Щепки, щавель, щеколда, плащ; тень, пять, сеть, костюм, утюг
телефон, паутина, дети, ботинки, утёнок, утята, телёнок, девять,
десять), наборы для составления схем, тетради, ручки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Произнесение, сопоставление звуков [Щ]-[Т’].
4. Различение звуков [Щ]-[Т’]:
а) в слогах: ащ, ать, ща, тя, ти, ить, щи, ищ, ще, те …;
б) в словах: щётка, тётка, тёрка, щипать, трещать, телефон, ботинки,
восхищение, восхитить …;
в) по картинкам на панно: отбор картинок сначала на [Щ], затем – на [Т’] с
определением
слогового состава;
г) воспроизведение слоговых рядов:
ащ-ащ-ать
тя-ща-тя и т.д.
5. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.
6. Спряжение по образцу:
Восхищаться весенним щебетанием птиц.
7. Подбор родственных слов:
Птица – птичка, птенец, пташка, птичий, птенчик, пташечка;
Щегол – щеглёнок (щеглята), щеголиха, щеглиный.
Физминутка.
9. Подбор признаков действий к предмету, обогащение лексики синонимами:
Птица
быстрокрылая щебечет
весёлая (поёт, заливается)
звонкоголосая летает
теплолюбивая порхает
трудолюбивая носится
заботливая кружит
прожорливая ест
красивая питается
полезная кормится
проворная клюёт
(ловкая, шустрая) строит гнёзда (делает, вьёт)
выводит птенцов
10. Составление схем предложений:
Птички весело щебечут.
Щеглы громко кричат.
11. Упражнение в образовании и употреблении действительных причастий настоящего
времени по данному образцу – игра «Эхо»:
звенеть – ученики услышали звенящий звонок
журчать – мы подошли к журчащему ручью.
свистеть - шипеть - блестеть - блистать -
читать - летать - таять - видеть -
кричать - гудеть - кипеть - идти –
дышать - нести - защищать - сверкать –
щебетать - пищать - бурлить - трещать –
сидеть - дрожать - искать - дымиться –
12. Итог занятия:
- припоминание картинок на [Щ], [Т’]
Подг.гр ФФН
Занятие № 33-3
Тема: «Звуки [Ш]-[Щ]»
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [Ш]-[Щ].
2. Практическое усвоение словообразования страдательных причастий
прошедшего времени и отглагольных существительных.
3. Употребление в речи сложноподчинённых предложений.
4. Обогащение лексики синонимами, родственными словами.
5. Закрепление навыков чтения и печатания.
Оборудование: предметные картинки (шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа,
Бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка, мышка,
Пушка, шкаф, подушка, катушка, вишни, ландыш, мишка; роща, щука,
площадь, лещ, овощи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щётка, пещера,
удилище, вещи, щит, щепки, щавель, плащ), текст рассказа «Воробей» по
И.С.Тургеневу, наборы для составления схем, карточки-схемы, два панно,
тетради, ручки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание звуков [Ш], [Щ] по характеристике, произнесение, сопоставление.
4. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
а) ша-ща аш-ащ б) чаща-чаша защита –
шо- ош - щелк - помещать –
шу - уш - пищу - укрощать –
ши - ыш - прощу - пищи –
5. Различение звуков [Щ]-[Ш] в упражнениях с предметными картинками:
а) проговаривание;
б) отбор картинок на [Ш],[Щ] – две команды;
в) составление сложноподчинённых предложений с отобранными картинками по
образцу: Когда идёт дождь, я надеваю плащ.
6. упражнение в образовании страдательных причастий прошедшего времени и
отглагольных существительных по образцу – игра «Эхо»:
осветить – освещенное окно – яркое освещение
смутить –
восхитить –
посвятить –
известить –
возвратить –
простить –
возмутить –
Физкультминутка.
8. Рассказ «Воробей» по И.С.Тургеневу:
а) чтение логопедом;
б) отбор картинок на [Ш], [Щ] – две команды;
в) беседа:
Откуда возвращался автор (охотник)?
Где шел охотник, когда возвращался с охоты домой?
С кем он возвращался?
Кого увидели охотник и собака, когда возвращались с охоты?
Как выглядел воробышек?
Каким он казался?
Как повела себя собака, когда увидела воробышка?
Как вёл себя воробей, когда угроза нависла над его детищем?
Как можно назвать поведение воробья? (Синонимы: смелое, храброе,
мужественное, бесстрашное, отважное, геройское поведение).
Как называет писатель поведение воробья?
(стимулировать использование в ответах детей сложноподчинённых
предложений.)
г) повторное чтение;
д) пересказ;
е) вопросы детей к друг другу и логопеду по содержанию рассказа.
9. Лексические и грамматические упражнения на материале рассказа:
а) родственные слова:
воробей – воробышек. Воробьиха, воробьёнок (воробьята), воробьиная,
воробьишко;
б) подбор признаков и действий:
воробей
весёлый чирикает
маленький летает
шустрый клюёт
смелый ловит мошек
проворный купается
10. Составление схем предложений:
Воробышек пищал.
Пёс смещено отошел.
11. Итог занятия:
- скороговорки на [Ш], [Щ].