Учебно-воспитательного учреждения МОУ СОШ №32 г. Иркутска, расположенного по адресу: Октябрьский район, ул.Байкальская,209
Акт обследования и санитарно-гигиенической оценки
209альская район,уоложеннойльтеНаучную работу выполнили:
студенты 602 группы
медико-профилактического фак-та
Макаревич Я.В., Никель О.М.,
Пятайкина Е.И., Щукин Д.А.
Иркутск-2011г.
Комплексное обследование было проведено студентами 6 курса медико-профилактического факультета: Макаревич Я.В., Никель О.М., Пятайкиной Е.И., Щукиным Д.А. 29марта-2 апреля 2013 года в соответствии с рабочей программой по специальности “Гигиена детей и подростков“ под руководством Старшего преподавателя кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков Макаровой Л.И.
Схема комплексного обследования:
1. Характеристика размещения ООУ
2. Характеристика земельного участка ООУ
3. Характеристика здания, основных и вспомогательных помещений ООУ
-Общая характеристика ООУ
- План ООУ
- Спортивные залы
- Гардероб
- Школьные уборные
- Учебные кабинеты (обычные учебные кабинеты, кабинеты труда и информатики)
- Медицинский пункт
- Столовая
4. Гигиеническая оценка расписания
5. Гигиеническая оценка кабинета и урока физики
6. Гигиеническая оценка физического воспитания в ООУ
7. Гигиеническая оценка меню раскладки
8. Профориентационная работа
9. Заключение
10. Рекомендации
Нормативные документы:
v СанПиН 2.4.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях“
v СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы“
v СанПиН 2.4.5.2402-08 “санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования“
Характеристика размещения ООУ
Земельный участок предоставлен для строительства ООУ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.
Здание ООУ размещается в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий ООУ соблюдаются санитарные разрывы от жилых и общественных зданий 20-30 метров.
Через территорию ООУ не проходят магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
Характеристика земельного участка школы
Школа расположена на самостоятельном земельном участке, прямоугольной формы, площадь земельного участка 21828 м2. Расстояние от здания до красной линии менее 25 метров (не соответствует СанПиН 2.4.2. 2821– 10). Расстояние от земельного участка до жилых домов более 10 метров.
Территория общеобразовательного учреждения частично ограждена забором высотой 1,5 метра (не соответствует СанПин 2.4.21178-02) и озелена. Озеленение территории менее 50 % (не соответствует СанПиН 2.4.2. 2821– 10).
Деревья высажены на расстоянии более 15,0 м, а кустарники 5,0 м от здания учреждения. Зеленые насаждения не ограждают друг от друга зоны школы.
На территории школы выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
На территорию школы имеется 2 самостоятельных, асфальтированных подъездных пути: к центральному входу школы и административно-хозяйственной зоне.
Физкультурно-спортивная зона располагается на расстоянии 20 метров от здания школы. В состав зоны, входя ледяной корт/футбольное поле огражденный забором высотой 1,5 метра, площадь зоны 900 м2, в настоящее время не используемое, беговая площадка пролегает вокруг ледяного корта, баскетбольная/волейбольная площадка заасфальтированы, площадь равна 105 м2, площадка для гимнастики засыпана снегом, не расчищена.
Спортивный инвентарь представлен в виде 2 баскетбольных колец, 2 стоек для волейбольной сетки и 2 хоккейных ворот. Имеются гимнастические сооружения: турник - 2 штуки, шведская стенка - 2 штуки. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии.
Зона отдыха имеет спортивную площадку вблизи от зеленых насаждений и входа в школу. Зона включает площадку для подвижных игр.
Зона отдыха не оборудована скамейками, теневыми завесами (не соответствует СанПин 2.4.21178-02). Площадь зоны 450 м2.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.
Территория оборудована мусорными контейнерами, находящимися не на асфальтированной площадке, не закрытыми бетонными плитами, со стороны входа в производственные помещения столовой, на расстоянии 26 метров от входа на пищеблок. Мусорные контейнера не закрыты крышками (не соответствует СанПин 2.4.21178-02).
Вся территория школы имеет наружное освещение.
Характеристика здания, основных и вспомогательных помещений ООУ
1. Общая характеристика ООУ
Количество учащихся 803, не превышает вместимость(проектная мощность 1000 учащихся). Здание школы типовое кирпичное. Год строительства 1972г. В школе организованно центральное водоснабжение и центральное водяное отопление, радиаторы снабжены защитными решетками, в исправном состоянии.
