По радио сигналы подаются зуммером или постукиванием по микрофону
Для выдерживания направления движения в группе необходимо выделять
Так называемых ориентировщиков, которые должны постоянно контролировать
По компасу, небесным светилам и местным ориентирам правильность направ-
Ления движения. Кроме того, командир группы назначает счетчиков пар ша-
Гов и периодически сверяет данные ориентировщиков со своими данными и
Маршрутом, намеченным по карте или схеме.
Скорость движения устанавливается с учетом сложности и протяженности
Маршрута, времени года, погоды, состояния грунта, других условий обста-
Новки.
В зависимости от этих условий скорость движения может быть различной.
Опыт подсказывает, что средней скоростью пешехода по равнине с твердым
грунтом считается: без груза - 4-5 км/ч, с грузом - 34 км/ч. При расчете
Скорости марша по пересеченной местности следует вводить поправки на
Подъемы и спуски и в зависимости от углов наклона принимать следующие
скорости движения (см. табл.):
Угол наклона, Скорость, км/час
Градус на подъемах на спусках
5-10 3 4
10-15 2,5 3
15-20 2 2.5
20-25 1,5 2
25-30 1 1,5
В зимних условиях скорость движения пешехода резко снижается из-за
Снежного покрова. Так, при глубине снега 30-50 см она составляет не бо-
лее 2 км/ч, при 50-75 см - 1 км/ч, выше 75 см - не более 0,5 км/ч. Ис-
Пользование при передвижении лыж и снегоступов позволяет значительно по-
Высить скорость. Рассчитывая скорость марша, надо ориентироваться на
Возможности самых медлительных разведчиков группы и тех, кто несет наи-
Более тяжелый груз.
Важное значение для поддержания высокой скорости передвижения и сох-
Ранения сил личного состава имеет правильное сочетание интенсивного дви-
Жения и отдыха.
Для кратковременного отдыха на марше, а также для уточнения местона-
Хождения и определения направления дальнейшего движения, для осмотра и
Приведения в порядок обуви, одежды, снаряжения назначаются привалы. Пер-
Вый привал продолжительностью 5-10 мин целесообразно устроить через
Мин после начала движения. Во время привала устраняются выявившие-
Ся недостатки в подгонке снаряжения, одежды и прежде всего обуви. После-
Дующие привалы назначаются при движении по среднепересеченной местности
Через каждые 1,5-2 ч движения. Продолжительность привалов 10 мин. При
Подъемах промежутки между привалами необходимо сокращать по мере увели-
чения крутизны подъема. Так, при крутизне подъема 15-25% привалы следует
Делать примерно через 50 мин, а при более крутых подъемах чаще.
Если намечается пройти около 30 км и более в условиях темноты, то
Привал объявляется при преодолении половины пути на 1-2 часа для отдыха
И приема пищи. В тех случаях, когда выбранный маршрут не может быть
Пройден за одну ночь, перед наступлением светлого времени разведыва-
Тельная группа останавливается на дневку. Районы дневок определяются ко-
Мандиром группы заранее, при разработке маршрута по карте, а в последую-
Щем уточняются по прибытии в намеченный район.
Во время привалов организуется круговое охранение (наблюдение) и про-
Изводится расчет личного состава группы для действий в случае внезапного
Нападения противника.
Для успешного достижения целей марша важное значение имеет заблагов-
Ременная и целеустремленная подготовка к нему.
Командир группы должен определить: вооружение личного состава, боевые
Средства и груз для каждого разведчика группы; нормы обеспечения боепри-
Пасами и продовольствием, порядок их расходования; места и порядок укры-
Тия лишнего имущества (если оно оставляется в исходном районе); экипи-
Ровку личного состава и меры по повышению скорости движения (одежда,
Специальная обувь, лыжи, горное снаряжение, переправочные средства), ис-
Ходя из характера местности в районе предстоящего марша, климатических и
Погодных условий; порядок медицинского обеспечения на марше.