6. Стихотворение-шутка "Барсучата"Т. Белозерова

Барсучиха-бабушка испекла оладышки,

Угостила трех внучат — трех драчливых барсучат.

А внучата не наелись — с ревом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат ждут добавки и молчат?

а) заучивание; б) выделение слов со звуком Ч; в) родственные слова барсук—;

г) договаривание сложноподчиненных предложений

Барсучиха-бабушка испекла оладышков, чтобы...

Внучата-барсучата стучат блюдцами, потому что...

Барсучиха-бабушка испекла оладышков, потому что...

Барсучиха-бабушка угостила оладышками барсучат, потому что...

Барсучата ждут добавки, потому что...

Барсучата стучат блюдцами, чтобы...

7. Припоминание слов со звуком Ч — игры "Телеграф", "Телефон".

8. Аппликация или рисунок "Барсук"

Занятие 104

1. Звучи Ч — С (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Ч, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука С, слогов, слов, скороговорок

4. Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот"

а) слоги ся-ся-ся — ча-ча-ча ач-ач-ач — ась-асъ-асъ

се-се-се — оч-оч-оч —

сю-сю-сю— уч-уч-уч —

си-си-си — ич-ич-ич —

се-се-се — еч-еч-еч —

б) слова оси — очи

посинитъ — соси — носи —

5. Воспроизведение слоговых рядов

ся-ся-ча ча-ча-ся асъ-ась-ач ач-ач-ась

ся-ча-ча ча-ся-ся асъ-ач-ач ач-ась-ась

ся-ча-ся ча-ся-ча ась-ач-ась ач-ась-ач

6. Классификация картинок

а) на оба звука в одном слове;

б) на звук Ч;

в) на звук С;

(почтальон, васильки, свечи, тысяча, косички, черепаха, бабочка, листья, сверчок, одуванчик, гусята, свисток, письмо, спички, пасечник, Снегурочка, лисята, удочка, лисички, перчатка, косичка).

7. Игра "Запомни, повтори"(см.п. 6 а).

8. Заучивание скороговорок

Подогрела чайка чайник,

Пригласила десять чаек.

Прилетели все на чай

Сколько чаек, отвечай.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу: —

Ох,доска кончается —

Сейчас я упаду.

9. Выделение из этих скороговорок слов на Ч, С.

10. Иллюстрация к одной из скороговорок.

11. "Отгадай слово"

ее. , ме, кара.., ера., гус..,ры.., мя., но.., до.., пе. , .емь, .ем, .ода, .удо, .еять,. айка, .еснок, .удеса, .емечки, мто, .исто, мрень, .асики.

12. Печатание по следам анализа: свеча, тысяча, свечу, тысячу. Правописание ча, чу.

Занятие 105

1. Звук Ч — Т' (попеременное произнесение).

2. Припоминание слов, картинок на Т'.

3. Припоминание слов, картинок на Ч.

4. Упражнение в дифференциации

а) различение на слух в слогах;

б) различение на слух в словах;

в) упражнение с картинками — игра "Четвертый лишний"

тень, пять, костюм, тачка — тачка

одуванчик, тюльпан, утюг, сеть — одуванчик

грач, утята, бочка, бабочка — утята

ручка, кисточка, телефон, чашка — телефон

г) воспроизведение слоговых рядов

тя-тя-ча ча-ча-тя атъ-атъ-ач ач-ач-ать

тя-ча-ча ча-тя-тя атъ-ач-ач ач-атъ-атъ

тя-ча-тя ча-тя-ча ать-ач-ать ач-атъ-ач

д) игра "Наоборот"

ча— тя

чу —

чи —

че—

чё—

ич—

ач —

еч —

уч—

мять— мяч

бить —

телка —

петь—

Петька —

тявкать—

сеть—

ткать —

тесать

5. Повторение загадки "Пять мальчиков, пять чуланчиков",выделение из нее слов на Ч, затем на 1"

6. Упражнение на развитие внимания и памяти с картинками на ЧиГ "Что изменилось?", "Отгадай указанную картинку".

