Падение перуна

Заведующий редакцией С. Дмитриев Гедактор М. Ганичева

Художественный редактор В. Тихомиров Технический редактор В. Пилкова Корректоры Т. Пескова, Т. Контиезская

Сдано в набор 24.12.87. Подписано в печати 1803.88. А03019. Формат 84X1087)2. Бумага типографская № 2. Гарнитура «Школьная». Печать высокая. Условн. печ. л. 12,6. Условн. кр- отт. 13,02. Учетно-изд. л. 12.7. Тираж 150 000 экз. (1-й завод — 75 000 экз.) Цена 50 коп. Заказ 2578.

Типография ордена Трудового Красного Знамени издательско- полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес ИПО: 103030, Москва, Сущевская, 21.

ISBN 5-235-00053-6



[1] Название «Русь» в источниках пишется различно: Рутения, Ругия, Руция, Росия, Руйа и т. д. Встречается название более чем в десятке мест в Европе.

[2] Обряд «разувания» в знак покорности будущему супругу, видимо, не был всеобщим. Это примета русов или варяго-русов.

[3] Это указание летописи специалисты понимают различно: «сыны и дщери» то ли приносятся в жертву, то ли участвуют в обряде. Но смысл осуждения именно в бесчеловечности вводи­мых обрядов.

[4] По мнению Шахматова, этот свод нашел отражение в так называемом младшем изводе Новгородской Первой летописи. Новгородская Первая летопись известна в двух редакциях: старшая — это Синодальный список Х1П—XIV веков, млад­шая — ряд списков XV века. По мнению Шахматова, в XV веке в начальной части летописи «Повесть временных лет» была за­менена более ранним Начальным сводом. Однако совпадения с текстом летописей, содержащих «Повесть временных лет», про­должаются не до 1095-го, а до 1115 года. В Новгородской Пер­вой летописи нет ряда сюжетов, содержащихся в «Повести времен­ных лет». Особенно существенно, что в ней нет большинства на­чальных статей, в частности, извлечения из какого-то «Сказани о славянской грамоте». На этом основании начальные стать связывают с творчеством составителя «Повести временных лет начала XII века. Между тем они явно составлены намного ран ше, по большей части во времена Владимира. В них заме связь с моравской письменной традицией, а племя поляне-р выводится с Дуная (из Норика). Новгородский летописец не и принять такой версии, потому что считал русь варяжск племенем, а новгородцев выводил «от рода варяжска».

[5] Редакцией 1116 года считается текст, содержащийся в Ла рентьевской летописи 1377 года, а также сходной с ней Рада виловской и некоторых других летописей. Редакцию 1118 го; усматривают в Ипатьевской летописи (старший список перв) четверть XV века). Дата 1116 указана самим автором — Сэд вестром. Дата 1118 выводится по косвенным данным. В сам Ипатьевской летописи под этим годом рубеж не просматриваем

[6] В летописи «развращение» римской церкви связывается именем папы Петра Гугнивого, якобы пришедшего в Рим по седьмого собора 787 года. Предание зародилось где-то в слав ских областях независимо от Константинополя и является звуком борьбы каких-то общин против наступления римск церкви.

[7] Апокриф — сочинение на библейскую тему, отвергаемое церковью.

[8] Около этого времени в Константинополе действительно 6i ло два императора, а патриарший стол пустовал. Но эти «Д1 царя» попали сюда, очевидно, из последующего текста Корсу окого сказания. В первоначальном рассказе же картина прв ставлена исходя из общих соображений.

[9] Нестор-летописец известен по Печерскому патерику (XIII в.). Но ссылки на эту летопись показывают, что имеется в виду не «Повесть временных лет», а какая-то преимущественно церковная летопись, прославляющая монахов Печерского монастыря.

[10] Летописец называет себя «учеником Феодосия». Нестор был учеником сменившего Феодосия игумена Стефана. Феодосия же он лично не знал.

[11] Богомильство — распространившаяся на Балканах,?,! особенно в Болгарии X—XIV веков, ересь. Отличительный ее признак — двойственная природа мироздания, изначальная борь­ба добра и зла, бога и сатаны. При большом разнообразии от-| тенков, характеризовалась в целом мрачным взглядом на жизнь,! усугубляемым ухудшением материального положения в связи с развитием феодальных отношений и постоянного внешнего дав-; ления. Родственными течениями являются более ранние мани-' хейство и павликианство и позднейшие западноевропейские аль­бигойцы.

[12] Вено — первоначально плата за невесту, позднее также приданое.

4 а. Кузьмин

[13] Смысл притчи в том, что еврейский царь хвалился своим богатствами перед вавилонскими послами, прибывшими спр&. виться о здоровье. Пророк Исайя же предсказал, что именно Вавилон эти богатства вместе с народом и будут взяты.

[14] Мрачный аскетизм может быть увязан с одним направлен ем, проповедовавшимся в Печерском монастыре.

[15] К а н о н — церковное установление, обязательное для ве­рующих.

[16] Пантеизм — отождествление бога с природой («все — бог»).

[17] Направление протестантизма, возглавляемое Ж. Кальви­ном (1509—1564).

[18] От греческого «единая природа».

[19] Иконоборцы выступали против почитания икон, усматривая -в этом проявление языческого идолопоклонства.

[20] Несторий — константинопольский патриарх (428—431), признававший за Христом человеческую природу. Осужден собо­ром 431 года.

7 А. Кузьмин

[21] Самаритяне — потомки вавилонских колонистов в Па­лестине и религиозная секта, отколовшаяся от иудаизма.

[22] Не с этим ли событием связаны дунайские мечтания Свя­тослава?

[23] Огромное количество подобных примеров воспроизводится в дьух книгах о язычестве Б. А. Рыбакова.

Наши рекомендации