2. План ООУ
Школа имеет кольцевой тип застройки, с внутренним двором, состоящие из двух основных боковых корпусов (для учащихся младших классов(двухэтажный корпус) и старших классов(трехэтажный корпус)), спереди представлена одноэтажным зданием, где располагается вестибюль(S 480м2 ), который имеет два пристроенных к нему здания с правой стороны 1)спортивный зал(S 279,5м2 ) с библиотекой 2)актовый зал(S 177м2 ). С заднего фасада школы на уровне второго этажа расположена столовая, совмещенная для старших и младших классов.
Тамбур организован парадной дверью, в вестибюле расположен один гардероб(S 31,1м2 ) совмещенный для старших и младших классов.
Планировка корпусов для старших и младших классов схожа и одинакова для всех этажей. Она представлена коридором шириной около 3 метра, с правой стороны которого располагаются кабинеты для занятий, а по левой стороне в первой трети коридора расположено, по 2 кабинета, в середине коридора (а также в его начале и конце для 2-3этажа) расположен холл для отдыха учащихся, во второй трети коридора расположены уборные или подсобные помещения. На каждом этаже в среднем находиться по 10 классов.
В школе имеются два спортивных зала.
3. Гардероб школы
Гардероб находиться в вестибюле составляет S 31,1м2 по предъявляемым требованиям, предусмотрено два гардероба для старшей и младшей учебной группы.
4. Учебные кабинеты школы
1)Оборудование обычного учебного кабинета
В учебном кабинете столы размещаются в три ряда по 6 парт.
При этом выдерживается следующее расстояние:
от наружной стены до первого ряда парт — 60 см
— от внутренней стены до третьего ряда —64 см
— от задней стены до последних парт — 68 см
— от классной доски до первых парт — 270 см
от классной доски до последней парты — 780 см
— между рядами — 60 см.
Мебель в классе не промаркирована.
Классная доска темно-зеленого цвета, расстояние от пола до доски 85 см.
2)Кабинеты труда: в кабинетах труда для старших классов (S 71,8м2 для девушек и 73,3м2 для юношей) нарушений не выявлено.
3)Кабинет информатики: кабинет информатики состоит из двух смежных кабинетов:
- кабинет где проходит разбор теоретической части урока (S 56,5м2 )
- кабинет в котором проходят занятия учащихся за компьютером(S 74,4м2 )
Компьютеры оборудованы жидкокристаллическими экранами. В кабинете находиться 8 компьютеров. Вентиляция общая естественная. Обустройство кабинета информатики не противоречит предъявляемым требованием.
Другие учебные кабинеты по площади и устройству соответствуют предъявляемым требованиям.
5. Спортивные залы школы
1)Спортивный зал для учащихся старших классов имеет два входа с вестибюля и улицы, его S 291 м2, длина 23,4м ширина 11,1м высота 6,5м. Имеется раздельный гардероб для школьников и школьниц. Он оборудован санузлом и душевой кабинкой. Также помещение для хранения спортивного инвентаря. Спортзал оборудован шведской стенкой, кольцами для занятий баскетболом и сеткой для волейбола, а также матами, мячами и другим спортивным инвентарем. Это соответствует предъявляемым требованиям.
2)Спортивный зал для учащихся младших классов расположен на первом этаже корпуса учащихся младших классов в торце здания, имеет один вход, его S 280 м2, длина12,46 м ширина 6,21м высотой 3м. Имеется раздельный гардероб для школьников и школьниц. Также помещение для хранения спортивного инвентаря. Спортзал оборудован шведской стенкой. Это соответствует предъявляемым требованиям.
6. Школьные уборные
Уборные для девушек оборудованы умывальными комнатами ( с раковинами) и закрытыми кабинками ( с унитазами). Уборные для юношей также оборудованы умывальными комнатами ( с раковинами) и закрытыми кабинками ( с унитазами) и писсуарами. Из расчета количества умывальников, унитазов, писсуаров на количество учащихся нарушений не выявлено.
7. Столовая
Cтоловая расположена на втором этаже. Площадь столовой составляет 328квадратных метров. В своем составе имеет: обеденный зал площадью 182 квадратных метров, кухня площадью 146 квадратных метров, горячий цех и складское помещение. Имеет отдельный выход и подъезд к нему автотранспорта.
