Структура и трудоемкость дисциплины
Раздел «Физическая культура» предусмотрен учебным планом ООП ВПО у бакалавров с 1- го по 6-й семестр обучения.
Общая трудоемкость раздела составляет 2 зачетные единицы(400 академических часов).
Виды учебной работы указываются в соответствии с Примерной программой и представлены в таблицах 1-2.
Учебный процесс по разделу «Физическая культура» у студентов ТюмГУ 1-го и 2-го курсов организован на основе учета физкультурно-спортивных интересов студентов к различным видам физкультурно-спортивной деятельности и предоставления права свободного выбора элективных курсов по аэробике, баскетболу, боксу, дзюдо, волейболу, дартсу, тхеквондо, настольному теннису, плаванию, гиревому спорту, спортивной хореографии, футболу, лыжным гонкам, общефизической подготовке, оздоровительной гимнастике. У студентов 3-го курса учебный процесс организован с акцентом на общефизическую и теоретико-методическую подготовку.
Учебный материал дисциплины «Физическая культура» содержит традиционные разделы (блоки):
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к здоровью и физической культуре;
- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего владение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в выборе средств и методов физической культуры в целях укрепления здоровья и достижения физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||
В том числе: | - | ||||||
Лекции | - | ||||||
Методико-практические занятия (МПЗ) | |||||||
Учебно-тренировочные занятия (УТЗ) | |||||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | ||||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||||
0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура» проводится в форме зачета в каждом семестре обучения (с первого по шестой).
Таблица 2
Распределение учебных часов на освоение модулей и разделов учебного материала
Название учебного модуля | Семестр/ формы занятий/часы | |||||||||||||||||||||||||||||
Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | Теоретические | Методико-практические | Учебно-тренировочные | Из них в интер-активной форме | Сам. работа | |
1.Оздоровительные системы | - | 4 | - | 6 | - | - | 4 | - | 3 | - | 4 | 4 | ||||||||||||||||||
2.Общефизическая подготовка бакалавра | - | 4 | - | 3 | - | 4 | - | - | 5 | - | - | 5 | - | - | 5 | |||||||||||||||
3.Особенности занятий избранным видом спорта | - | 4 | - | 3 | - | 4 | - | - | 4 | |||||||||||||||||||||
4. Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни | - | - | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
5. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке бакалавра | - | - | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 12 | 12 | 12 | - | 12 | 12 | 12 | |||||||||||||||||||||||
Всего: | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Для получения зачета студенты 1-го и 2-го курсов должны набрать не менее 61 балла по специальной рейтинговой оценочной шкале. Для этого им необходимо посещать академические занятия (в случае пропуска по болезни необходима справка из медсанчасти ТюмГУ), успешно сдать контрольные нормативы (тесы) в зависимости от направленности учебного материала по физической, технической, теоретической или профессионально-прикладной физической подготовленности, принять участие в Днях здорового образа жизни, выполнить контрольную работу или контрольное задание (практико-ориентированный проект), принять участие в спортивно-массовых мероприятиях университета.
Шкала оценки успеваемости студентов:
- от 0 до 60 баллов – «незачет»,
- от 61 до 100 баллов – «зачет».
В каждом семестре обучения студент должен пройти промежуточную аттестацию в виде трех контрольных недель.
Семестры | Контрольные недели (баллы) | Итого баллов | ||
К1 | К2 | К3 | ||
I-IV | 15-25 | 20-35 | 26-40 |
Для получения зачета студентам 3-го курса необходимо посещать академические занятия (в случае пропуска по болезни необходима справка из медсанчасти ТюмГУ), успешно сдать контрольные нормативы (тесы) по физической подготовленности и письменно (контрольная работа) ответить на вопросы или решить задания по разделам теоретического и методического материала.
Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе по состоянию здоровья, проходят аттестацию на основе написания и защиты реферата.
Тематический план
Содержание и объем (час) учебного материала
Курс (1 семестр)
№ п/п | Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/ кол-во часов | ||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | |||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | ||||||
1. | Методы самоконтроля состояния здоровья, функциональных возможностей организма и работоспособности, (стандарты, индексы, программы) | ||||||
2. | Методы коррекции состояния зрительного анализатора | ||||||
Итого: | 0-25 | 4 | 4 | 2 | |||
2. Общефизическая подготовка бакалавра | 6-10 | ||||||
1. | Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, прыжки). | ||||||
2. | Методы оценки и развития выносливости | ||||||
3. | Методы оценки и развития скоростных способностей | ||||||
4. | Методы оценки и развития силовых способностей | ||||||
5. | Методы оценки и развития гибкости | ||||||
Итого: | 0-35 | ||||||
3.Особенности занятий избранным видом спорта | 11-17 | ||||||
1. | Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений | ||||||
2. | Специальная физическая подготовка | ||||||
3. | Обучение технике вида спорта | ||||||
4. | Обучение тактике вида спорта | ||||||
5. | Соревновательная практика | ||||||
Итого: | 0-40 | - | |||||
Всего: 68 | 0-100 | ||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме. |
Содержание и объем (час) учебного материала
Курс (2 семестр)
Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/ кол-во часов | |||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | |||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | ||||||
1. | 1. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом | 2 | 2 | ||||
2. | 2. Системы комплексного оздоровления человека | 2 | 2 | 2 | |||
3. | 3. Методика составления индивидуальных программ оздоровления и физического самосовершенствования | 2 | 2 | ||||