7. Спряжение в настоящем времени: хотеть выучить наизусть несколько стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

8. Договаривание сложноподчиненных предложений

Чтобы научиться читать, надо ...

Чтобы отлично учиться, надо ...

Надо быть усидчивым и внимательным, чтобы ...

Надо знать буквы, чтобы ...

Петя отлично учится, потому что ...

Дети любят читать русские народные сказки, потому что ...

Катя и Витя любят читать стихи Федора Ивановича Тютчева, потому что ...

Чтобы научиться играть в мяч, надо ...

9. Чтение слов по карточкам: а) сначала на Т"; б) затем на Ч.

Занятие 106

1. Звук Щ (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ащ-ащ-ащ— плащ ощ-ощ-ощ— хвощ, овощ, помощь ещ-ещ-ещ— вещь, лещ ящ-ящ-ящ— хрящ ющ-ющ-ющ— плющ

3. Слоговые ряды

ащ-ощ-ущ-ищ ощ-ущ-ищ-ащ

4. Слова

ущ-ищ-ащ-ощ ищ-ащ-ощ-ущ

борщ клещ прыщ мощь

хищный хищник товарищ помощник

мощный овощной вездесущ сведущ

5. Скороговорка

Ащ-ащ-ащ— у Тани новый плащ,

ещ-ещ-ещ— в реке плывет лещ,

ощ-ощ-ощ— у нас вкусный борщ,

ющ-ющ-ющ— на стенке вьется плющ.

6. Игра "Запомни, повтори"(см. п.п. 2, 4).

7. Подбор предметов по признакам

хищный хищная хищное

мощный мощная мощное

овощной овощная овощное

8. Составление предложений со словами (см. п.п. 2, 4).

9. Печатание буквы Щ, слогов ащ, ощ, ущ, ыщ, ищ, ещ, ящ;

слов плащ, лещ, борщ, помощь, овощ, вещь.

10. Аппликация "Плющ".

Занятия 107-109

1. Звук Щ (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ща-ща-ща— щавель, роща, пищать

щи-щи-щи— щит, ищи

щу-щу-щу— щука, щупалъцы

щё-щё-щё— щётка, щёки, ещё, щёлкать

ще-ще-ще— щель, щепка, щенок, щебечет.

3. Слоговые ряды

ща-що-щу-щи що-щу-щи-ща щу-щи-ща-що щи-ща-що-щу

4. Слова

площадь

роща

ущелье

пещера

ящерица

щеколда

площадка

щипцы

клещи

ящик

пищать

трещать

угощать

угощение

возвращаться

восхищаться

прощать

прощение

вращение

сварщик

восхищение

защитник

факельщик

трещина

гонщик

пища

щупалъцы

прищепка

5. Счет 1о10(см. п.п. 2, 4, выборочно)

6. Игра 'Запомни, повтори" (см. п.п. 2, 4).

7. Спряжение в настоящем времени: Защищать тщедушного щенка. Возвращаться из экскурсии в пещеры. Восхищаться праздничной площадью.

8. "Телеграф"— деление слов на слоги (см. п.п. 2, 4).

9. Заучивание скороговорок

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит: тащит он тяжелый щит.

А. Барто, "Щенок"

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен— не щен, а пес.

Настоящий!

Выделение и проговаривание слов со звуком Щ.

10. Печатание по следам анализа: роща, пища, гуща, щука, пищат, ищут, чаща. Правописание ща, щу.

11. Словообраз. существительных, обозначающих профессии людей — игра "Кто это?"

работает на экскаваторе— экскаваторщик

работает на подъемном кране —

работает на автокаре —

дрессирует животных—

чистит обувь

играет на барабане —

делает кровлю —

делает кладку из камня —

стеклит окна —

точит ножи —

регулирует уличное движение —

Составление предложений с образованными словами.

12. Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных по образцу

кулак — кулачище

ремень-

сила —

топор —

рука—

нога—

сапог —

глаза —

голос—

нос-

карман —

усы —

Составление предложений с парами слов.

13. Упражнение в образовании и употреблении действительных причастий настоящего времени — игра "Эхо"

журчать— журчащий (ручей)

свистеть — свистящий (звук)

шипеть— шипящая (змея)

защищать —

идти —

щебетать-

блестеть —

пищать —

читать—

дрожать-

сверкать —

играть —

кричать—

восхищаться —

летать—

возвращаться —

кипеть—

бурлить-

нести—

дымиться —

14. Образование и употребление отглагольных существительных (составление и проговаривание предложений).

освещать— освещение— На площади яркое освещение,

возвращаться — посвящать —

восхищаться — прощаться —

посещать — совещаться —

извещать — вещать —

вращать— смущать—

возвращаться— возмущаться —

просвещать — похищать —

прощать— угощать —

15. Упражнение в образовании и употреблении синонимов

Птицы прилетаютс юга — возвращаются;

весело поют—щебечут;

строят гнездав роще — жилища;

добывают кормптенцам— пищу.

16. Русская народная сказка "Заяц-хваста".

Занятия 110-114

1. Звуки Ч — Щ (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Ч, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок.

4. Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот"

а) ча-ча-ча— ща-ща-ща ащ-ащ-ащ—ач-ач-ач и т.д.

б) точу — тащу, печать —; пищать-; четко —; точить — ;помечать—; лечи —;моченый —; получить —

5. Воспроизведение слоговых рядов

ча-ча-ща

ща-ша-ча

ча-ща-ща

ща-ча-ча

ча-ща-ча

ща-ча-ща

6. Счет 1<->10 (пищащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся, хлопочущий чистильщик).

7. Игра "Запомни, повтори"

чудесное угощение — копченая щука — чистое помещение —почтовый ящик

прочный щит — молочная пища — овощная пища — колючая щетка

чистая дощечка — скучающий учащийся — птичий щебет —сочные овощи.

8. Спряжение в настоящем времени: чистить щеткой щенка; чистить сочные овощи для угощения;

чистить копченую щуку для угощения.

9. Словообразование действительных причастий настоящего времени

читать— читающие учащиеся

скучать— скучающая девочка

трещать— трещащие сучья

хлопотать — хлопочущий учитель

кричать— кричащий человек

скучать— скучающая женщина

точить— точащий инструмент точильщик

10. Повторение названий профессий — игра "Кто это?"

точит ножи— точильщик чинит часы— часовщик чистит обувь— чистильщик

Составление предложений с образованными словами.

11. Вставить пропущенные слова в следующие предложения

Внучка приготовила для бабушки угощение— чудесный торт с кремом из... молока.

К столу подали... картофель и... щуку.

На десерт были. . яблоки.

Бабушка купила внучке кофточку из ... шерсти.

Телега громыхала по ... мостовой.

Хорошо писать на .... бумаге.

Посреди комнаты стоят стол и стулья с ... ножками.

Слова для вставки: сгущенный, печеный, копченый, моченый, лощеный, мощеный, крученый, точеный.

12. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением — игра "Назови ласково"

щука— щучка; щепка—; щенок — ; доска — ; вещь—; щель-; щека— ; щипцы —; плащ —; щетка — ящик —; лещ —

13. Заучивание скороговорок

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота!

Ученик учил уроки — у него в чернилах щеки.

Не кричи, не пищи — червячка поищи.

А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоем поищем.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

14. Выделение из заученных скороговорок слов

а) на звук Щ;

б) на звук Ч.

15. Стихи ФИ. Тютчева "Весна", А.Н.Плещеева "Весна",С.Я. Маршака "Весенняя песенка".

16. Приметы весны в этих стихах.

17. Выделение, печатание слов на Ч, Щ (из этих стихотворений), составление схем под ними.