Обеденный зал рассчитан на 50 посадочных мест, оборудован 6-ти местными столами с деревянным покрытием и лавочками. Мебель в хорошем состоянии.
Входе в столовую для младших и старших классов раздельный, при входе расположены четыре мойки с горячей и холодной водой. Два полотенца, мыло отсутствует.
Питание школьников производится в три смены: для младших классов, для старших классов и групп продленного. В столовой имеется буфет. В продаже есть: кофе, шоколадные батончики, минеральная вода негазированная, пирожные, мармелад.
8. Медицинский пункт
Медицинский пункт(S 22,6м2 ) расположен на третьем этаже бокового корпуса для старших классов. Он оборудован отдельным санузлом. Пол помещения и стены до двух метров отделаны кафельный плиткой, оставшиеся часть стен и потолок покрашены масляной краской. Кабинет оборудован холодильником для хранения лекарственных форм, металлическим шкафом для хранения таблеток и ампул. Также в нем находиться сухожаровой шкаф и емкости для замачивания ветоши, шпателей, термометров.
Гигиеническая оценка расписания
Продолжительность урока составляет 45 минут. Обязательное количество учебных часов в неделю:
1 класс – 15 часов 45 минут
2 класс – 18 часов 45 минут
3 класс – 19 часов 30 минут
4 класс – 19 часов 30 минут
5 класс – 22 часа 30 минут
6 класс – 24 часа
7 класс - 23 часа 15 минут
8 класс - 24 часа
9 класс – 22 часа 30минут
10 класс – 24 часа 45 минут
11 класс - 26 часов 15 минут
Дополнительное число учебных часов не предусмотрено в расписании, факультативные занятия в расписании не указываются. Максимум учебной нагрузки на учащихся на протяжении дней недели приходится на вторник, среду и четверг в 1,2,3,6,10,11 класса. В 4,5,7,8,9 классах максимум нагрузки приходится на понедельник и четверг. Сложные предметы – математика, чтение в младших классах и алгебра, геометрия, физика в старших чаще всего стоят первыми уроками, что не соответствует СанПиН 2.4.2. 2821– 10,так как максимум работоспособности приходится на время с 10 до 12 часов(3-4 уроки).
В 10 - 11 классах количество уроков превышает шесть, что не допустимо поСанПиН 2.4.2. 2821– 10. Между уроками имеется всего одна большая перемена.
Гигиеническая оценка кабинета и урока физики
Кабинет физики площадью 54,0 кв.м. Рабочее место в классе оборудовано двухместными партами с приставными стульями. Размеры мебели не указаны. Цветовая маркировка отсутствует. Парты в количестве 15штук, расставлены в три ряда, перпендикулярно стене с оконными проемами. Основной световой поток падает слева от учащегося, ширина проходов выдерживается в норме 0,67м, расстояние между столами 0,5м, между доской и партой 2,7м выдерживается в норме. Наибольшая удаленность последнего места до учебной доски не превышает 8,6м, что соответствует требованиям. Кабинеты оборудован специальным демонстрационным столом. Имеется отдельная лаборантская для учебных приборов и оборудования.
Стены окрашены водоэмульсионной краской, потолок покрыт белилами, полы покрыты линолеумом, окна двустворчатые оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами, что соответствует гигиеническим требованиям.
Класс: 9Б, предмет: физика, 2 урок по расписанию.
Время начала – 8:55, время окончания – 9:40. Длительность урока составляет 45 минут.
Построение урока:
1. Вступительная часть (10 минут):
- организационный момент: проверка готовности класса к уроку – 2 минуты
- проверка домашнего задания (устный опрос) – 8 минут
2. Основная часть (17 минут):
- объявление темы и цели урока – 2 минуты
- объяснение нового материала - 15 минут
3. Закрепление нового материала (15 минут):
- проведение физического эксперимента -10 минут
- обобщение нового материала (коллективное обсуждение) – 5 минут
4. Заключительная часть (3 минуты):
- Объявление домашнего задания - 3 минуты
Чередование различных видов деятельности не проводится.
Активность всех учащихся достаточна.
Технические средства и программирование в обучении не применяются.
Преподавание достаточно наглядно, использованы следующие средства: набор «Геометрическая оптика», инструкция по проведению эксперимента, плакаты с изображениями.
Урок идет достаточно интересно, вызывает положительные эмоции.