Итого: | 0-25 | 2 | 2 | 6 | 4 | ||
2. Особенности занятий избранным видом спорта | 6-10 | ||||||
1. | Специальная физическая подготовка | ||||||
2. | Обучение технике вида спорта | ||||||
3. | Обучение тактике вида спорта | ||||||
4. | Соревновательная практика | ||||||
5. | Судейская практика | ||||||
Итого: | 0-35 | ||||||
3. Общефизическая подготовка бакалавра | 11-17 | ||||||
1. | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | ||||||
2. | Развитие силовых способностей | ||||||
3. | Развитие гибкости | ||||||
4. | Развитие скоростных способностей | ||||||
5. | Развитие общей выносливости | ||||||
Итого: | 0-40 | ||||||
Всего: 68 | 0-100 | ||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме |
Содержание и объем (час) учебного материала
Курс (3 семестр)
(на примере элективного курса «Волейбол»)
Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/кол-во часов | ||||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | ||||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | |||||||
Основы методики самомассажа | ||||||||
Оздоровительные дыхательные гимнастики | ||||||||
Критерии эффективности здорового образа жизни | ||||||||
Итого | 0-25 | |||||||
2. Общефизическая подготовка бакалавра | 6-10 | |||||||
Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции | ||||||||
Развитие силовых способностей | ||||||||
Развитее гибкости | ||||||||
Развитие скоростных способностей | ||||||||
Развитие общей выносливости | ||||||||
Итого: | 0-35 | |||||||
3. Особенности занятий избранным видом спорта | 11-17 | |||||||
Основы спортивной тренировки волейболистов. Структура и организация учебных занятий по волейболу. | ||||||||
Специальная физическая подготовка | ||||||||
Обучение технике игры в волейбол | ||||||||
Обучение тактике игры в волейбол | ||||||||
Подготовка и проведение соревнований | ||||||||
Итого: | 0-40 | |||||||
Всего: 68 | 0-100 | |||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме | ||||||||
Содержание и объем (час) учебного материала
Курс (4 семестр)
(на примере элективного курса «Волейбол»)
Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/кол-во часов | |||||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | |||||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | ||||||||
Методы оценки и коррекция осанки и телосложения на занятиях физической культурой | |||||||||
Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) | |||||||||
Итого: | 0-25 | ||||||||
2.Особенности занятий избранным видом спорта | 6-10 | ||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||
Обучение технике игры в волейбол | |||||||||
Обучение тактике игры в волейбол | |||||||||
Соревновательная практика | |||||||||
Судейская практика | |||||||||
Итого: | 0-35 | - | - | ||||||
3.Общефизическая подготовка бакалавра | 11-17 | ||||||||
Методика проведения учебно-тренировочного занятия | |||||||||
Развитие координации | |||||||||
Развитее гибкости | |||||||||
Развитие скоростно-силовых способностей | |||||||||
Развитие общей выносливости | |||||||||
Итого: | 0-40 | - | - | ||||||
Всего: 68 | 0-100 | - | |||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме | |||||||||
Содержание и объем (час) учебного материала
Курс (Y семестр)
Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/кол-во часов | |||||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | |||||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | ||||||||
Здоровьесберегающие технологии | |||||||||
Итого: | 0-25 | ||||||||
2. Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни | 6-10 | ||||||||
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья | |||||||||
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | |||||||||
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | |||||||||
Итого: | 0-35 | - | - | ||||||
3.Общефизическая и лыжная подготовка бакалавра | 11-17 | ||||||||
Развитие общей выносливости | |||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||
Обучение технике попеременному двухшажному ходу | |||||||||
Обучение технике одновре-менному одношажному ходу | |||||||||
Обучение технике одновре-менному бесшажному ходу | |||||||||
Итого: | 0-40 | - | - | ||||||
Всего: 64 | 0-100 | ||||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме | |||||||||
Содержание и объем (час) учебного материала для студентов
Курса (YI семестр)
Модуль и тема программного материала | Недели/ баллы | Формы занятий/кол-во часов | |||||||
Л | М-П | У-Т | С/Р | ИФ | |||||
1.Оздоровительные системы | 1-5 | ||||||||
Здоровьесберегающие технологии | |||||||||
Итого: | 0-25 | - | |||||||
2.Физическая культура в подготовке бакалавров | 6-10 | ||||||||
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке бакалавров | |||||||||
Общая и специальная физическая подготовка бакалавров | |||||||||
Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров | |||||||||
Итого: | 0-35 | - | - | ||||||
3.Общефизическая подготовка бакалавра | 11-17 | ||||||||
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода | |||||||||
Совершенствование техники одновременного одношажного хода | |||||||||
Совершенствование техники одновременного бесшажного хода | |||||||||
Развитие координационных способностей | |||||||||
Развитие общей выносливости | |||||||||
Итого: | 0-40 | - | - | ||||||
Всего: 64 | 0-100 | ||||||||
Примечание: Л- лекции; М-П- методико-практические занятия; У-Т- учебно-тренировочные занятия; С/Р самостоятельная работа; ИФ- в том числе в интерактивной форме | |||||||||
·
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Параметры | Практика | Тестирование | Технические формы контроля | Письменные работы | Итого количество баллов | |||||||||
Ак.ад. занятие | Участие в СММ | Участие ДЗОЖ | Мини-урок | Физического развития | ОФП | ТП | ППФП | программы компьютерного тестирования | комплексные ситуационные задания | тест | Контрольная работа (реферат) | |||
Одна единица измерения | 0-1 | 0-2 | 0-2 | 0-2 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | - | 0-5 | 0-5 | 0 - 14 | |
Всего | 0-34 | 0-25 | 0-25 | 0-15 | 0-15 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | ||||||
Виды контроля