18. Упражнение в правописании ча, ща, чу, щу (придумывание и печатание слов на это правило).

19. Аппликация к стихам (см. п. 15).

Занятия 115-116

1. Звуки Щ — С (попеременное произнесение). 2. Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок. 3. Повторение звука С, слогов, слов, скороговорок.

4. Игра "Наоборот"

ся-ся-ся— ща-ща-ща ащ-ащ-ащ— ась-ась-ась

се-се-се— ощ-ощ-ощ—

сю-сю-сю— ущ-ущ-ущ —

си-си-си— ищ-ищ-ищ —

сё-сё-сё— ещ-ещ-ещ—

ысь-ысь-ысь— ящ-ящ-ящ —

5. "Запомни, повтори"

а) ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась ся-ща-ща ща-ся-ся асъ-ащ-ащ ащ-ась-ась ся-ща-ся ща-ся-ща асъ-ащ-асъ ащ-ась-ащ

б) хвостище — усищи — блестящий — освещение стекольщик — следующий — носильщик — светящийся

(менять порядок слов).

6. Дифференциация Щ — С в упражнении с картинками — "Четвертый лишний"

сирень, васильки, плющ, листья — плющ

щегол, гусь, снегирь, синица — щегол

свекла, овощ, слива, апельсин — овощ

ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок

щипцы, клещи, сеялка, ящик — сеялка

7. Спряжение в настоящем времени: посвящать песенку возвращающейся весне, посещать весеннюю рощу, любоваться весенней рощей, восхищаться веселым щебетанием возвращающихся птиц.

8. Родственные слова

весна— весной,весенний,веснушка,веснушчатая, "Веснянка".

восхищает превращает возвращается сияет

9. Признаки и действия

весна

веселая

восхитительная красивая ранняя

10. Подбор предметов к признакам: весенний весенняя весеннее

11. Стихи Ф.И. Тютчева "Весенние воды",А.Н. Плещеева "Сельская песенка"

а) заучивание;

б) выделение, проговаривание и печатание слов, составление схем: на Щ, на С

12. Припоминание картинок из игры "Четвертый лишний".

13. Счет 1<->10(см. результаты игры "Четвертый лишний").

14. Игра "Закончи слово"(по карточкам для чтения)

ры.., ло.., ле., помо.., ее.., пла., паю., пове.., .и, хво., укра.., ово., бою.., сме.., бор., мо.., купаю.., смею...

15. Рисование иллюстраций к изучаемым стихам Ф.И.Тютчева и А.Н.Плещеева.

Занятия 117-118

1. Звуки Щ — Т' (попеременное произнесение).

2. Игра "Наоборот"

тя-тя-тя— ща-ща-ща ащ-ащ-ащ— атъ-атъ-ать те-те-те— ощ-ощ-ощ —

тю-тю-тю— ущ-ущ-ущ —

ти-ти-ти— ищ-ищ-ищ —

тё-тё-тё— ещ-ещ-ещ —

3. Преобразование глаголов совершенного вида в несовершенный по образцу

восхитить— восхищать

смутить —

осветить —

возмутить —

возвратить—

простить —

известить—

возмутиться —

посетить —

возвратиться —

посвятить —

запретить —

Составление предложений с парами слов (выборочно).

4. "Запомни, повтори"

а) стя-стя-ща ащ-ащ-астъ стя-ща-стя ащ-асть-астъ стя-ща-ща ащ-асть-ащ ща-ща-стя астъ-астъ-ащ ща-стя-стя астъ-ащ-ащ ща-стя-ща астъ-ащ-асть

б) щетинка— трещать— щипать— пищать щебетать— тащить— угощать— выращивать (менять порядок слов).

5. Спряжение в настоящем времени: выращивать овощи в теплице; угощать гостей выращенными в теплице овощами; посвящать стихи возвращающимся из теплых стран птицам.