Первые признаки утомления появились на 20-25 минуте урока: снижение концентрации внимания, лишние движения, частая отвлекаемость.
Физкультминутки не проводятся.
Речь учителя громкая, достаточно ритмична, материал преподносится доходчиво, домашнее задание дано ясно.
Проветривание класса проводится до начала и после окончания урока в течении 3-5 минут в зависимости от сезона года и погодных условий. В кабинете присутствует естественное и искусственное освещение, естественное представлено оконными проемами, искусственное - потолочными светильниками (люминесцентными лампами). Светильники горят все и включаются по мере необходимости.
Правильность посадки учащихся соответствует лишь 50 % класса, контроль со стороны учителя не производится.
Заключение: В соответствии с СанПиН 2.4.2. 2821– 10 выявлены следующие нарушения: ненадлежащее место урока в расписании, отсутствие физкульминуток, неправильная посадка половины учащихся, отсутствие контроля со стороны учителя.
Гигиеническая оценка физического воспитания в ООУ
Урок физического воспитания:
Класс - 3А, число учащихся – 20 человек, отсутствует по болезни -1, освобождено от занятий – 0.
Начало урока в 10:50, окончание в 11:35.
Форма одежды – спортивная.
Хронометраж:
1. Водная часть - 5 минут ( построение, выполнение строевых команд, хотьба по кругу).
2. Подготовительная часть – 8 минут (упражнения для мышц плечевого пояса, ног, прыжки, повторяемость по 10-13 раз).
3. Основная часть – 30 минут (деление класса на подгруппы: 1 группа - отработка техники кувырка, 2 подгруппа – отработка техники эстафетного бега)
4. Заключительная часть – 2 минуты (легкий бег, построение).
Моторная плотность урока составляет 50 %.
Физиологическая нагрузка урока на примере 5 учащихся
А.Д. в начале занятия | Пульс | А.Д. в середине занятия | Пульс | А.Д. после занятия | Пульс | |
Глеб | 130/80 мм.рт.ст. | 104 уд/мин | 105/70 мм.рт.ст. | 110 уд/мин | 105/70 мм.рт.ст. | 104 уд/мин |
Дима | 100/60 мм.рт.ст. | 77 уд/мин | 105/60 мм.рт.ст. | 84 уд/мин | 115/65 мм.рт.ст. | 92 уд/мин |
Вова | 120/65 мм.рт.ст. | 104 уд/мин | 115/70 мм.рт.ст. | 107 уд/мин | 130/80 мм.рт.ст. | 110 уд/мин |
Ксюша | 105/65 мм.рт.ст. | 93 уд/мин | 105/65 мм.рт.ст. | 108 уд/мин | 105/65 мм.рт.ст. | 106 уд/мин |
Даша | 110/70 мм.рт.ст. | 118 уд/мин | 110/70 мм.рт.ст. | 118 уд/мин | 120/70 мм.рт.ст. | 136 уд/мин |
Урок проводится четвертым по счету, в четверг, что соответствует гигиеническим принципам организации учебного процесса в ООУ.
Урок проводился в спортивном зале для младших классов S 280 м2 Гигиенические условия в зале: температура до урока 19°С, после - 22°С; относительная влажность до урока воздуха 40 %, после – 45%, скорость движения воздуха до урока – 0,07 м/с, после – 0,15 м/с; аэрация не проводится во время урока, вентиляция приточно-вытяжная, в исправном состояния.
Оснащение зала оборудованием для занятий физическим воспитанием достаточное, соответствует ГОСТ, в хорошем состоянии.
Водные процедуры не проводятся.
Гимнастика до занятий не проводится.
Физкультминутки проводятся чаще в младших классах, по 2-3 раза за урок в зависимости от выполняемой работы.
По данным врача и преподавателя физического воспитания проводится дополнительная корригирующая гимнастика для учащихся, имеющих дефекты осанки.
Формы внешкольной работы: кружки - бальные танцы «Экспромт», хореография, шахматы.
За физическим воспитанием периодически проводится врачебный контроль, заключающийся в комплексной оценке здоровья всех учащихся, распределение их по группам занятий по физической культуре, оценка проводимых мероприятий по дополнительной корригирующей гимнастике для учащихся, имеющих дефекты осанки.
