Заключительный этап дрессировки.
На этом этапе занятий весь комплекс выработанных у собаки навыков: поиск — раскапывание — голос доводится до автоматической слитности, то есть они сливаются в единый комплексный навык поисковой работы. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в отдельности) и повторять их в строго определенной последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса соответствующие команды «Ищи», «Копай», «Голос» всегда и везде подаются собаке только в данной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений вырабатывается определенный динамический стереотип, и собака будет выполнять все три приема лишь по команде «Ищи». В физиологии ВНД это называется «цепным условным рефлексом».
Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального навыка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов дрессировки: системность, регулярность, последовательность, постепенность перехода от простого к сложному.
Высшим показателем подготовленности собаки ПСС является умение делать подводку. Подводка проводника к найденному человеку или предмету заключается в том, что собака, обнаружив источник запаха, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на некотором расстоянии от нее проводнику, подала еще раз голос и по команде «Веди» подвела его к месту источника запаха.
Рекомендуется следующий метод выработки этого навыка. Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у старта. Помощник на виду у них удаляется на 10—12 м и прячется. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом посылает собаку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает голос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на подзыв, подкрепляет команду подергиванием поводка. Вернувшись к дрессировщику, собака еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает поводок, дает команду «Веди» и следует за собакой. Подведя дрессировщика к помощнику, собака получает лакомство. Так завершается комплексный поисковый навык, состоящий из 4 приемов: поиск — раскапывание — голос — подводка.
Тренировочные занятия по подготовке к испытаниям следует проводить на участках с пересеченным рельефом. Чем более пересеченный рельеф, тем более сложно движение воздушных потоков на его поверхности. Возле каждого значительного возвышения над поверхностью возникают воздушные завихрения (рис. 119).
Рис. 119. Движение воздушных потоков на пересеченной местности.
Если источник запаха находится даже на поверхности, завихрения не позволяют запаху распространяться в сторону, образуя вокруг него «воздушный мешок», препятствующий собаке взять запах. На рис. 119 изображены различные виды завихрений в зависимости от рельефа поверхности.
Большую трудность для поиска представляет полное отсутствие движения воздуха. В этом случае проникший на поверхность запах как бы «прилипает» к месту выхода и собаке удается обнаружить его, лишь тщательно пронюхивая каждый метр поверхности.
Тренировки рекомендуется проводить обязательно с закапыванием человека по следующей методической схеме (рис. 120).
После выборки вещи незнакомого собаке помощника, который в дальнейшем будет «пострадавшим», дрессировщик и собака удаляются в укрытие, исключающее видимость участка. В это время «пострадавший» заходит на участок с одной из боковых границ не ближе 20 м от старта и закапывает на зачетную глубину 2 свои веши на расстоянии одна от другой 20—30 м. Снег (грунт) слегка утрамбовывается. В качестве отвлекающих запахов на расстоянии 5—10 м от зарытых вещей делаются 2 «ложные закопки» (без вещей) и петли следов второго помощника. Затем в конце участка второй помощник зарывает «пострадавшего». Поблизости делаются еще 2—3 «ложные закопки».
Рис. 120. Приучение собаки к поиску (пострадавшего).
Дрессировщик с собакой и лопатой на старте. По сигналу инструктора командой «Ищи» и жестом он посылает собаку на поиск. Сам дрессировщик следует в 10—15 м за собакой по средней линии участка, отклоняясь не более чем на 10 м в каждую сторону. Если собака пытается выйти за границу участка, привлекает ее внимание произношением клички и руководит дальнейшим поиском командой и жестом.
Рис. 121. Собака поисково-спасательной службы.
Собака должна начать поиск зигзагообразными параллелями с расстоянием между ними 5—7 м и показать вблизи старта умение работать «челноком». В дальнейшем, если собака взяла запах верхним чутьем, она может, прекратив «челнок», устремиться к нему напрямик. При нахождении «пострадавшего» и его вещей она должна, начав раскапывать, подать трехкратно голос и подвести к ним дрессировщика. Полное раскапывание всех источников запаха делает дрессировщик лопатой (рис. 121).
При выработке навыков поисково-спасательной службы встречаются следующие ошибки:
1. Проведение первоначальных занятий по поиску на участке, сильно загрязненном отвлекающими запахами, что затрудняет выработку навыка.
2. Долгое занятие с собакой на одном и том же учебном участке, в результате чего животное, привыкнув к данному участку, плохо ориентируется и ищет на новом, незнакомом ей месте.
3. Однотипное закапывание помощника и предметов — на одинаковом расстоянии друг от друга, в одних и тех же местах учебного участка.
4. Частое наведение собаки на источник запаха, то есть излишние подсказки, необходимые лишь на первых занятиях.
5. Излишнее сдерживание собаки поводком для соблюдения правильных зигзагов «челночного» поиска. Частая подача команд (излишнее управление поиском) и недоверие чутью собаки.
6. Применение на занятиях одних и тех же источников запаха (помощника и его вещей). В результате собака привыкает искать лишь один, знакомый ей запах.
7. Закапывание в качестве вещей неношеного белья помощников или белья, употреблявшегося на занятиях долгое время и потерявшего запах человека.
8. Нарушение последовательности подачи команд при выработке комплексного поискового навыка «ищи — копай — голос — веди».