6. Припоминание слов на звуки Т", Щ

а) "Телефон"— слова на Щ в конце, в середине, в начале слова;

б) "Телеграф"— слова на Т' — деление на слоги.

7. Распространение предложений — игра "Волшебная цепочка":Птицы щебечут Птицы весело щебечут. Возвратившись из теплых стран, птицы весело щебечут. Возвратившись из теплых стран ранней весной, птицы весело щебечут в роще.

Птицы возвращаются Ранней весной птицы возвращаются. Ранней весной птицы возвращаются в родные края. Ранней весной птицы возвращаются в родные края из теплых стран.

Волки рыщут. Зимой волки рыщут. Зимой голодные волки рыщут. Зимой голодные волки рыщут в степи. Зимой голодные волки рыщут в степи в поисках добычи.

Волны хлещут. — Звезды блещут. —

8. Повторение всех скороговорок на звук Щ (см. занятия 106-114). 9. Повторение стихов Ф.И. Тютчева и А.Н. Плещеева о весне.

10. Чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Т', Щ

.ень, .ука, кос.юм, пе.ера, ле., лес.ъ,ро.а, у.юг, девя.ь, .елефон, .етка, .етя, .епка, .ебенъ, .авель, мхо, .еперь, та., .егол, .енки.

11. Печатание слов и предложений, составление схем (см. п.п. 7, 10).

Занятия 119-120

1. Звуки Ш — Щ (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Ш, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок.

4. Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот" а) ша— ит

а) ша— шо— шу— ши-ше—

б) чаща -щелк— пищу — прощу -пищи — погощу

ащ чаша

аш-ош— уш— иш— еш—

по роще— пороша помещать- укрощать — защита — вещать— навещать —

5. Чтение слов по карточкам с пропущенными буквами Ш, Щ

.ар, .апка, .уба, ду., ланды., калом, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, та., ово., ви.ня, ве.и и т.д.

6. "Запомни, повтори"

шагающий экскаватор — шумящий камыш — пишущая машинка — шуршащая мышь.

7. Составление предложений с парами слов (см. п. 4 б).

8. Образование и употребление действительных причастий настоящего времени

шагать — шагающий экскаватор шуршать — шуршащая мышь шептать— шепчущая старушка

шуметь— шумящий ветер писать— пишущая машинка шелестеть— шелестящие листья,капли дождя дышать— дышащая жабрами рыба слушать — слушающий урок ученик шевелить — шевелящий усами жук вешать— вешающая шубу женщина шепелявить— шепелявящий ребенок шипеть— шипящий гусь,звук

9. Спряжение в настоящем времени

укрощать хищных зверей укрощать разбушевавшуюся стихию слушать шелестящие капли дождя.

10. Счет 1<н>10(см. п. 6).

11. Заучивание стихотворения А. Барто "Щегол"

Целый день поет щегол в клетке на окошке, Третий год щеглу пошел, а он боится кошки. А Маша не боится ни кошки, ни щегла. Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

12. Признаки и действия

щегол

краснощекий щебечет

шустрый строит жилище

щебечущий ищет пищу

шумный ловит мошек

летящий летает и т.д.

13. Родственные слова

Щегол— щегленок (щеглята),щеглиха,щеглиный.

14. Распространение предложений: Возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу и начинают строить жилища краснощекие щеглы.

15. Повторение стихов о весне.

16. Аппликация "Щегол".

Занятия 121-122

1. Звуки Ч — Щ — С — Т' (попеременное произнесение).

2. Повторение стихов о весне — отгадывание стихотворения по данной строчке

"...Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят... "("Весенние воды" ФИ. Тютчева)

"Зима еще хлопочет и на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит... "

("Весна" Ф.И. Тютчева)

"...небо стало выше, Зачирикал воробей веселей на крыше... "

("Весенняя песенка" С.Я. Маршака)

"...солнышко блестит, Ласточка с весною

В сени к нам летит... " ("Сельская песенка" АН Плещеева)

"Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!.. " ("Весна" АН. Плещеева)

3. Заучивание стихотворения А.К.Толстого "Вот уж снег последний в поле тает...".