Заключение: В ходе гигиенической оценки было выяснено, что место урока в расписании соответствует гигиеническим принципам организации учебного процесса в ООУ. Присутствие учащихся неполноценное – отсутствие 1 ученика по болезни. Продолжительность урока составляла 45 минут, вводная часть 5 минут, подготовительная 8 минут, основная 30 минут, заключительная 2 минуты, что говорит о правильной организации физкультурного занятия. Содержание основных частей обеспечивает достаточную двигательную активность детей 3 класса и соответствует возрастным требованиям. Моторная плотность недостаточная, составляет 50 %, а должна - 70% по требованиям СанПиН 2.4.2. 2821– 10.
На основании приведенных данных физиологической нагрузки на примере 5 учащихся можно сделать вывод, что дозировка мышечной нагрузки определена правильно поскольку у большинства учащихся определяется адекватная реакция на физическую нагрузку (повышение САД на 10-15 мм.рт.ст., отсутствие изменения ДАД, повышение ЧСС примерно на 10 уд/мин).
Рекомендации:
1. Увеличить моторную плотность урока по физической культуре
2. Ввести водные процедуры
3. Увеличить количество физкульминуток в старших классах
4. Ввести гимнастические упражнения до урока
5. Ввести новые формы внешкольной работы (секции по футболу, волейболу, баскетболу)
Гигиеническая оценка меню раскладки
Столовая расположена на втором этаже здания школы, работает на продовольственном сырье. Вся продукция изготавливается в столовой школы, кроме кондитерских изделий. В ДОУ обучается 803 ученика, из них горячее питание получают 300.
Из вспомогательных помещений можно выделить обеденный зал на 200 посадочных мест, раздаточную, на входе в столовую находятся 3 умывальника и электрическая сушка для рук . Производственные помещения: цех первичной обработки овощей, доготовочный цех овощных полуфабрикатов, доготовочный цех мясных и рыбных полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечные для столовой и кухонной посуды.
На первом этаже находится отдельный вход для получения продуктов, складские помещения, холодильные камеры для мясных полуфабрикатов, для рыбных полуфабрикатов, для овощных полуфабрикатов, для молочных продуктов, а также подсобные помещения.
Меню на 01.04.2013
Наименование блюда | Выход | Ккал |
Пельмени отварные с мясом | 200/10 | |
Чай с медом | 200/10 | |
Хлеб | 1/70 | 67,8 |
Суп картофельный с сайрой | 25/150 | 103,5 |
Колбаса докторская | 1/75 | 291,7 |
Макароны отварные | 1/150 | 211,5 |
Напиток «Золотой шар» | 1/70 | 67,8 |
Учетно-отчетная документация:
1) журнал проведения генеральных уборок (1 раз в месяц);
2) журнал по контролю качества скоропортящихся продуктов,
поступающих на пищеблок
3) бракеражный журнал
4) журнал С-витаминизации
5) журнал осмотра сотрудников пищеблока на гнойничковые
заболевания
6) перспективное меню
7) журнал учета температурного режима в холодильниках
8) приказы и инструкции
9) санитарные книжки персона
Профориентационная работа
Проведена профориентационная работа по теме: « Врач - это звучит гордо» в 10-11 классе. Всего в классах обучается в среднем 20-25человек, на момент проведения профориентационной беседы присутствовало более половины учащихся. Целью проориентационной работы было ознакомление будущих абитуриентов с обучением в ИГМУ, какие возможности открываются у студентов медицинского университета.
Заключение
По акту обследования и санитарно-гигиенической оценке учебно-воспитательного учреждения МОУ СОШ №32 г. Иркутска: В результате осмотра данной школы не было обнаружено грубейших нарушений санитарно гигиенических норм, но несмотря на это состояние школы и земельного участка школы можно признать удовлетворительным. По выявленным нарушениям можно дать следующие рекомендации.
Рекомендации:
1. Увеличить площадь озеленения
2. Привести в порядок мусоросборники
3. Решить вопрос об использовании ледяного корта/футбольного поля
4. Привести в порядок уличный спортивный инвентарь
5. Очистить гимнастическую площадку
6. Провести профилактические беседы с учащимися и учителями о важности правильной посадки и осанки за учебной мебелью.
7. Оборудовать кабинеты партами разного размера (от А до Г).
8. Провести более детальную разработку расписания, опирающуюся на санитарно гигиенические нормы, а также на современные достижения науки в этой области.
9. Увеличить количество физкульминуток в старших классах, ввести гимнастику перед уроками, увеличить количество секций