Орфографическая разминка. Чистописание. И в любом кусочке хлеба
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Т..плоту р..дного неба,
Привкус доброго труда.
В. Кожевников
1. Какая орфограмма пропущена в словах?
2. К выделенным словам подобрать однокоренные слова.
3. От слова хлеб образовать имя прилагательное при помощи суффикса -н-.
4. Какой путь проходит хлеб, пока не попадет к нам на стол?
4.Чистописание:
хлеб хлебный хлебец
1. Выделить корень и окончание.
2. Какие суффиксы служат для образования этих слов?
Свежий хлеб каждое утро поступает в магазины.
1. Назвать орфограммы в словах.
2. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
3. Назвать пословицы о хлебе.
Сообщение темы и целей
Изучение новой темы.
а) языковое наблюдение на основе упр.165
- Прочитайте слова. Запишите эти слова. выделите в них окончание и корень .Обозначьте часть слова. которая стоит после корня.
Б) работа над правилом
- Что такое «суффикс»? Где он стоит?
Актуализация знаний
А) упр.166
- Образуйте от слов новые слова с суффиксами. Запишите эти слова.
Б) работа над правилом стр. 104
- Как найти суффикс? Как он выделяется в словах?
в) упр.168 /комментированное письмо/.
- Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них суффиксы.
Резерв./ Работа по карточкам/
Итог урока.
8. Домашнее задание.Стр. 102, 104 (прав.), упр. 171, сл.сл.
Тема: Суффикс, его роль в слове и тексте. Увеличительные суффиксы
Цели:
· Формировать умение находить в словах суффиксы, наблюдать за ролью его в слове, в тексте, познакомить с увеличительным суффиксом -ищ;
· Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
· Воспитывать аккуратность при письме.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания (письмо под диктовку , 1 чел. у доски). В выделенных словах выдели суффикс.
Над садом пролетела гроза. Деревья потемнели. Гроза смела с листьев скучную серую пыль и принесла чудную свежесть.
Ожил весь сад. Медовымручьём свистит иволга.
Орфографическая разминка. Чистописание.
Как у нашего к..та
Шубка очень х..р..ша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Гла..ки смелые,
Зу..ки белые.
Выйдет котик в огород —
Всполошится весь народ.
(Русская потешка.)
1. Объяснить правописание пропущенных орфограмм.
2. Какие суффиксы служат для образования выделенных слов?
Какое значение они придают слову?
кот
-
1. Записать однокоренные слова с суффиксами -ик-, -ищ-.
2. Обозначить морфемы.
Друзья подарили Тане рыженького котика.
1. Обозначить морфемы в словах рыженького и котика.
2. Составить свои предложения со словом котенок.
Сообщение темы и целей
Актуализация знаний.
- Что такое «суффикс»? Где он стоит?
А) упр.172
- Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите её.
Б) упр. 173
- Почитайте два текста. В каком из них о коте говорит мальчик, а в каком- мышонок? Какие суффиксы помогли вам ответить на вопросы?
в) упр.174 – (устно)
г) упр. 177 –Назовите спортсменов. Для этого к данным корням подберите подходящие суффиксы. Запишите слова. Обозначьте в них суффиксы.
д) упр.176 – от имён мальчиков и девочек образовать имена с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ушк- (-юшк-), -еньк-, -очк- (-ечк-).
Итог урока.
7. Домашнее задание.Упр. 180, слов.слова.
Дата ___________
Тема: Контрольный диктант
Цели:
Тема: Образование слов с помощью суффикса
Цель:
· Развивать умения в области анализа и синтеза слов с суффиксами, познакомить с суффиксами со значением лица (профессии),
· Организовать наблюдения за ролью суффиксов в тексте,
· Воспитывать культуру общения.
Ход урока
Организационный момент