4. Выделение слов с изучаемыми звуками из повторенных стихов.

5. Распространение предложений

Снег тает. Снег последний тает. Снег последний в поле тает.

Кувшинчик расцветает. Кувшинчик синий расцветает. Кувшинчик синий расцветает в поле. Кувшинчик синий расцветает в поле весной.

Пар восходит. Пар восходит от земли. Теплый пар восходит от земли.

Лес ждет. Юный лес ждет. Юный лес, в зеленый дым одетый, ждет гроз. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.

6 Упражнение в употреблении синонимов с желательным использованием изучаемых звуков Ч, Щ, С, Т о птице:

поет— щебечет, чирикает

проворная — шустрая

красивая — очаровательная

летит— несется, мчится

корм— пища

гнездо— жилище

прилетает (назад)— возвращается

радость— веселье

радостно— весело

смелая— героическая

о весне:

бурная— бушующа;я поздняя— затяжная; радует— веселит; смеется— хохочет гостеприимная — радушная; душистая— благоухающая

7.Иллюстрация к стихотворению А.К. Толстого о весне.

Занятия 123-126

1. Закрепление правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов В.А. Жуковский "Жаворонок"; И.С. Никитин "Полюбуйся, весна наступает...";С Я. Маршак "Апрель".

2. Приметы весны в этих стихах. 3. Заучивание стихов наизусть

4. Повторение названий перелетных птиц, печатание, схемы слов.

щебечет

летает

ест

вьет гнезда

выводит птенцов ит.д.

5 Признаки и действия к предметам (птица, жаворонок, журавли)

Птица

щебетунья

быстрокрылая

звонкоголосая

красивая

проворная

6. Родственные слова

птица — птичка, птичник, птичница, птенец,птенчик, птичий;

журавль — журавлиный, журавушка, журавлик, журавленок, журка;

песня — песенка, песенный, петь, певец, запевала, певчий;

медведь — медведица, медвежонок (медвежата), медвежий, медведушка, медведка, мед.

7. Подбор предметов к признакам

журавлиныйжуравлиная

клин стая

караван песня

крик шея

клюв голова

хвост нога

8. Упражнение в употреблении синонимов — журавли караваномлетят — стаей;

на солнце темный лес зардел— покраснел;

после зимней стужи—холода;

запел в лазурижаворонок — в голубом небе;

журавли курлычут— кричат;

ласточка щебечет—поет, заливается;

жаворонок летает—порхает, кружит, парит;

красивая птичка— прекрасная, очаровательная, хорошенькая

смелая пташка — храбрая, отважная, бесстрашная, героическая.

9. Распространение предложений — "Скажи дальше"

Журавли летят. Журавли караваном летят. С юга журавли караваном летят. С юга в родные края журавли караваном летят.

Журавлиное

перо

курлыкание гнездо яйцо крыло 'Скажи иначе"

Жаворонок запел. Жаворонок запел песню. Песню раннюю запел жаворонок звонкий. Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

Бегут ручьи. По полям бегут ручьи. По полям бегут звонкие ручьи. По полям бегут и журчат звонкие ручьи.

10. Выделение из стихов (см. п. 1) слов на а) свистящие звуки; б) шипящие звуки;

в) Р, Р', Л, Л'. 11. Иллюстрации к изученным стихам.

Занятия 127-130

1. Закрепление правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов

А.А. Фет "Весна"

И.А. Бунин "Все темней и кудрявей..."

А.А. Блок "На лугу".

2. Заучивание стихов наизусть.

3. Приметы весны в этих стихах.

4. Спряжение в настоящем времени

Слушать пение соловья на рассвете. Любоваться пушистой раскидистой вербой. Восхищаться звонкими соловьиными трелями.

5. Распространение предложений

Лес зеленеет. Березовый лес зеленеет. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.

Колокольчики цветут. Колокольчики ландышей цветут. Колокольчики ландышей в чаще цветут. Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

Соловьи поют. Соловьи до рассвета поют. Весной соловьи до рассвета поют.

Теплом и черемухой веет. На рассвете теплом и черемухой веет. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет.

6. Родственные слова: лес-луг— соловей—

7. Признаки и действия к предметам (лес, верба, соловей)

8. Подбор предметов к признакам

лесной лесная лесное

соловьиный соловьиная соловьиное

9. Образование и употребление сравнительной степени прилагательных и наречий

лес вдали видно— еще виднее; синиенебеса— еще синее; зеленыйлес— еще зеленее; чернаяполоса— еще чернее; голос звонкий— еще звонче; верба пушистая—еще пушистее; воздух душистый— еще душистее.

10. Выделение из стихотворений, печатание, составление схем

а) слов на свистящие звуки;

б) на шипящие;

в) на Р, Р', Л, Л'.

11. Припоминание названий деревьев — образование отно­сительных прилагательных от названий деревьев — игры "Какой лист?", "Какие листья?", "Какой ствол?", "Ка­кая ветка?", "Какое полено?", "Узнай дерево по листу (стволу)".

12. Иллюстрации к стихам (см. п. 1).

Занятия 131-132

1. Закрепление произношения свистящих, шипящих звуков и соноров Р, Р' в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха".

2. Заучивание стихотворения.

3. Выделение слов на свистящие, шипящие, Р, Р' из стихотворения, выборочное печатание, составление схем слов.

течет

бежит

льется

шумит

струится

журчит

расцветает пахнет (благоухает) радует

и т.д.

4. Подбор признаков и действий

ручей маленький серебряный струящийся шумящий журчащий поющий

черемуха красивая

(нарядная, роскошная) цветущая душистая (пахучая, благоухающая)

5. Распространение предложений

Черемуха расцвела. Черемуха душистая расцвела. Черемуха душистая с весною расцвела.

Черемуха стоит. Черемуха душистая стоит. Черемуха душистая, развесившись, стоит.

Бежит ручей. Бежит, струится ручей. Бежит, струится маленький серебряный ручей. В траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей.

Зелень горит. Зелень на солнышке горит. Зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей поет. Ручей поет песенки. Ручей поет песенки черемухе. Ручей вкрадчиво поет песенки черемухе. Ручей вкрадчиво под кручею поет песенки черемухе. 6. Беседа по содержанию стихотворения.

Какое время года описано Сергеем Александровичем Есениным в стихотворении "Черемуха"?

Как, чем вы можете доказать, что это весна?

Кто, кому и где поет песенки ?

Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к рус­ской природе, черемухе, ручью? 7. Иллюстрация к стихотворению.

Занятие 133

1. Закрепление правильного звукопроизношения (в основном Р, Р') в стихотворении Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза".

2. Заучивание стихотворения наизусть.

3. Распространение предложений:

Гром грохочет. Весенний, первый гром грохочет. Весенний, первый гром грохочет в небе. Весенний, первый гром грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты. Гремят раскаты молодые. Гремят раскаты молодые в небе голубом.

Бежит поток. Бежит поток проворный. С горы бежит поток проворный.

Не молкнет гам. Не молкнет птичий гам. В лесу не молкнет птичий гам.

4. Выделение слов на Р, Р', печатание, составление схем

5. Вслушаться, пронаблюдать, догадаться, при помощи чего поэт передает ощущение грозы, громыхание грома.

6. Родственные слова

гром-солнце—

7. Подбор признаков и действий (гром, солнце)

8. Подбор предметов к признакам: весенний весенняя весеннее

9. Спряжение в настоящем времени: прислушиваться к грозным раскатам грома бояться грозного громыхания грома.

10. Счет 1<->10(раскаты грома). 11. Иллюстрация к стихотворению.

Занятия 134-135

1. Закрепление произношения свистящих и шипящих звуков в

стихотворении А.К. Толстого "Колокольчики"и рассказе М. Пришвина "Золотой луг".

2. Припоминание названий дикорастущих (степных, лесных) цветов, печатание, схемы слов.

3. Подбор признаков и действий (колокольчик, ландыш, василек, одуванчик)

Колокольчик

голубой звенит

красивый качает головой

степной цветет

цветущий растет

4. Спряжение в настоящем времени: собирать в степи васильки, любоваться степными колокольчиками; рассматривать цветущие колокольчики.

5. Счет 1<->10(звенящий колокольчик, желтый цветущий одуванчик)

6. Заучивание стихотворения наизусть. 7. Иллюстрация к нему.

8. Чтение и пересказ рассказа М. Пришвина "Золотой луг".

9. Иллюстрация к рассказу.

10. Повторение стихов о весне Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, И.С. Никитина, И.А. Бунина, А.А. Фета, С.А. Есенина, В.А. Жуковского, А.Н. Плещеева.

11 Узнавание стихов о весне по предложенной строчке.

12. Беседа о весне — развитие диалогической речи, составление, придумывание вопросов к логопеду, закрепление произношения звуков в свободной речи.

Занятия 136-140

Закрепление правильного звукопроизношения в связной и спонтанной речи на материале сказок А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане".

1. Чтение сказок по цепочке (логопед, дети).

2. Заучивание отрывков наизусть (по выбору).

3. Беседа по содержанию (развитие диалогической спонтанной речи)

а) ответы на вопросы логопеда;

б) составление, придумывание вопросов детьми (отвечают логопед или другие дети).

4. Лексико-грамматические упражнения

а) Подбор признаков и действий (рыбка, старик, старуха, царевна-лебедь, князь Гвидон, сватья баба-бабариха и т.д.);

б) подбор предметов к признакам

прекрасный прекрасная прекрасное

чудесный чудесная чудесное

грозный грозная грозное

в) родственные слова

чудо — чудный, чудесный, чудесница, причудливый, причуды,

чудеса; старик — старец, старуха, старый, постареть, состариться;

г) упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений

Старуха хотела, чтобы...

Старуха осталась у разбитого корыта, потому что... Ничего не сказала старику рыбка, потому что... На море вздулись сердитые волны, потому что... Старик закинул в море невод, чтобы...

— Кабы я была царица,— говорит одна девица,— то...

— Кабы я былаа царица,— говорит ее сестрица,— то...

— Кабы я была царица— третья молвила сестрица— то...

33 богатыря выходят из моря, чтобы... "И нет стражи той надежней, ни храбрее, ни прилеж­ней ", потому что... "Белку холят, берегут ", потому что... 5. Иллюстрация к сказкам.

Занятия 141-150

Русские народные сказки

"Лиса и журавль",

"Царевна-лягушка",

"Хаврошечка",

"Гуси-лебеди".Сказки

Ш. Перро "Красная шапочка",

Братьев Гримм "Горшочек каши",

" Бременские музыканты",

Г.Х. Андерсена "Дюймовочка", "Гадкий утенок".Рассказы

В. Бианки,

М. Пришвина "Еж", "Журка",

Л. Толстого "Лев и собачка", "Пожарные собаки",

М.Горького "Воробьишко".

1. Чтение детьми и логопедом (по цепочке) — формирование навыков чтения, закрепление правильного звукопроизно­шения в процессе чтения.

2. Беседа по прочитанному — взаимные вопросы (обучение умению составлять и задавать вопросы, правильно отве­чать на поставленные вопросы, закрепление произносительных навыков в спонтанной речи)

3. Рассказывание сказок, рассказов детьми.

4. Отгадывание сказки по иллюстрации или по рассказанному эпизоду.

5. Рисование иллюстраций к прочитанной сказке, рассказу.

Наши рекомендации